Главные вкладки

    конспект по ФЭМП на тему "Составление числа из двух меньших в пределах 10. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Задачи на сложение"
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

    Тайшина Елена Геннадьевна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение Начальная школа п. Горнокнязевск

    Разработка конспекта занятия по ФЭМП

    Тема: «Составление числа из двух меньших в пределах 10. Ориентировка на листе бумаги в клетку.  Задачи на сложение»

    Составитель: Тайшина Елена

    Геннадьевна

    п. Горнокнязевск

    2020

    Цель:

    Продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале.

    Задачи:

    1. Образовательная: закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
    2. Развивающая: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
    3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

    Тип занятия: Занятия усвоения новых знаний и умений

    Форма занятия: тематическое занятие

    Продолжительность: 30 минут

    Участники: воспитатель, дети

    Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.

    Методические приемы:

    Игровой; наглядный; словесный; поощрение, анализ занятия.

    Оборудование и материал:

    Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами; две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10 (состав числа 10, карточка образец для сравнения второго десятка, письмо от Незнайки.

    Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.

    Ход занятия.

    Этап занятия

    Содержание

    Время

    Организационный момент

    Чтение письма

    Игра «Круглый год».

    Работа с раздаточным материалом

    Физкультминутка.

    Задачи по картинкам

    Работа со вторым десятком.

    Графический диктант

    Заключительный момент

    Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг, и ты мой друг,

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся

    Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

    Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».

    - Поможем Незнайке?

    Дети: Да!

    Какое сейчас время года? (Весна)

    Назови соседей весны. (Зима, лето)

    Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)

    Назови пропущенный месяц: декабрь,, февраль. (Январь)

    Назови пропущенный месяц: октябрь,, декабрь. (Ноябрь)

    Назови соседей зимы. (Осень, весна)

    Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

    Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).

    Назови соседей лета. (Весна, осень).

    Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).

    Назови все месяцы по порядку: сентябрь.

    Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).

    А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).

    Сколько всего месяцев в году? (12)

    Сколько всего времён года? (4)

    Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.

    Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

    Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.

    (У воспитателя карточка с цифрой 5).

    Сколько взяли зайчиков? (5)

    Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)

    Что любят кушать зайчики? (Морковку).

    Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).

    Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).

    Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).

    Как получили число 10? (Из двух меньших чисел: 5 и 5.)

    Запишите у себя на столе равенство.

    (5+5=10).

    Что можно сказать про количество зайчиков и морковок? (Их поровну, одинаково, по пять.)

    Молодцы.

    Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.

    Обратите внимание на дом.

    Скажите, как он называется? (многоэтажный).

    Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.

    Назовите № дома. (№10).

    Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.

    Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)

    На каждом этаже сколько квартир? (Две).

    Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.

    Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж.

    (1 и 9, а вместе 10).

    (Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).

    1 и 9, а вместе 10

    2 и 8, а вместе 10

    3 и 7, а вместе 10

    4 и 6, а вместе 10

    5 и 5, а вместе 10

    Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).

    Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.

    Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

    Раз – согнуться, разогнуться.

    Два – нагнуться, потянуться.

    Три – в ладоши, три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять, шесть – тихо сесть.

    Семь, восемь – лень отбросим!

    А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.

    Давайте вспомним, из чего состоит задача.

    Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

    (На доске появляется таблица).

    Условие (то, что известно в задаче).

    Вопрос (то, что нужно найти).

    Решение (то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос).

    Ответ (результат от ответа на поставленный вопрос).

    Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).

    А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).

    Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).

    Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.

    Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?

    Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).

    Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке).

    Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).

    Нужно записать решение задачи.

    запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2=)

    Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

    сколько надо взять палочек? (8)

    сколько надо добавить палочек к 8? (2)

    Сколько стало палочек? (10)

    Запишите ответ и прочитайте решение задачи. (8+2=10)

    Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).

    Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

    Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?

    Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).

    Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки).

    Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).

    Нужно записать решение задачи.

    Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1=)

    Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

    Света, сколько надо взять палочек? (9)

    Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1)

    Сколько осталось палочек? (8)

    Запишите ответ и прочитайте решение задачи. (9-1=8)

    Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).

    Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.

    Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20.

    Саша, выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.

    Соня, посчитай обратно от 20 до 11.

    Миша, найди число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. (ребенок обводит указкой десятки и единицы).

    Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек).

    Даша, найди число 20 и расскажи про него. (2 десятка и 0 единиц).

    2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек).

    Молодцы.

    Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.

    А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

    Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать: 1 – вправо, 3 – вниз, 2 – вправо, 2 – вниз, 1 – влево, 2 – вниз, 3 – вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 2 – вправо, 1 – вниз, 6 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – вправо, 12 – вверх

    Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? (У зайца длинные уши и маленький хвостик.)

    Дорисуйте зайчику глазик.

    Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке. Что же мы сегодня нового узнали? Какие задания с вами выполняли? (ответы детей) Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко. А сейчас покажите, какое у вас настроение. У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!

    1 мин

    1 мин

    5 мин

    5 мин

    1 мин

    7 мин

    3 мин

    5 мин

    2 мин

    Ход занятия:

    Организационный момент

    Чтение письма

    Игра «Круглый год».

    Работа с раздаточным материалом

    Физкультминутка.

    Задачи по картинкам

    Работа со вторым десятком.

    Графический диктант

    Заключительный момент


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по Познавательному развитию. ФЭМП. Тема: Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку, круг, прямоугольник.

    Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством игровой деятельности.Форма работы: игровая ситуация....

    Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи, решение и составление задач на сложение и вычитание»

    .Обучающие задачи: - закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел; - продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; - записывать з...

    Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

    - упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение ...

    Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку, круг, прямоугольник.

    продолжать учить решать примеры на сложение и вычи­тание;учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чи­сел;учить различать понятия «влево», «вправо», «впе...

    Интегрированное занятие по ФЭМП «Помощники Незнайки». Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел

    Интегрированное занятие по ФЭМП«Помощники Незнайки».Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел...