Конспект НОД по экономическому воспитанию (познавательное развитие) в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Экономику».
план-конспект занятия по математике

Грязнова Ирина Сергеевна

Формировать основы финансовой грамотности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экономика26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экономическому воспитанию (познавательное развитие)  в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Экономику».

Цель:

Формировать основы финансовой грамотности у детей.

Задачи:

Обучающие:

 Формировать у детей доступные экономические понятия; раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», «пенсия», «стипендия» .

Учить детей определять направления и источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

Развивающие:

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

 Воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.

Методы и приемы:

Наглядные:

1.Показ презентации «Что можно купить, что нельзя»».

Словесные:

1.Беседа;

2.Вопросы;

3.Указания;

4.Обьяснение.

Игровые:

1. Игровое упражнение  «Доход – расход».

2. Словесная игра «Назови  сказку».

3. Музыкальная разминка.

4. Игровое упражнение «Закончи сказку».

5. Игровые экономические загадки.

Методы повышения речевой активности:

1.Метод вопросов и ответов.

Методы повышения эмоциональной активности:

1.Сюрпризный момент ( появление поросенка ).

Материал:

Схема, стрелки разных цветов, конверты с заданиями, маленькие мешочки для денег по количеству детей, монеты, рисунок-схема семейного дохода, карточки с изображенными предметами, ТСО (телевизор).

Предварительная работа:

Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.

Беседа на тему «Не все покупается и продается»

Организация игровой деятельности: С/ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители»…

Чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.

Заучивание пословиц по теме.

Экскурсия в магазин, на почту, в библиотеку.

Словарная работа: бюджет, стипендия, пенсия.

Интеграция областей: познавательное развитие,  социально – коммуникативное развитие,  речевое развитие.

Ход занятия:

Дети играют на ковре в свободном общении.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  на экран? (это же  поросенок)..

Здравствуйте ребята!

Нас трое братьев, Ниф – Ниф, Наф –Наф, и я  Наф-Наф, мы работаем строителями. И получаем за это зарплату. Ниф-ниф получил зарплату и всю истратил на продукты Нуф –нуф очень любит сладкое. И когда получил зарплату, то пошёл в лесное кафе «Сластёна». И зарплаты хватило только на один день.

А я хотел купить участок земли, чтобы выращивать на ней овощи и фрукты. Я долго копил деньги. А теперь добавил зарплату и мне хватает на участок прекрасной земли, но вот незадача, у нас не оплачено за квартиру и телефон, а денег уже не осталось, что же нам делать?

Ребята, может вы нам поможете правильно распределить наши деньги, чтобы на всё хватило.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь поросятам? Как мы можем помочь?

Ответы детей:….

Воспитатель: А я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется – экономика, давайте мы с вами отправимся туда,, чтобы больше узнать о деньгах, как ими пользоваться. Как вы думаете, что мы узнаем в этой стране?

Конечно, и потом мы сможем рассказать поросятам, как тратить правильно деньги.

Воспитатель: На чём же мы отправимся в наше путешествие?

Дети: ответы

Воспитатель: отправляемся на ковре самолёте

На ковре самолете лечу,

В страну Экономику попаду.

(воспитатель одевает атрибут и становиться царицей-экономики)

Воспитатель: вот мы и оказались с вами в сказочной стране – экономике, а я царица –Экономика, и я хочу провести для вас экскурсию по нашей стране, а кто будет внимательно слушать и отвечать правильно на мои вопросы, я буду раздавать им монеты по 1 или 2 рублей, и в конце нашего путешествия вы сможете себе что- нибудь купить на них.

Путешествовать нам поможет карта страны, мы побываем с вами в разных городах и узнаем много интересного.

А дорогу нам укажут стрелки – подсказки. Нам надо попасть в город экономических загадок, найдите желтую стрелку.

Дети ищут желтую стрелку. Находят конверт с загадками.

Воспитатель: цена правильного ответа 1 рубль. Но необходимо выполнять правила: кто знает ответ, сделать домик над головой. Отвечает тот, которого я спрошу.

1. В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (Банк.)

2. Из какого аппарата

Выдаётся всем зарплата? (Банкомат.)

3. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (Копилка.)

4. На товаре быть должна

Обязательно … (Цена)

5. Герб и циферки в рядах

Стоят на разных сторонах (монета)

6. И врачу, и акробату

Выдают за труд. (зарплату)

7. Без меня нет и рубля,

Хоть и маленькая я.

Наберёшь меня сто штук —

Вот и рубль, милый друг.

(Копейка)

8. Деньги, которые люди получают за свой труд. (зарплата, пенсия)

9. Место, где продают товар по строго установленным ценам. (магазин)

10. Любой предмет, который можно купить или продать. (товар)

Воспитатель: сложные или легкие были загадки? Но вы молодцы, со всеми загадками справились и даже денег заработали.

Воспитатель: давайте теперь отправимся в следующий город.

Смотрят карту- синяя стрелка, город Сказочный. Находят конверт с заданиями.

Воспитатель:  ребята, вы любите сказки?

Дети: да.

Воспитатель: вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. Цена вопроса 2 рубля.

Дети: «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде», «Золотой ключик».

(Спросить детей, почему они назвали ту или иную сказку).

Воспитатель: вот видите, сколько сказок вы знаете, где персонажи тоже считали и распределяли свои деньги и менялись предметами. Молодцы.

Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию.

На карте – зеленая стрелка показывает город Семейный.

Находят картинку, сзади что-то написано.

Воспитатель: «Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

А ну-ка, ребята, вспомним его».

Дети: Красная шапочка

Воспитатель:  вы помните, как закончилась эта сказка? (ответы детей)

 А теперь послушайте продолжение: «После того, как охотники спасли бабушку и Красную шапочку от волка они стали жить втроем: бабушка мама и Красная шапочка. И все у них хорошо: мама работает в школе учительницей, Красная шапочка учиться в колледже, а бабушка ведет домашнее хозяйство. Мама получает зарплату, Красная шапочка стипендию, бабушка – пенсию.

Из этого и складывается их доходы.

Воспитатель: а что такое доходы?

Дети:  все деньги, сложенные вместе, которые они получают  и это еще называется семейный бюджет.

Воспитатель: а теперь скажите, что же такое заработная плата? Пенсия? Стипендия?

Дети: заработная плата это  вознаграждение работника за труд.

Ребенок:

Вот и месяц пролетел

Чему я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата..

Пенсия – денежный доход, который выплачивается людям пенсионного возраста.

Ребенок: Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу,

Помогаю, как могу.

Ребенок:

Стипендия- финансовая помощь студентам.

Я объяснил своим друзьям,

Пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия –

Студенческая зарплата.

Воспитатель: сейчас мы с вами выяснили, что такое семейный бюджет. Но в каждой семье есть и расходы. А что такое расход, как вы думаете?

Воспитатель: Правы вы или нет, об этом мы узнаем, когда пойдем дальше по фиолетовой стрелке в город Доходов и расходов.

Здесь вам предлагается поиграть в игру «Доход – расход» я начну, а вы заканчивайте. Цена этой игры 2 рубля.

Хором все вы отвечайте: доход или расход.

Мама получает зарплату – доход,

Девочка заболела, нужны лекарства – расход,

Выиграли приз- доход,

Потерялся кошелек- расход

Бабушка испекла и продала пирожки - доход,

Заплатили за квартиру – расход

Нашли монетку – доход

Купили куклу - расход

Молодцы! Скажите, понравилась вам игра? Пригодится нам это, когда будем писать ответ поросятам?

Дети: да.

Следующая стрелка розовая ведет в город Музыки. И здесь нас ждет танцевальная разминка.

Проводится разминка «Раз, два, три».

Воспитатель: какие пословицы о труде вы знаете?

Дети:

Каков работник, такова ему и плата.

Дело мастера боится.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

Воспитатель: молодцы.

Воспитатель: отправляются дальше по оранжевой стрелке в город Купи-продай. .Внимание: задание: Вы накопили какую-то сумму денег, как вы думаете всё ли можно в жизни купить.

Дети: нет не все.

Воспитатель: давайте проверим, я буду показывать вам слайды, а вы отвечайте да или нет. Цена вопроса 1руб. Не забываем правило, домики.

Мёд, солнце, игрушки, корзина с грибами, пейзаж пляжа, продукты питания, одежда, обувь облака, дружба, трактор, корова, конфеты, ведро рыбы, снежинку, здоровье.

Воспитатель: отправляемся дальше в город экономические задачи.

 Хорошо Маруся корову кормила

Молока 10 литров она надоила.

2 литра телёнку решила отдать,

А сколько Маруся может продать?

Дети: 8 литров.

Воспитатель:

 Пятачок и Ослик

В магазин пришли

И с собою деньги

Они принесли.

У Ослика 7 рублей,

У Пятачка 5, других денег нет.

Кто из них больше купит конфет?

Дети: Ослик может больше купить конфет, потому что у него больше денег.

Воспитатель:

Я в магазине купила игрушки

Всего 2 рубля отдала за хлопушки

И мишку ценою в 4 рубля.

Сколько же денег потратила я?

Дети: Вы  потратили 6 рублей.

Воспитатель:

У Алёши было 9 рублей,

За 5 рублей купил клей,

3 рубля потратил на тетрадь.

Сколько сдачи должны ему дать?

Дети: Алеше должны дать сдачи 1 рубль.

Воспитатель:

Осенью Антошка продавал картошку

Килограмм картошки стоил 5 рублей.

Зимой картошку продавал он тоже

За килограмм просил на 2 рубля дороже.

Трудно разобраться одной

Сколько же стоит картошка зимой?

Дети: зимой картошка будет стоить 7 рублей.

Воспитатель: молодцы, а теперь самое приятное: мы по красной стрелочке отправляемся в город Купи что хочешь», здесь полным-полно магазинов.

Посчитайте сколько вы монет заработали, посмотрите на ценники товара, и решите, что вы хотите купить и на что хватит у вас денег. я буду продавцом, а вы покупателями.

Игра-магазин.

Молодцы, ребята, эти покупки вы можете оставить у себя на память о нашем путешествии по сказочной стране «Экономика» .А теперь нам пора отправиться к себе, чтобы помочь поросятам. Проходим  на наш ковёр- самолёт и полетели. (включить музыку). Волшебные слова

На ковре самолете лечу,

В детский сад я попаду.

Воспитатель: Вот мы и вернулись к себе. Понравилось вам путешествие? Вы узнали, то что хотели?

Теперь нам нужно отправить ответ поросятам и рассказать, как нужно распределять семейный бюджет.

Предлагаю рисунок с нарисованным большим кошельком и карточки, на которых изображены предметы первой необходимости и предметы роскоши. (карточки на двусторонний скотч)

Дети на первый ряд располагаем карточки с предметами первой необходимости, на второй – предметы роскоши.

Молодцы! Скажите, смогли мы помочь поросятам? Как мы им помогли?

Теперь этот плакат я сфотографирую и отправлю от вашего имени поросятам.

А знания, которые мы получили на занятии, смогут нам самим пригодиться? Что мы можем рассказать дома родителям?

Что было на занятии трудным, а что легким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интерактивного открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе (в соответствии с ФГОС)«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Программное содержание:• Повторить содержание сказки.• Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) .• Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Закр...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Необычный гость»

Цель: закрепление элементарных математических представлений.    Задачи:Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить...

Открытое занятие НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Красивой Речи»

Открытое занятие НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС«Путешествие в страну Красивой Речи»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, худож...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Необычный гость»

Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число, называть соседей числа; навыки п...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Математики»

Задачи: 1. Обучающие: Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 20, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число, называть соседей...

Конспект организованной совместной образовательной деятельности (занятие). по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Красивой Речи»

Конспекторганизованной  совместной образовательной деятельности (занятие).по развитию речи в подготовительной группев соответствии с ФГОС«Путешествие в страну Красивой Речи»...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Путешествие в Страну Сказок»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»(разделы: «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим м...