Конспект-занятия "Цветик-семицветик"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Чивелева Наталья Викторовна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение  «Детский сад № 5 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей города Кувандыка  

Кувандыкского района Оренбургской области»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 по формированию элементарных математических представлений и конструктивной деятельности

Тема:  «Цветик Семицветик»

Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной категории

Трипольская Наталья Викторовна

.10.2013 год

Кувандык 2013

Непосредственно образовательная деятельность

по формированию элементарных математических представлений и конструктивной деятельности

Интеграция областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, здоровье

Тема: «Цветик  Семицветик»

Триединые задачи НОД:

Образовательные задачи:

уточнять знания детей о цифре и числе семь, формировать представления детей о составе числа семь из двух меньших.

Развивающие задачи:

развивать умение конструировать по схемам, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и декодировать информацию, развивать познавательные способности, логическое мышление;

развивать речь детей, внимание, коммуникативные качества, интеллектуальные способности;

Воспитательные задачи:

развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость.

 Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук; магнитная доска, изображения дерева, дома, ворон. Кадр из мультфильма «Цветик семицветик» («Женя на Северном полюсе»); цветок из картона с семью лепестками красного, оранжевого,  желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Раздаточный материал: игра «Танграм», счетные палочки, деревянный конструктор, рабочие тетради 5+ по программе, простые карандаши.

Предварительная работа:

1.Чтение сказки В. П. Катаева «Цветик семицветик».

2.Знакомство с цифрой и числом 7, составом числа 7 из единиц.

3.Разгадывание ребусов.

4.Знакомство с игрой «Танграм».

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово), наглядный (демонстрация слайдов, показ), практический (самостоятельная работа детей), информационно-рецептивный (включение зрительных рецепторов), проблемный (постановка проблемы), игра (игровые упражнения, игра).

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская продуктивная, чтение художественной литературы.

Виды интеграции образовательных областей:

Уточнять знания детей о составе числа семь, активизировать умения составлять изображения предметов из геометрических фигур, развивать умение конструировать по схемам, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и декодировать информацию, развивать познавательные способности, логическое мышление. (Образовательная область «Познание»)

Развивать речь детей, внимание, коммуникативные качества, желание участвовать в коллективных разговорах. (Образовательная область «Коммуникация»)

   Обогащать игровой опыт каждого ребенка, создавать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, интеллектуальные способности. (Образовательная область «Социализация»)

   Развивать интегративные качества «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

Ход образовательной деятельности.

I.Начало НОД. Сбор детей стихотворением об осени.

1.Организационный момент. Введение в тему.

На экране изображение из сказки «Цветик семицветик». (Слайд № 1)

- Сегодня мы отправимся в знакомую вам сказку Валентина Катаева «Цветик семицветик». Давайте вспомним, с чего начинается сказка? (Ответы детей)

- Побежала девочка за собакой, не догнала её, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок.

На экране - изображение цветика семицветика. (Слайд № 2) Воспитатель выставляет на магнитной доске цветок из картона.

II.Основная часть.

- Посмотрите на этот цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков (Семь). Какого цвета лепестки? (Ответы детей). Сколько красных лепестков? Синих? и т.д. значит, из скольких единиц состоит число семь? (Число семь состоит из семи единиц: 7=1+1+1+1+1+1+1)

- Какое первое желание загадала девочка? (Ответы детей). Отрываем первый, желтый лепесток. Какие заветные слова надо произнести?

Дети:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы все баранки снова были у Жени. Желание исполнится, если вы правильно отгадаете ребус. (Слайд № 3)

- Молодцы! Все баранки снова у Жени. Что происходит дальше? (Пришла она домой, отдала маме баранки. Решила поставить цветок в вазу, но засмотрелась в окно и увидела ворон). Стала их считать.

На мультимедийном оборудовании появляется изображения дерева, балкона и семи ворон. (Слайд № 4)

Работа с составом числа семь.

- Посмотрите на экран. Сколько ворон сидит на балконе? (Одна). А на дереве? (Шесть). А сколько всего ворон? (Семь). Одна ворона перелетела на балкон. (Слайд № 5) Сколько сейчас ворон на дереве? (Пять). А на балконе? (Две). А сколько всего ворон? (Семь). Изменилось ли количество птиц? (Нет, количество ворон не изменилось). Вдруг все вороны вспорхнули, и расположись вот таким образом. (Слайд № 6) Сколько ворон село на балкон дома? (Три). А на ветки дерева? (Четыре). Сколько всего? (Семь). Что можно сказать о составе числа семь? Из каких двух чисел оно может состоять? (Число семь состоит из чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4)

- Пока Женя считала ворон, ваза выскользнула у нее из рук и…(разбилась). (Слайд № 7)

  -  Чтобы мама не ругала девочку за разбитую вазу, она оторвала второй, красный лепесток. Очень тихо произнесла волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы ваза стала, как прежде! Давайте поможем девочке собрать вазу, а поможет нам в этом игра «Танграм».

Дети составляют изображение вазы.

- Молодцы! Справились с заданием! Ваза снова стала целой. (Слайд № 8)

- Отрываем третий, синий лепесток. Захотела Женя много игрушек. Сколько игрушек получила девочка и что об этом говорится в сказке? (Ответы детей)

-Испугалась Женя, выбежала на крышу, оторвала четвертый, зеленый лепесток, сказала заветные слова и повелела, чтобы игрушки снова оказались в магазине.

- У каждой игрушки в магазине есть свое место, но оно зашифровано. Чтобы наши игрушки тоже попали в магазин, вам необходимо найти им место, а для этого вы должны выполнить задание в рабочих тетрадях.

   Дети выполняют задание в рабочих тетрадях.

- Молодцы, ребята! Все игрушки снова в магазине. (Слайд № 9) А теперь давайте немного отдохнем.

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка,

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

(Дети выполняют движения по ходу стихотворения)

- Отрываем пятый, оранжевый лепесток. Скажите, куда захотела полететь Женя? (На Северный полюс). На чем можно туда добраться? (Ответы детей). Я предлагаю отправиться на ракете. Давайте пройдем в конструкторское бюро и приступим к изготовлению новой модели ракеты.

Работа с деревянным конструктором. (Дети самостоятельно работают с конструктором, придумывая новую модель ракеты)

- Вот мы и на Северном полюсе.

Просмотр видеосюжета из мультфильма «Цветик - семицветик». (Слайд № 10)

- Испугалась Женя белых медведей, захотела она домой, оторвала шестой, фиолетовый лепесток. И быстро - быстро сказала волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы Женя снова оказалась дома! Чтобы это желание исполнилось, нам надо построить дом для Жени из счетных палочек.

Работа со счетными палочками. Дети выкладывают палочки на столе.

- Молодцы, ребята! Отличный получился дом! (Слайд № 11).

- У нас остался последний, голубой лепесток. Вспомните, как Женя его использовала. (Ответы детей). Да, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоров, потому что нельзя быть до конца счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Давайте и мы оторвем последний лепесток и выскажем свои пожелания друг другу. (Дети становятся в круг, и высказывают свои пожелания)

- Дети, я вам желаю чаще улыбаться,

По пустякам не огорчаться,

Всегда иметь веселый вид,

Вовек не знать, где что болит!!!

- Как много хороших, добрых слов вы сказали друг другу.

Звучит волшебная музыка. (Слайд № 12)

III.Заключительная часть.

1.Рефлексия.

- В какой сказке мы сегодня с вами побывали?

- С каким числом мы сегодня работали?

- Из каких чисел состоит число 7?

2.Переход НОД в самостоятельную деятельность детей.

- Спасибо, молодцы! А сейчас вы можете заняться своим любимым делом в любой зоне группы. Кто желает зарисовать наше путешествие (составить отчет) может взять восковые мелки и листы бумаги.

Ход образовательной деятельности.

I.Начало НОД. Сбор детей стихотворением об осени.

1.Организационный момент. Введение в тему.

На экране изображение из сказки «Цветик семицветик». (Слайд № 1)

- Сегодня мы отправимся в знакомую вам сказку Валентина Катаева «Цветик семицветик». Давайте вспомним, с чего начинается сказка? (Ответы детей)

- Побежала девочка за собакой, не догнала её, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок.

На экране - изображение цветика семицветика. (Слайд № 2) Воспитатель выставляет на магнитной доске цветок из картона.

II.Основная часть.

- Посмотрите на этот цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков (Семь). Какого цвета лепестки? (Ответы детей). Сколько красных лепестков? Синих? и т.д. значит, из скольких единиц состоит число семь? (Число семь состоит из семи единиц: 7=1+1+1+1+1+1+1)

- Какое первое желание загадала девочка? (Ответы детей). Отрываем первый, желтый лепесток. Какие заветные слова надо произнести?

Дети:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы все баранки снова были у Жени. Желание исполнится, если вы правильно отгадаете ребус. (Слайд № 3)

- Молодцы! Все баранки снова у Жени. Что происходит дальше? (Пришла она домой, отдала маме баранки. Решила поставить цветок в вазу, но засмотрелась в окно и увидела ворон). Стала их считать.

На мультимедийном оборудовании появляется изображения дерева, балкона и семи ворон. (Слайд № 4)

Работа с составом числа семь.

- Посмотрите на экран. Сколько ворон сидит на балконе? (Одна). А на дереве? (Шесть). А сколько всего ворон? (Семь). Одна ворона перелетела на балкон. (Слайд № 5) Сколько сейчас ворон на дереве? (Пять). А на балконе? (Две). А сколько всего ворон? (Семь). Изменилось ли количество птиц? (Нет, количество ворон не изменилось). Вдруг все вороны вспорхнули, и расположись вот таким образом. (Слайд № 6) Сколько ворон село на балкон дома? (Три). А на ветки дерева? (Четыре). Сколько всего? (Семь). Что можно сказать о составе числа семь? Из каких двух чисел оно может состоять? (Число семь состоит из чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4)

- Пока Женя считала ворон, ваза выскользнула у нее из рук и…(разбилась). (Слайд № 7)

  -  Чтобы мама не ругала девочку за разбитую вазу, она оторвала второй, красный лепесток. Очень тихо произнесла волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы ваза стала, как прежде! Давайте поможем девочке собрать вазу, а поможет нам в этом игра «Танграм».

Дети составляют изображение вазы.

- Молодцы! Справились с заданием! Ваза снова стала целой. (Слайд № 8)

- Отрываем третий, синий лепесток. Захотела Женя много игрушек. Сколько игрушек получила девочка и что об этом говорится в сказке? (Ответы детей)

-Испугалась Женя, выбежала на крышу, оторвала четвертый, зеленый лепесток, сказала заветные слова и повелела, чтобы игрушки снова оказались в магазине.

- У каждой игрушки в магазине есть свое место, но оно зашифровано. Чтобы наши игрушки тоже попали в магазин, вам необходимо найти им место, а для этого вы должны выполнить задание в рабочих тетрадях.

   Дети выполняют задание в рабочих тетрадях.

- Молодцы, ребята! Все игрушки снова в магазине. (Слайд № 9) А теперь давайте немного отдохнем.

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка,

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

(Дети выполняют движения по ходу стихотворения)

- Отрываем пятый, оранжевый лепесток. Скажите, куда захотела полететь Женя? (На Северный полюс). На чем можно туда добраться? (Ответы детей). Я предлагаю отправиться на ракете. Давайте пройдем в конструкторское бюро и приступим к изготовлению новой модели ракеты.

Работа с деревянным конструктором. (Дети самостоятельно работают с конструктором, придумывая новую модель ракеты)

- Вот мы и на Северном полюсе.

Просмотр видеосюжета из мультфильма «Цветик - семицветик». (Слайд № 10)

- Испугалась Женя белых медведей, захотела она домой, оторвала шестой, фиолетовый лепесток. И быстро - быстро сказала волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы Женя снова оказалась дома! Чтобы это желание исполнилось, нам надо построить дом для Жени из счетных палочек.

Работа со счетными палочками. Дети выкладывают палочки на столе.

- Молодцы, ребята! Отличный получился дом! (Слайд № 11).

- У нас остался последний, голубой лепесток. Вспомните, как Женя его использовала. (Ответы детей). Да, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоров, потому что нельзя быть до конца счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Давайте и мы оторвем последний лепесток и выскажем свои пожелания друг другу. (Дети становятся в круг, и высказывают свои пожелания)

- Дети, я вам желаю чаще улыбаться,

По пустякам не огорчаться,

Всегда иметь веселый вид,

Вовек не знать, где что болит!!!

- Как много хороших, добрых слов вы сказали друг другу.

Звучит волшебная музыка. (Слайд № 12)

III.Заключительная часть.

1.Рефлексия.

- В какой сказке мы сегодня с вами побывали?

- С каким числом мы сегодня работали?

- Из каких чисел состоит число 7?

2.Переход НОД в самостоятельную деятельность детей.

- Спасибо, молодцы! А сейчас вы можете заняться своим любимым делом в любой зоне группы. Кто желает зарисовать наше путешествие (составить отчет) может взять восковые мелки и листы бумаги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

КИ



Предварительный просмотр:

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений и конструктивной деятельности

Тема: «Цветик Семицветик»

Тема увиденного вами занятия по формированию элементарных математических представлений и конструктивной деятельности «Цветик Семицветик» 

Триединые задачи НОД

Образовательные задачи:

уточнять знания детей о цифре и числе семь, формировать представления детей о составе числа семь из двух меньших.

Развивающие задачи:

развивать умение конструировать, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и декодировать информацию, развивать познавательные способности, логическое мышление;

развивать речь детей, внимание, коммуникативные качества, интеллектуальные способности;

Воспитательные задачи:

развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость.

Поставленные задачи, как для педагога, так и для детей, были достигнуты. Материал подавался детям в логической последовательности, научным, но доступным языком, прослеживалась взаимосвязанность материала интегрируемых предметов.

Компоненты интеграции присутствовали следующие:

Уточнять знания детей о составе числа семь, активизировать умения составлять изображения предметов из геометрических фигур, развивать умение конструировать, продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми предметами и тем, что дети видят в окружающей жизни, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и декодировать информацию, развивать познавательные способности, логическое мышление. (Образовательная область «Познание»)

Развивать речь детей, внимание, коммуникативные качества, желание участвовать в коллективных разговорах. (Образовательная область «Коммуникация»)

   Обогащать игровой опыт каждого ребенка, создавать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, интеллектуальные способности. (Образовательная область «Социализация»)

   Развивать интегративные качества «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

Ключевое понятие интеграции: сказка, число семь.

Итак, перед началом НОД была проветрена группа, сделана влажная уборка, т. е. были соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к проведению занятия.

Психологически дети были подготовлены к приходу гостей.

НОД была выстроена оптимально: программное содержание соответствует данному возрасту, интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей второй младшей группы. Триединая дидактическая задача, то есть, обучающая, развивающая и воспитательная, достигнуты, следовательно, дети подготовлены к восприятию данных задач. Отмечу логичность подачи материала и доступность. Все структурные части НОД были взаимосвязаны. В процессе НОД развивался интерес детей. Имеется наличие нового: изучение состава числа 7, что показывает познавательную сторону занимательного дела.

Была организованна смена видов деятельности: дети передвигались по группе, сидели  за столами, на ковре.  В НОД использовались следующие методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово), наглядный (демонстрация слайдов, показ), практический (самостоятельная работа детей), информационно-рецептивный (включение зрительных рецепторов), проблемный (постановка проблемы), игра (игровые упражнения, игра).

На протяжении всей НОД прослеживалась единая тема  «Цветик семицветик»

В данной НОД присутствовал прием подачи нового с опорой на имеющийся опыт детей – состав чисел первого десятка из двух меньших.

Учебный материал для моих детей считаю актуальным, так как знание сказок, умение считать и  конструировать – приоритетное ядро дошкольного детства. Занимательное дело было построено на игровом сюжете «Путешествие по сказке», так как главный приоритет ребенка – это игровая деятельность.

Все задания детям объяснены доступно. Я активизировала речь детей, задавая точные вопросы и используя различные формулировки. Вопросы и задания не повторялись несколько раз.

Для оценки деятельности детей применяла словесные и тактильные поощрения.

Степень активности детей на занятии была высокой. Дошкольники были заинтересованы, и показали свое умение работать с предложенным материалом. Довольно быстро переключались на следующее задание, это говорит о том что, работа ведется в системе и в соответствии с ФГТ.

Наглядный прием придавал занимательному делу действенный характер, дети слышали меня, были внимательны, им было интересно.

Интеграция способствовала формированию обобщенных представлений, знаний и умений, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей; повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, способствовала формированию умения дошкольников сравнивать, обобщать, делать выводы, расширила кругозор, происходило эмоциональное развитие детей. Интеграция позволила снять перенапряжение.

Наиболее успешно с предложенными заданиями справились дети, имеющий высокий уровень в познавательном развитии, и те, которые не смущались присутствия гостей.

Еще один момент – использование ИКТ благоприятно влияло на детский коллектив, так как несло в себе образный тип информации понятный дошкольникам и обладало стимулом познавательной активности детей.

Мое эмоциональное состояние до НОД взволнованное, но я была заинтересована ходом НОД, а после нее чувствую удовлетворение.

Считаю, что задачи данной НОД выполнены, и результатом я довольна.

Если бы представилась возможность провести данное занимательное дело ещё раз, то я оставила содержание его без изменения.