Задания по математике для старших и средних групп
план-конспект занятия по математике

Петелина Анна Андреевна

Предварительный просмотр:

                                        Практический

                              материал для родителей

                           «Занимательная математика дома»

                               Играем вмести с детьми

 

Счет в дороге

 

   Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

 

Сколько вокруг машин?

 

   Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

 

Мячи и пуговицы

 

   Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

 

Далеко ли это?

 

   Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

 

Угадай, сколько в какой руке

 

   В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

 

Счет на кухне

 

   Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

 

Сложи квадрат

 

   Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей и предложите ему  составить из них фигуру. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Так же с детьми можно предложить логические задачки:

Три яблока из сада

Ежик притащил.

Самое румяное

Белке подарил.

С радостью подарок

Получила Белка.

Сосчитайте яблоки

У ежа в тарелке!(2)

К богатой кошке гость пришел – 

Известный в городе козел

С женой седой и строгой

Козою длиннорогой.

Петух явился боевой.

За петухом – наседка,

И в мягкой шапке пуховой

Пришла свинья – соседка.

Пересчитай скорей

Всех кошкиных гостей!(5)


На большом диване в ряд 

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок...

Помогите вы Танюшке

Сосчитать свои игрушки!(6)

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок  в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

Теплом полушубка.

Сколько всего гостей?

Посчитай скорей! (7)

Мы — большущая семья, 

Самый младший — это я. 

Сразу нас не перечесть: 

Маня есть и Ваня есть, 

Юра, Шура, Клаша, Саша 

И Наташа тоже наша. 

Подсчитайте поскорей, 

Сколько нас в семье детей?(8)



Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений в средней группе ДОУ

(занятие с детьми в формате "Сидим дома!")

Предлагаю Вам поиграть с ребенком в следующие игры:

-на формирование и закрепление геометрических представлений:

Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой!»

 

Цель: формировать умение различать форму предметов и соотносить этуформу с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником, квадратом и прямоугольником);развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы и оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, предметыразной формы (например, книга, коробка -прямоугольник, пуговица, скотч- круг, треугольник, косынка-треугольник и т.д.)

Подготовка:приготовить карточки с изображением геометрических фигур (можно привлечь ребенка к их изготовлению -предложить раскрасить фигуры), разложить на ковре предметы разной формы.

Ход игры:

Перед началом игры показать ребенку карточки с изображением геометрических фигур, уточнить все ли фигуры он называет правильно, а затем рассказать сказку.

«Очень любят жители сказочного царства-государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу и вернуться домой!»

Примечание: правила игры можно изменить:предложить ребенку в комнате самому найти предметы разной формы и вернуть их домой.

-на закрепления понятия порядковогозначения числа:

Памятка для родителей.

Отличие порядкового счета от количественного:

- цель количественного счета – определение общего количества элементов множества, цель порядкового счета – определение места предмета среди других;

- при количественном счете используются количественные числительные (один, два и т.д.), при порядковом – порядковые (первый, второй и т.д.);

- при количественном счете отвечаем на вопрос «Сколько?», при порядковом – «Какой по счету?» или «Который?» или «На котором месте стоит этот предмет?»;

- при количественном счете направление не имеет значения, при порядковом – имеет значение;

- при количественном счете последнее названное числительное относится ко всей совокупности, при порядковом оно имеет два значения: относится ко всей совокупности, если перечислены таким образом все предметы, указывает место последнего предмета среди других, а если порядковый счет останавливается не на последнем предмете, то порядковое числительное указывает только его место.

Дидактическая игра «Скажи, который уехал (ушел, убежал)».

Цель: закрепить понятие порядкового значения числа в пределах 5 (для средней группы), умения отвечать правильно на вопрос "Который по счету?"

Материалы и оборудование:  5 одинаковых игрушек .

Ход игры:На стол ставятся одинаковые игрушки.

Ребенок расставляет их в «линеечку» на одинаковом расстоянии друг от друга и пересчитывает их.

Взрослый спрашивает, который по счету синий автомобиль, зеленый и т.д.Ребенок отвечает на вопросы.

Затем ребенок закрывает глаза или отворачивается.  В это время убирается одна игрушка из ряда.  По пустому месту ребенок должен определить, «который автомобиль уехал - второй, третий, пятый и т.д.»

Примечание:Начинают игру с трех игрушек, постепенно доводя до 10. Если игра усложняется, то убирается не один предмет, а два.



Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений в средней группе ДОУ

(занятие с детьми в формате "Сидим дома!")

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. 

Предлагаю Вам поиграть с ребенком в следующие игры:

-  на ориентировку в пространстве:

 Игра «Что где?»

Цель: учить ребенка ориентироваться в пространстве (различать положение предметов в пространстве - спереди, сзади, справа, слева)).

Материалы и оборудование:  игрушки.

Подготовка: расставить игрушки в разных местах комнаты.

Ход игры:  Спросить ребенка, какая игрушка стоит спереди, сзади, слева, справа.

-на закрепление навыка сравнения и уравнивания двух групп предметов:

Игра "Больше, меньше, поровну." (на кухне)

Цель: закреплять у ребенка навыки сравнивать две группы предметов (в пределах 5-ти), уравнивать их, обозначать результаты сравнения словами: поровну, больше, меньше

Материалы и оборудование: тарелки, вилки ( варианты чашки и чайные ложки).

Ход игры: предложить ребенку помочь накрыть стол, приготовив тарелки и вилки, так, чтобы чего-то было больше, чего-то меньше. Спросить ребенка: всем ли тарелкам хватает вилки? Чего больше, чего меньше? Как это проверить? (Способом приложения или наложения) Что нужно сделать, чтобы тарелок и вилок стало поровну? (Убрать лишнюю тарелку или добавить недостающую вилку)

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "День защитников Отечества". Средняя группа

Домашнее задание на тему "День защитников Отечества" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возра...

Конспект занятия по математике и конструированию в средней группе «Путешествие по стране Математике» 9.01.2019 год

Математика  с использование конструктивно-модельной деятельности в средней группе .9.01.2019 год...

Задание по математике для старшего дошкольного возраста.

Занимательные игнорвые заданитя для дошкольников,чтобы закрепить и проверить знания ребёнка....

Карточки-задания по математике для старшей группы "Геометрические фигуры. Состав числа. Счёт до 10"

Карточки-задания по математике для старшей группы "Геометрические фигуры. Состав числа. Счёт до 10...

КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ ТЕМА: "МАТЕМАТИКА В ЛЕСУ" в средней группе.

Тема: «Математика в лесу»Программное содержание:1.Закрепить умение сравнивать две группы предметов, формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёта...

Конспект занятия по математике и конструированию в средней группе «Путешествие по стране Математике»

Конспект  занятия по математике и конструированию в средней группе «Путешествие по стране Математике»Программное содержание:Закрепить счетные умения, знание геометрических фигур, умен...

Конспект по математике с использованием ИКТ Изучаем математику с куклой Катей.Средняя группа

Конспект по математике с использованием ИКТ Изучаем математику с куклой Катей.Средняя группа...