Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»
план-конспект занятия по математике

Панкрушина Наталья Владимировна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

в разновозрастной группе   «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_femp_samoobrazovanie_2018_g.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

 в разновозрастной группе

 «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»

     

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествие, повышение интереса детей к изучению математики.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
  • формировать навык составления и решения простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10;
  • продолжать учить называть дни недели, времена года, месяцы;
  • продолжать формировать навык полных ответов на вопросы, мыслительные операции.

Развивающие:

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к математике;
  • творческую активность.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.

Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальная работа с детьми.

Методические приёмы:

  • Игровой: использование сюрпризных моментов.
  • Наглядный: использование карточек, экран.
  • Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Оборудование и материал:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, мышь, набор цифр от 1 до 10 на каждого ребенка,  геометрические фигуры разных цветов, мяч, медали.

Форма организации: групповая.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.Организационный момент

«Игра - приветствие» (дети входят в зал, встают полукругом)

Воспитатель:  Скажем «здравствуйте друг другу».

                          Нам здороваться ни лень:

                          Всем «привет!» и «добрый день!»;

                          Если каждый улыбнётся –

                          Утро доброе начнётся.

-Доброе утро! (дети улыбаются, приветствуют гостей)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами не простой, а очень серьёзный и ответственный день. Мы  собрались здесь, потому что  нам по электронной почте  пришло видео письмо. Давайте посмотрим на экран,  и послушаем, о чем в нем говорится.

Письмо

 « Здравствуйте, друзья! Я королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала,  как вы интересно играете. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в моем королевстве произошла путаница, все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. 
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. Я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь жителям математической страны?

- Не боитесь трудностей?

- Там наверняка нас ждут приключения.

- Но прежде чем отправиться в страну и не заблудиться там, давайте сориентируемся во времени. Согласны?

2. Основная часть

Задание № 1

Интеллектуальная разминка с мячом «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» (воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч)

  • Сколько месяцев в году? 
  • Какое сейчас время года?
  • Сколько дней в неделе?
  • Сколько выходных дней в недели? 
  • Назовите первый день недели?
  • Какой сегодня день недели?
  • Какой день недели будет завтра?
  • Какой день будет после субботы?
  • Как называется день недели между четвергом и субботой? 
  • Что больше, месяц или год?
  • Каким месяцем заканчивается год?
  • Каким месяцем начинается год?
  • Как называется время суток, когда мы делаем зарядку?
  • Сколько всего частей суток?
  • В  какое время суток светит луна?

Воспитатель: Вот и попали мы в страну математики, посмотрите какая она большая, если мы будем ходить пешком, мы ничего не успеем сделать.

- Вы согласны путешествовать  на поезде? (да)

Воспитатель: А что нужно купить для поездки на поезде? (билеты) 
Воспитатель: Уважаемые пассажиры! Берите билеты и занимайте в вагонах свои места.

Дидактическая игра «Найди свое место» 

- Вы заметили, что билеты необычные  (билеты - это карточки с кружками, а на стульях карточки с соответствующей цифрой). 
- Как же узнать, какое у вас место? (нужно сосчитать, сколько кружков на билете, и найти место с цифрой, соответствующей количеству кружков)

Воспитатель: Молодцы, занимайте свои места.  

- Ну что, Поехали!  (звучит гудок паровоза )

Воспитатель: Ветер  по полю гуляет, паровозик обдувает.

                        Он бежит среди лугов, среди деревьев  и цветов.

                        Он дорогу свою знает и теперь он прибывает…

- А прибывает наш поезд на станцию «Веселые  цифры» (дети садятся за столы)

Задание №2

Дидактическая игра «Поставим цифры в ряд» 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, злая колдунья перепутала все цифры. Давайте поможем каждой цифре  встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему,  и подружите их (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10).

Воспитатель читает стихотворение: Случай странный, случай редкий,

                                                           Цифры в ссоре, вот те на!

                                                           Со своей стоять соседкой,

                                                           Не желает ни одна,

                                                           Нужно цифры помирить,

                                                           И их строй восстановить.

  • Назовите цифры по порядку (дети хором считают от 1 до 10 громким голосом).
  • Назовите  цифры  в обратном порядке от 10 до 1  (дети считают шепотом от 10 до 1 шепотом).
  • Назови четные числа.
  • Назови нечетные числа.
  • Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8.
  • Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3.

Дидактическая игра «Какая цифра спряталась"

  • Покажите, какую цифру вы поставили между цифрами 6 и 8;
  • Покажите, какую цифру вы поставили между цифрами 7 и 9;
  • Покажите, какую цифру вы поставили между цифрами 1 и 3;
  • Покажите, какую цифру вы поставили между цифрами 8 и 10.

 Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»

  • Покажите цифру, которая больше цифры 3 на 1;
  • Покажите цифру, которая больше цифры 5 на 1;
  • Покажите цифру, которая больше цифры 7 на 1.

Дидактическая игра  «Найди соседей».

Воспитатель: Ребята, в этих домиках живут цифры, но некоторых цифр не оказалось дома, вам нужно отыскать их. 

  • Покажите соседей числа (7, 2, 5, 3, 9)

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились со 2-ым заданием. Теперь каждая цифра  заняла нужное место в числовом ряду.

Воспитатель: Отправляемся дальше: занимайте свои места в поезде. Поехали!  (звучит гудок паровоза )

Воспитатель: Ветер  по полю гуляет, паровозик обдувает.

                        Он бежит среди лугов, среди деревьев  и цветов.

                        Он дорогу свою знает и теперь он прибывает…

- А прибывает наш поезд на станцию  «Загадкино»

Воспитатель: Ребята, пока поезд стоит, давайте отдохнем на полянке (дети рассаживаются на ковре, находят   цветик-семицветик, на каждом лепестке которого  написаны логические задачи).

Задание №3

Дидактическая игра «Весёлые задачки».

1.На полянке у реки жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Кто успел их сосчитать? (4)

2. Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

3. Пять ворон на крышу сели,

Да ещё две прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?(7)

4. На блюдце у Андрюши

Четыре жёлтых груши.

Есть, Андрюша, захотел,

И две груши взял и съел.

Сколько груш осталось?(2)

5. Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало?(4)

          6. Сколько глаз у светофора?

          7.Сколько пальцев на двух руках? (10) 
          8.Сколько ушей у двух мышей?(4)

9.Сколько хвостов у трех котов?(3)

10. Сколько лап у двух собак? (8) 
          11.Сколько грибов можно вырастить из семян подсолнуха? (нисколько)
          12.На столе лежат два апельсина и один банан.  Сколько  овощей лежит на столе? (нисколько)

113У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков(1)

                         Физминутка «Хорошее настроение»

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Воспитатель: Отдохнули,  пора отправляться дальше. Занимайте свои места в поезде, нам пора в путь (звучит гудок паровоза )

Воспитатель: Ветер  по полю гуляет, паровозик обдувает.

                        Он бежит среди лугов, среди деревьев  и цветов.

                        Он дорогу свою знает и теперь он прибывает…

- А прибывает наш поезд на станцию   «Геометрические фигуры» ( дети проходят за столы)

Воспитатель: Ребята, все геометрические фигуры заколдованы – они стали невидимыми. Чтобы расколдовать их мы должны правильно разгадать загадки.

Задание №4

Дидактическая игра «Отгадай фигуру»  (воспитатель загадывает загадку, а дети хором называют  геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке)

Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
***
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти 
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
***
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
***
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность - 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
***

Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны  (прямоугольник)

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились и с этим  заданием. Все геометрические фигуры расколдованы.

Воспитатель:  Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное.

Вам нужно выложить на листе бумаги красивый узор для королевы страны математики.

Задание №5

«Математический диктант»

У каждого ребёнка на столе чистые листы и наборы геометрических фигур.

Под диктовку воспитателя дети раскладывают геометрические фигуры в разные части листа.

  • расположи зеленый квадрат в левом верхнем углу;
  • расположи синий прямоугольник в правом нижнем углу;
  • расположи желтый треугольник в левом нижнем углу;
  • расположи оранжевый круг в правом верхнем углу;
  • расположи красный овал в центре листа.

Воспитатель: Ребята, давайте  посмотрим на экран, и проверим у всех получился такой же узор (индивидуальный опрос детей)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята, Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

- Вам понравилось наше путешествие?

- В какой стране мы побывали?

- Что интересного вы запомнили?

- В какие игры мы играли?

- Какие задания были трудные?

Воспитатель: Мне тоже понравилось, как вы сегодня выполняли задания. Спасибо вам большое!

Воспитатель: Нам пора возвращаться (дети подходят к воспитателю)

-Чтобы нам попасть в детский сад, нужно произнести волшебные слова (дети, стоя на ковре берутся за руки )

           Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

           Все преграды на пути  можем запросто пройти! (шагают на месте).

Воспитатель: Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади.

Воспитатель: Ой, ребята, что это? Кто-то выходит с нами на видеосвязь? (дети слушают запись на экране)

Королева страны Математики

 «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы спасли математическую страну. В ней царит абсолютная точность и порядок ,  она стала лучше прежнего. 
Вам, мои юные 
математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются  медали! Надеюсь, они вам понравятся». 

Воспитатель: Я поздравляю вас с окончанием нашего долгого, но интересного путешествия и приглашаю пройти в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе «Веселое путешествие

Умственное развитие малышей невозможно без формирования сенсорных представлений....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (средняя группа) «ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ(средняя группа)«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»...

Конспект занятия по формированию элементарных представлений в средней группе.

Конспект занятия по формированию элементарных представлений в средней группе....

Конспект НОД по ФЭМП в разновозрастной группе «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествие, повышение интереса детей к изучению математики. Задачи:Образовательные:• закрепить счет в пределах 10 в...

Конспект ООД по ФЭМП в разновозрастной группе «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»

Конспект ООД по ФЭМПв разновозрастной группе«ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙСТРАНЕ»...