Дополнительное образование. Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга по математике для детей дошкольного возраста 3-7 лет.
материал по математике

Федоренчик Марина Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diognosticheskiy_instrumentariy_matem.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

Дополнительное образование.

Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга

по математике для детей дошкольного возраста 3-7 лет.

Дополнительное образование.

 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

  1. Уровень знаний о количестве, счет в пределах 20:

А) Выявление знаний цифр и умения определять место числа среди других чисел ряда.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке (от 0 до 9).

Задание:

Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те числа, которые ему покажут (7, 4, 5, 9); назвать число, которое находится между числами 3 и 5; 7 и 9; 6 и 8; 2 и 4.

Б) Выявление умений называть числа в прямом и обратном порядке, соотнесения цифры и количества предметов.

Материал: цифры, кружочки.

Задание:

- Воспитатель предлагает ребенку посчитать в пределах 10 в прямом и обратном порядке (без опоры на наглядность).

- Посмотри на цифры (воспитатель предлагает 2 варианта), и положи рядом с каждой цифрой соответствующее количество кругов.

В) Дидактическое упражнение «Веселые игрушки» - выявление умения считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20; пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Материал: 15-18 разных мелких игрушек.

Задание:

- Разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.

- Сколько всего игрушек?

- Который по счету мишка?

- А мячик? И т.п.

Г) Дидактическое упражнение «Что будет, если…» - на выявление знаний   о составе первого десятка (из отдельных единиц).

Задание:

Подумай и дай правильный ответ:

- Что будет, если к 7 прибавить 1? (получится число 8)

- К 9 прибавить 1?

- Как получить число 8, если есть число 9? (убрать 1 единицу)

- Что будет, если сложить три единицы? (получится число 3)

- А если сложить 5 единиц? (Число 5)

Д) Дидактическая игра «Назови соседей» - выявление умения раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе).

Материал: дидактическая игра «Назови соседей»: домик, цифры.

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку найти соседей для двух чисел (на усмотрение воспитателя).

Е) Выявление умения составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий.

Материал: цифры от 0 до 9, знаки «+», «-», «=»; предметные картинки для задачек.

Задание:

- Рассмотри картинки и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи (на сложение и вычитание).

Ж) Дидактическая игра «Пойдем в магазин».

Материал: монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Задание:

Воспитатель говорит, что нужно сходить в магазин, но она забыла, какие деньги есть у нее в кошельке, просит ребенка помочь ей и назвать монеты.

Критерии оценки:

4 балла – ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда.

3 балла – ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их.

2 балла – ребёнок правильно определяет количество предметов на основе счёта, уменьшает и увеличивает число на единицу, но допускает ошибки, соотносит количество предметов с цифрой. Ошибается при определении места числа среди других чисел.

1 балл – ребёнок допускает много ошибок, даже с дополнительными объяснениями и показами воспитателя; не понимает заданий.

  1. Уровень знаний детей о величине:

А) Дидактическая игра «День рождения Винни-Пуха» - выявление умения делить квадрат, круг на две и четыре равные части.

Материал: 3 круга и 3 квадрата, ножницы.

Задание:

- Вини-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на две и четыре равные части.

- Подумай и ответь: часть круга, квадрата больше или меньше целого? Как можно назвать эти части? (половина, одна вторая, одна четвертая).

Б) Дидактическое упражнение «Дорожки» - выявление умения измерять длину с помощью условной мерки.

Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см – условная мерка.

Задание:

- Рассмотри дорожки.

- Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая короткая?

- Как это проверить?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на две и четыре равные части и объясняет, что части меньше целого; правильно определяет название частей; при выполнении задания 2 самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод.

3 балла – ребенок достаточно уверенно делит круг и квадрат на две и четыре равные части и объясняет, что части меньше целого; определяет название частей с небольшой помощью взрослого; при выполнении 2 задания правильно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод с небольшой подсказкой воспитателя.

2 балла – ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части, но не может дать название частям; при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно.

1 балл – ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части, не понимает значение понятий «целое» и «часть»; не имеет представлений о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой даже после показа воспитателем.

  1. Уровень знаний детей о форме:

Дидактическое упражнение «Назови геометрические фигуры»

Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, пятиугольники; объемные - шар, куб, цилиндр, конус.

Задание:

А) Воспитатель предлагает ребёнку отложить в сторону все плоские фигуры. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Б) Сравнение круга и квадрата (наличие и отсутствие углов)

В) Назови объемные фигуры.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок имеет чёткие представления о геометрических фигурах (плоскостных и объемных). Делает обобщение «многоугольник», знает понятие «угол».

3 балла – ребенок имеет чёткие представления о геометрических фигурах (плоскостных и объемных). С помощью воспитателя делает обобщение «многоугольник», знает понятие «угол».

2 балла – ребенок путается в определении названий некоторых фигур, не может дать обобщение, но может объяснить различие между кругом и квадратом.

1 балл – ребенок не понимает заданий, не может назвать даже плоскостные фигуры.

  1. Ориентировка в пространстве:

Дидактическая игра «Волшебная точка» - выявление умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Материал: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш.

Задание:

От заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево – должен получиться стульчик.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки.

3 балла – ребенок справился с заданием, но был не уверен, часто просил повторить или уточнить задание.

2 балла – ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо).

1 балл – ребенок не справился с заданием, допустил более 3 ошибок.

  1. Ориентировка во времени:

А) Дидактическая игра «Живая неделя»

Материал: карточки с цифрами от 1 до 7.

Задание:

- Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует.

- Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их.

Б) Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц»

Задание:

- Назови, какой сейчас месяц?

- Как называется первый (второй) месяц весны?

В) Дидактическое упражнение «Определи время» (точность до 1 ч)

Материал: циферблат часов.

Задание:

- Который час? (2-3 варианта)

Критерии оценки:

4 балла – ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные; умеет определять время                         с точностью до 1 часа.

3 балла – ребенок справился с заданием, но был не уверен, часто просил повторить или уточнить задание.

2 балла – ребенок знает последовательность дней недели, но затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрой, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц; неуверенно определяет время.

1 балл – ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов.

  1. Формирование логики:

А) Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.

Материал: Логические таблицы.

Задание:

Детям показывается логическая таблица, предлагается найти недостающую фигуру и поразмышлять вслух.

Б) Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.

Материал: Набор элементов игры "Танграм", схемы к игре.

Задание:

Ребёнку предлагается из элементов " Танграм " придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок «читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.

3 балла - ребенок с небольшой помощью воспитателя «читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания отражает в речи.

2 балла – ребенок с помощью воспитателя выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может «расшифровать» условные обозначения. Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер. С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.

1 балл – ребенок неуверенно выполняет действия в заданной последовательности даже после помощи воспитателя или не справляется совсем. В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет. Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.

Диагностика

                                                      Образовательная область «Познавательное развитие»

                                                                                        Учебный год 2018-2019г.

Диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы.

Ф.И. ребёнка

 «Формирование элементарных математических представлений»

Развитие (конструктивной) деятельности

Уровень знаний о количестве, счете

в пределах 20

Уровень знаний детей о величине

Уровень знаний детей о форме

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Формирование логики

Умение соотносить

конструкцию предмета

с его назначением:

Уровень развития умения строить разные конструкции по рисунку и словесной инструкции воспитателя, ориентировка на листе бумаги

итог

Сен.

май

Сен.

май

Сен.

май

Сен.

май

Сен.

май

Сен.

май

Сен.

май

Сен.

май

Сен.

май

1

Итог:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач детей дошкольного возраста, так  как дошкольный возраст, сенситивный период для ее становления. Педагогу для успешного формирования музы...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....