Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Карпова Татьяна Владиславовна

 

Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного мышления на словесное, сопровождающееся закладкой всех логических процессов, навыков анализа и синтеза. Это благоприятный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики и психологии. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в этом возрасте уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью.

 Педагогическая целесообразность программы обусловлена психофизиологическими особенностями старшего дошкольного возраста. С одной стороны, ведущим видом деятельности для дошкольника остаётся игра. С другой стороны, перед педагогом стоит задача максимально подготовить ребёнка к последующему школьному обучению и сформировать определённый навык анализа и логики.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.

Основной целью Программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание. Повышение эффективности педагогической работы по подготовке детей к школьному обучению. Всестороннее развитие детей, подготовка их к переходу от игровой к учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_na_2_goda.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»

Утверждена:

Приказом №   от

Заведующего МБДОУ

«Детский сад№73«Малыш»

Федорова Ж.А.______________

Рабочая программа дополнительного образования

по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Срок реализации:                 2 года

Возраст:                                 5-7 лет

Руководитель: Карпова Т. В., воспитатель высшей кв. категории        

Смоленск: 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного мышления на словесное, сопровождающееся закладкой всех логических процессов, навыков анализа и синтеза. Это благоприятный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики и психологии. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в этом возрасте уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью.

 Педагогическая целесообразность программы обусловлена психофизиологическими особенностями старшего дошкольного возраста. С одной стороны, ведущим видом деятельности для дошкольника остаётся игра. С другой стороны, перед педагогом стоит задача максимально подготовить ребёнка к последующему школьному обучению и сформировать определённый навык анализа и логики.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 27.06.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, в ред. 2018г.);

- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Иркутской области, муниципальными правовыми актами города Иркутска, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.

Программа предусматривает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая познавательное развитие ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.

Основной целью Программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание. Повышение эффективности педагогической работы по подготовке детей к школьному обучению. Всестороннее развитие детей, подготовка их к переходу от игровой к учебной деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

Обучение грамоте дошкольника

Математическое развитие и развитие логики дошкольника

Задачи.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность;

Формировать культуру общения друг с другом.

Обучающие:

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Развивающие:

Прививать ответственное отношение к учебе;

Активизировать творческий потенциал;

Развивать умение и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;

Развивать память, мышление, воображение.

Основные принципы Программы:

1.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).

2.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

3.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

4.Сотрудничество ДОУ с семьей.

5.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

6.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

7.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

8.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения:

- наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений, таблицы, схемы и т.д..

- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.

- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий.

- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.

- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.

- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Занятия могут проходить в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме (в зависимости от конкретной задачи).

Формы и методы используемые на занятиях:

1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

2. Практические – упражнения, игровые методы.

3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.

4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все вышеперечисленные  методы используются в комплексе.

Условия реализации программы

Для реализации программы потребуется рабочие тетради по грамоте, математике, логике, цветные карандаши в наборе, картинный наглядный материал, цветная бумага, клей.

Предполагаемые результаты

1.У учащихся сформированы математических представления и развита речь в объёме, необходимом для последующего успешного включения ребёнка в образовательный процесс школы.

2.У учащихся сформировались такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия.

3.У учащихся  рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика руки).

4.Для учащихся сформированы все условия для развития слухового, зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти;  произвольности внимания и самоконтроля.

Категория участников: старшие дошкольники (5-6 и 6-7 лет).

Срок освоения программы 

Программа рассчитана на два года обучения детей 5-7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.

Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД) по возрастным группам:

Год обучения

Возраст детей

Продолжительность занятий

1

Дети 5-6 лет

25 мин.

2

Дети 6-7 лет

30 мин.

Обучение грамоте дошкольника

Обучение грамоте - это сложный процесс, который  рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:

  • подготовительный этап (старшая группа)
  • основной этап (подготовительная группа)

Подготовительный этап обучения

Цель этапа:  подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)

Задачи этапа:

- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы)

-правильное произношение всех звуков родного языка

-развитие  элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)

 Основной этап  обучения

Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Задачи этапа:

  1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе  возраста.

Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей

Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

На основном  этапе  включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.  

К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:

1. Знать буквы русского алфавита

2. Писать буквы русского алфавита в клетке

3. Понимать и использовать в речи термин «Буква» и «Звук»

4. Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце

5. Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки

6. Соотносить звук и букву

7. Проводить звуковой анализ слова

8. Составлять предложения из двух, трех, четырех слов, анализировать его

Условия реализации программы по обучению грамоте

Группа

количество занятий в неделю

количество занятий в

месяц

продолжительность занятия

Старшая группа

1

4

20-25 мин

Подготовительная группа

2

8

25-30 мин

 

Математическое развитие и развитие логики дошкольника

Цель: Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка к школе.

Задачи:

  • Формирование мотивации учения, ориентации на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  • Увеличение объема внимания и памяти .
  • Формирование мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии)
  • Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Задачи этапа:

1.Количество и счет

2. Геометрические фигуры

3. Ориентировка во времени

4. Ориентировка в пространстве

5. Логические задачи

К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:

1.Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям

2.Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20)

3. Называть числа в прямом и обратном порядке до 10

4. Соотносить цифру и количество предметов

5. Составлять и решать задачу на сложение и вычитание

6. Пользоваться цифрами и математическими знаками

7. Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу

8. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница)

9. Определять временные отношения

В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

Условия реализации программы по математическому развитию и развитию логики дошкольника

Группа

количество занятий в неделю

количество занятий в

месяц

продолжительность занятия

Старшая группа

1

4

20-25 мин

Подготовительная группа

2

8

25-30 мин



Календарно - тематическое планирование

занятий по обучению грамоте

Первый год обучения

Второй год обучения

Сентябрь

Понятие о слове и звуке; о коротких и длинных словах.

Дифференциация звуков: музыкальных, механических и речевых.

Д/и «В гости к Вини-Пуху» (картинки)

Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах первого гласного звука.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова)

Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах первого гласного звука.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова)

Д/И «Загадки кота Васятки». Игры с картинками.

Знакомство со звуком «У» (его символом). Выделение в словах первого гласного звука.  Д/и «Для кого картинка?»

Знакомство со звуком «И» (его символом).  Раскрашивание символа «И» в тетради.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА)

Д/и «Разные загадки  кота Васятки» (игрушки картинки)

Вводное занятие (повторение пройденного материала)

Деление слов на слоги; «Засели слова в домики»

Звук и буква «У» Отгадывание «загадок от кота Васятки».

Деление слов на слоги. Печатание буквы. Раскрашивание буквы «У»

Звук и буква «А». Отгадывание «загадок от кота Васятки».

Деление слов на слоги. Печатание буквы. Найди букву «А» (газетная вырезка)

Знакомство со схемой предложения. Д/упр. «Скажи одним словом» (пылесос, скалолаз, ледоход, снегопад)

Буква «О». «Рисование буквы «О» фасольками», Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов

Составление предложений по картинкам. Составление схем предложений. (Дети играют. Зайчик прыгает. Рыбка плавает.)

Звук и буква «Ы» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Д/упр. «Один- много». Печатание буквы; чтение слогов.

Октябрь

Знакомство со звуком «О» (его символом). Рисование пальчиком на манке символа  звука «О». Определение первого и последнего гласного звука  фишкой красного цвета  (работа со схемой слова) 

 Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА)

Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О) (картинки)

Знакомство со звуком «Ы» (его символом).

Выделение первого и последнего гласного звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА…) (работа со схемой слова) 

Выделение ударного гласного в словах  (посУда, Ослик,  картИны..)

Д/и «Назови словечко с нужным звуком» (О, Ы)

Д/и «Разложи картинки к символам»

Закрепление артикуляции  гласных звуков и их зрительными символами.

Рисование  символов звуков пальчиком на манке.

Разные загадки кота Васятки» (определение первого звука в словах)

Знакомство со звуком «И» (его символом).  Раскрашивание символа «И» в тетради.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА)

Д/и «Разные загадки  кота Васятки» (игрушки картинки)

Знакомство с предлогами. Работа со схемами

Звук и буква «Э» Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов

Звук и буква «И». Звукобуквенный анализ (АУИ, АИУ, ИУА…)Работа с предложением

Звуки «Ы-И» Дифференциация. Работа со звуковыми линейками

Знакомство сложными словами

Звук и буква «М». Назови первый звук в слове. Печатание буквы

Определение позиции звука в слове. Анализ слогов (АМ, МА) Составление из букв разрезной азбуки.

Ноябрь

Знакомство со звуком «М», с его артикуляцией, зрительным символом

Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного.

Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)

«Звук «М». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение фишками синего и зеленого цвета)

Д/и «Вата и камень»;

Д/и «Сигнальщики»

Д/и «Загадки кота Васятки» (картинки, в названиях которых есть твердый или мягкий звук «М» в начале слова)

Знакомство со звуком «Н», с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звука «Н» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Д/и «Магазин» (картинки)

Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (ОН)

Звук «Н». Характеристика звука «Н»

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Синтез слов, состоящих из двух звуков; АН, ОН, УН. ЫН, ИН, НА, НО, НУ…

Д/и: «Подставь символ к картинке», «Пропускаем мы во двор слов особенных подбор»

Звук и буква «П». Печатание буквы. Игровые упражнения.

Характеристика звука. Дифференциация (П и Пь). Самостоятельный анализ слова папа

Звук и буква «Б». Игры и задания на дифференциация (на слух и на произношение)

Характеристика звука «Б» Работа со звуковыми линейками. Составление схем из кружков, анализ (баба, Бим)

Дифференциация «Б-П» Игровое упражнения: «Сигнальщики» (Б-П)

«Исправь словечко», «Хлопни, если услышишь»

Чтение слогов, звуковой анализ слов (составление схем). Составление предложений с предлогами (на, над, под)

Звук и буква «Т» Характеристика звука «Т» Проговаривание чистоговорки

Игры: «Договори последний звук». Печатание буквы

Чтение слогов, звуковой анализ слов (Тим, Том). Печатание предложения (Тут Тим.)

Декабрь

Знакомство со звуком «В», с его артикуляцией, зрительным символом

Синтез слов, состоящих из двух звуков: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ

Д/и «Эхо», «Повтори правильно», «Какой звук пропущен?»

Звук «В». Характеристика звука «В» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/упр. «Сундучок. Звуки перепутались» (дифференциация гласных и согласных звуков)

Синтез слов, состоящих из двух звуков: АВ, ОВ, УВ. ЫВ, ИВ.

Знакомство со звуком «Б», с его артикуляцией, зрительным символом.

Игровой момент: приход в Гости Буратино.

Характеристика звука (по таблице).

Д/и «Кубик» (отыскать выставленные картинки, в названиях которых есть звук «Б»)

Синтез звукосочетаний: АБ, ОБ, УБ. БА, БУ, БЫ. БО…

Звук «Б». Д/и «Угостим Буратино» (картинки)

«Разные загадки от кота Васятки»

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок.

Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)

Звук и буква «Д» Характеристика звука «Д» Работа со звуковыми линейками

Отгадывание загадок Печатание буквы, чтение и анализ слогов: да, ду, ды, ад, од, ид.

Дифференциация «Д-Т» Игры: «Скажи наоборот», Найди ошибку», «Убери лишнюю картинку» Составление слов из букв разрезной азбуки (Тима- Дима, том-дом)

Звук и буква «К» Характеристика звука «К» Отгадывание «загадок от кота Васятки»

Печатание буквы «к», составление из букв, чтение и анализ слов: коты, маки, тук-тук

Печатание под диктовку: мак- маки, кот - коты, кит - киты. .Работа с предложением: составь предложение из деформированной фразы, составь предложений с предлогом «к»

Звук и буква «Г» Характеристика звука «Г» Назови первый звук в отгаданных загадках (горох, гриб, гнездо), игра с мячом «Мяч- смягчитель). Печатание буквы.

Дифференциация «Г-К» «Назови лишнее слово», «Один - много»,

Анализ и чтение предложения. Зрительный диктант: Вот Гога.

Составление слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки. Работа с предложением: составь предложение из предложенных слов, составь предложений с предлогом «в-на-за»

Звук и буква «В» Характеристика звука «В» Отгадывание «загадок от кота Васятки»

Д/упр. «Назови ласково» (или полное имя), Печатание буквы, чтение и анализ слогов.

Январь

Знакомство со звуком «П»

Характеристика звука «П» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))

Игровой момент «Паровозик из Ромашково» (выбрать картинки со звуком «П»)

Синтез звукосочетаний: АП, ОП. УП, ИП, ЫП, ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ

Звук «П»

Игра с мячом - деление слов на слоги

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком

Демонстрация сказочного сюжета про поросенка и попугая (картинки)

Дифференциация звуков «Б-П»

Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)

Синтез звукосочетаний

Звук и буква «Н» Характеристика звука «Н» «Поймай звук» - дифференциация «н-нь»; составление предложений с предлогами на, над;

Составление и преобразование слов из букв разрезной азбуки (нота - Ната; нота- ноты; ива- Иван). Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом «У»

Звук и буква «Х» Характеристика звука «Х» Разучивание логоритмического упр. «Хомка, хомка, хомячок…»; «Подбери слова по его началу»; печатание буквы «Х» в тетради; чтение слогов и слов.

Буква «Х» Разучивание скороговорки; Д/и: «Буквы перепутались» (гласные и согласные); «Шифровальщики» (Найди букву); самостоятельный звуко-буквенный анализ. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки

Звук и буква «С» Характеристика звука «С» Д/и :» « Отгадай загадки, назови первый звук в отгадках», «Найди лишнее слово», «Объясни значение слова: листопад, снегопад, пылесос…»; Знакомство с буквой «С», чтение слогов и слов.

Звуко-слоговой анализ слов, составление схем их кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание; подсчет слов в предложении, нахождение предлога и определение его места в предложении. (Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок)

Звук и буква «З» Характеристика звука «З» Отгадывание «загадок от кота Васятки»

Д/упр: «Замени первый звук в слове», «Найди ошибку»; печатание буквы З», чтение слогов.

Февраль

Дифференциация звуков «Б-П»

Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)

Синтез звукосочетаний

Дифференциация звуков «Б-П»

Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)

Синтез звукосочетаний

Закрепление полученных навыков

Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги)

Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных)

Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком)

Синтез звукосочетаний

Знакомство со звуком «Д»; с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Д» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/и «Поможем кукле Даши» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д»)

Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

Дифференциация «З-С» Д/упр: «Хлопни в ладоши»: «Составь слово». Чтение, анализ предложений. Составление схемы предложения. Списывание: Вот Сима. У Симы сова. Вот Зина. У Зины коза. Тут Сима и Зина.

Звук и буква «Ш» Характеристика звука «Ш» Д/упр: «Закончи слово слогом ША(ШИ); «Замени первый звук в словах на звук «Ш». Печатание буквы «Ш» в тетради; чтение слогов и слов.

Самостоятельный звукко-буквенный анализ слов (шуба, Миша, кошка, душ, шум). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (мишка-мышка, мушка, мошка…) Диктант: Вот Даша. У Даши шуба.

Звук и буква «Ж» Характеристика звука «Ж» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Д/упр: «Большой-маленький», «Назови все отгадки», «Повтори предложения». Печатание буквы «Ж». Звуко- буквенный анализ: жаба, жук, ёжик.

Правило «ЖИ-ШИ»

Дифференциация «Ш-Ж» Д/упр: Закончи слово подходящим слогом: «жи-ши»; «Замени звук «Ш» на звук «Ж»; «Подарки Жене и Шуре». Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (ужи-уши). Чтение, списывание, запись предложений по памяти: У Маши мишка. У мишки ушки.

Дифференциация «С-Ш» Д/игры: «Цепочка слов», «Найди одинаковый первый звук в словах», «Повтори пару слов», «Разложи картинки, в названиях которых первый звук С(Ш)» Звуко-буквенный анализ слов с помощью кружков: сушка, Саша, сушки.

Разучить скороговорку «Шла Саша по шоссе..»

Звук и буква «Ф» Характеристика звука «Ф» Д/упр. «Найди картинку», «Кто-что?», «Найди ошибки в предложении». Печатание буквы «Ф». Чтение слогов: фан, фук, фта, фон, наф, нуф.

Буква «Ф». Дифференциация звуков (Ф-Фь); Д/упр «Эхо», «Мяч- смягчитель»,

Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы их кружков, подсчет слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение. (Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.)

Март

Звук «Д»

Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков)

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Д/и «Выбери словечки из стихотворения»

Синтез звукосочетаний: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ…..

Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))

Д/и «Цветик - семицветик» (подбор слов со звуком «Т»)

Синтез односложных звукоподражательных слов (ТОМ, ТАМ, ТОП-ТОП)

Звук «Т»

Д/и «Умная удочка» (игра с магнитом)

Д/и «Гномики в гостях. Подарки для Тома и Тимы» (определение мягких и твердых звуков)

Игра с мячом « Я знаю 5 названий» (названия транспорта, насекомых, имена людей, животных, которые начинаются со звука «Т»)

Синтез звукосочетаний

Дифференциация звуков «Д-Т»

Д/и «Добавь звук «Т» (добавление и определение последнего согласного звука в словах)

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Д/и «Подарки для Тима и Димы»

Д/и «Вспомни сказку»

Дифференциация «В-Ф»

«Исправь ошибку», Найди лишнюю картинку». Составление звуковой схемы слов. Чтение и анализ предложений. Списывание: Вот Вова. У Вовы вата.

Д/упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь», «Скажи наоборот», «Закончи слово слогом Вы или ФЫ.» «Из названный слов назови слова, в которых есть звук «Ф» и «В» Составление предложений с предложенными словами: фокус, фикус, фартук, вафли.

Д/упр. «Подарки Вите и Фиме», «Разучивание стихотворения «В огороде Фекла…»;

Работа со звуковыми линейками и перфокартами. Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом «В»

Звук и буква «Л» Характеристика звука «Л» Деление слов на слоги Д/упр.» Засели домики», «Убери из слов звук «Л»; «Мяч- смягчитель»

Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание буквы «Л», чтение слогов и слов., определение местонахождение звука Л» в слове.

Д/игры: «Буквы перепутались (согласные: глухие и звонкие), «Подбери слово к схеме»; разгадывание ребусов; Чтение и анализ предложений. Составление схем предложений (Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.)

Звук и буква «Р» Характеристика звука «Р» Д/упр. «Повтори серию слогов», «Вспомни как можно больше слов по первому слогу: ра, ро, ру, ры. Печание буквы «Р». Чтение слогов и слов: рыба, раки, куры, икра, дырка.

Отгадывание «загадок от кота Васятки». Д/упр. «Подарки для Ромы и Риты»

Звуко-слоговой анализ слов. Составление слов из букв разрезной азбуки: рука, рубаха, радуга, рис, репка. Запись предложения под диктовку: У Ромы репка. У Риты

Дифференциация «Р-Л» Д/упр. «Найди лишнее слово», «Хлопни в ладоши», « Повтори слоговой ряд», «Разложи картинки на две стопки (Ль-Рь). Составь предложения со словами: корабль, камель, лагерь, ларек, зеркало, карусель.

Преобразование слов с помощью разрезной азбуки: игла- игра,: иглы- игры, лак- рак; лама- рама; жил-жир;

Апрель

Закрепление полученных навыков

Знакомство со звуком «Х» »; с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Х» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))

Игровой момент Хомяк Хомка и Петух.

Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

Синтез звукосочетаний: АХ, ОХ, УХ

Звук «Х»

Д/и «Волшебный клубочек» (подбор слов со звуком «Х»)

Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов

МОХ, ПУХ, МУХА

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Знакомство со звуком «Г» с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Г» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/и «Магазин» (подбор слов)

Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков)

Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ)

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

Звук и буква «Ч» Характеристика звука «Ч» Отгадывание «загадок от кота Васятки

Д/упр. «Назови первый звук в отгадках», «Замени первый звук на звук «Ч»; печание буквы «Ч»; чтение, списывание: часы, час, удача, задача. Правила «ЧА»

Дифференциация «Ч-Т» Д/упр. «Замени звук «Ч» на звук «Т», «Найди и исправь ошибки», «Слоговые часы». Чтение по индивидуальным карточкам.

Звук и буква «Е-Ё» Характеристика звуков «Е-Ё» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Е-Ё в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: село, лес, мед, река, лён.

Буквы «Е-Ё». Д/упр. «Слоговые часы», «Слоги перепутались», «Разгадай кроссворд»

Чтение и звуковой анализ слов: кресло, весло, песик, ёлка, вес.

Звук и буква «Щ» Характеристика звука «Щ». Скороговорка» Два щенка, щекой к щеке, грызли щетку в уголке», Д/упр.: Закончи слова одинаковым звуком «Щ», «Кто это?». Печатание буквы «Щ». Составление звуковой схемы слов с помощью кружков: щенок, щука, щит, плащ)

Составь схему предложения и определи, каким по счету стоит слово со звуком «Щ» (Щука плавает. Барабанщик барабанит. Щенок ел мясо.. Кошка поймала щуку.)

Звук и буква «Й» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Характеристика звука «Й» Д/упр. «Закончи слово слогом: КА (май…, гай.., чай.., лай…, зай..). Печатание буквы в тетради. Составление слов из букв разрезной азбуки: май, чай, лай, гайка.

Буква «Й». Самостоятельный слого-звуковой анализ слов, письмо печатными буквами, чтение слов: май, чайник, лайка, зайка. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: зайка- майка-гайка-шайка-чайка. Чтение с доски: Кто тут? Тут Зина. У Зины зайка. Тут Дима. У Димы майка. Тут Сима. У Симы чайка.

Май

Знакомство со звуком «К», с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «К» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/и «Цепочка слов» (подбор слов)

Д/и «Вспомним сказку»

Дифференциация звуков «Г-К»

Игры с Карлсоном.

Д/и «Продолжи словечко» (ка…., ко…., ку……, ки…)

Д/и «Продолжи словечко» (га…, го,…., гу…., ги…)

Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (МАК)

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Знакомство со звуком «Ф», с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Ф» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Синтез звукосочетаний, коротких слов

Закрепление полученных навыков

Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех)

Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?»

Разгадывание ребусов, кроссворда

Буква «Ь». Д/упр. «Ответь на вопросы»; «Какие гласные дают мягкость согласному звуку?», Преврати слова- предметы в слова- действия. Печатание буквы «Ь». Составление слов из букв разрезной азбуки: уголь, ель, мель, пыль, зверь.

Буква «Ъ».Д/упр. «Эхо». Составление слов из букв разрезной азбуки (подъезд, объявление, объезд)

Д/упр. «Слоговые часы», «Разгадывание кроссворда»

Звук и буква «Я» Характеристика звуков «Я» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Я в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: яма, Яна, Яша, мята.

4Звук и буква «Ю» Характеристика звука «Ю» » Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Ю в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение и звуко - буквенный анализ слогов, слов; юнга, Юра, юла.

«Викторина «Веселая азбука» Разгадывание ребусов, кроссворда. Составление предложений с предлогами по предложенной схеме.

«В стране Звуковичков» Закрепление пройденного материала: игры со словами, загадывание загадок. Подбор слов к звуковым схемам. Чтение короткого рассказа.








Календарно- тематическое планирование

занятий по математическому развитию и развитию логики дошкольника

Первый год обучения

Второй год обучения

Сентябрь

Число 1 и цифра 1, величина, логическая задача.

Число 2 и цифра 2, знаки +, =, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе.

Числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предметов с цифрой, логическая задача.

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг, логическая задача.

Числа и цифры от 1 до 10. Знаки , математическая загадка, квадрат, прямоугольник.

Знаки =, +, -, математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фиуры, ориентировка во времени.

Знаки , =, соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предметов.

Октябрь

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача.

Число и цифра 6, знаки =, +. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятие «длинный», « короче», « еще короче».

Числа и цифры 4, 5, 6, знаки , =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.

Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой, количеством предметов.

Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка.

Ориентировка во времени.

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели. Ориентировка в пространстве.

Порядковый счет, счет по названному числу. Логическая задача. Состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры.

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

Ноябрь

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача, геометрические фигуры.

Числа 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между предметами, знаки -, , понятия «слева», «справа», «сзади», «спереди».

Число и цифра 7, знаки =, +, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части.

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложение числа из 2-х меньших, дни недели.

Цифры от 1 до 10, число 11, знакомство с понятием « десяток».

Независимость числа от пространственного расположения предметов, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг.

Отношение между числами, величина, повторение времен года, месяцев.

Декабрь

Числа и цифры 1-8, знак -, + логическая задача на установление закономерностей.

Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина, деление предмета на 4 части.

Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей.

Знаки , геометрические фигуры, порядковый счет, логические задачи.

Число 13, математическая задача, решение примеров, геометрические фигуры.

Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник.

Число 14, логическая задача, дни недели.

Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, прямоугольник.

Январь

Числа и цифры 1-9, понятие «Высокий», «Низкий», дни недели, логические задачи.

Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логических задач.

Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку.

Цифры 1-10, сложение числа 10, трапеция, работа в тетради в клетку.

Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

Числа от 1 до 15, решение примеров, овал.

Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов.

Математическая загадка, знаки +, -. Состав чисел из двух меньших. Знакомство с объемными фигурами.

Февраль

Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, работа в тетради.

Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логические задачи.

Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник.

Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам.

Число 17, рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги.

Число 18, счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача.

Число 18, решение примеров, ориентировка в пространстве, времена года и месяцы.

Март

Решение задач на сложение и вычитание, логические задачи на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольники.

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между цифрой и количеством предметов, ориентировка во времени.

Решение задач, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.

Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, круг, овал, треугольник.

Число 19, состав числа 10 из двух меньших чисел, сравнение предметов по величине.

Число 19, геометрические фигуры, измерение фигур линейкой.

Решение арифметической задачи, решение примеров.

Апрель

Решение логических задач, геометрические фигуры.

Порядковый счет, решение математических математических загадок, ориентировка в пространстве.

Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логические задачи, геометрические фигуры.

Решение задачи, примеров, установление соответствия между цифрой и цифрой и количеством предметов.

Знаки +, -, соотнесение количества предметов с цифрой, определение времени по часам.

Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради.

Соответствие между количеством и цифрой. Ориентировка в пространстве. Логическая задача.

Задачи- шутки, решение примеров, математические загадки.

Май

Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник.

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача, геометрические фигуры.

Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник.

Число 19, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг.

Отношение между числами, величина, повторение времен года, месяцев

Литература:

  1. Ткаченко Т.А.  «Специальные символы в подготовке детей  4 лет к обучению грамоте», Москва, 2000г.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А, «Занятия по развитию речи в специализированном детском саду»; Москва, Владос, 2006
  3. Доронова В.И., Дриняева О.А. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», Москва, Аркти, 2007
  4. Гербова В. В. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет. Мозаика-Синтез
  5. Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет»
  6. Колесникова Е.В.  «Математика для детей 6-7 лет»
  7. Колесникова Е.В.Тетради на печатной основе  «Я считаю до 10» для детей 5-6 лет
  8. Колесникова Е.В. Тетради на печатной основе «Я считаю до 20» для детей 6-7 лет
  9. Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Я составляю числа» Математика для детей 5-7 лет
  10. Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Математические прописи» для детей 4 – 5 лет
  11. Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Я решаю логические задачи» Математика для детей 5-7 лет
  12. Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Я решаю арифметические задачи»
  13. Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Форма и цвет» Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет
  14.  Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей для детей 6 – 7 лет
  15. Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе по обучению грамоте «От А до Я» для детей 5-6 лет
  16. Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе по обучению грамоте «Я учусь читать» для детей 6-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль­шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «От А до Я »

Программа предназначена для педагогов старших и подготовительных групп для подготовки детей к школе...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-  гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10     Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...