Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного мышления на словесное, сопровождающееся закладкой всех логических процессов, навыков анализа и синтеза. Это благоприятный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики и психологии. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в этом возрасте уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена психофизиологическими особенностями старшего дошкольного возраста. С одной стороны, ведущим видом деятельности для дошкольника остаётся игра. С другой стороны, перед педагогом стоит задача максимально подготовить ребёнка к последующему школьному обучению и сформировать определённый навык анализа и логики.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.
Основной целью Программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание. Повышение эффективности педагогической работы по подготовке детей к школьному обучению. Всестороннее развитие детей, подготовка их к переходу от игровой к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_na_2_goda.docx | 41.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»
Утверждена:
Приказом № от
Заведующего МБДОУ
«Детский сад№73«Малыш»
Федорова Ж.А.______________
Рабочая программа дополнительного образования
по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Срок реализации: 2 года
Возраст: 5-7 лет
Руководитель: Карпова Т. В., воспитатель высшей кв. категории
Смоленск: 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного мышления на словесное, сопровождающееся закладкой всех логических процессов, навыков анализа и синтеза. Это благоприятный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики и психологии. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в этом возрасте уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена психофизиологическими особенностями старшего дошкольного возраста. С одной стороны, ведущим видом деятельности для дошкольника остаётся игра. С другой стороны, перед педагогом стоит задача максимально подготовить ребёнка к последующему школьному обучению и сформировать определённый навык анализа и логики.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 27.06.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, в ред. 2018г.);
- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Иркутской области, муниципальными правовыми актами города Иркутска, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.
Программа предусматривает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая познавательное развитие ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.
Основной целью Программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание. Повышение эффективности педагогической работы по подготовке детей к школьному обучению. Всестороннее развитие детей, подготовка их к переходу от игровой к учебной деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
Обучение грамоте дошкольника
Математическое развитие и развитие логики дошкольника
Задачи.
Воспитывающие:
Воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность;
Формировать культуру общения друг с другом.
Обучающие:
Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
Развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
Прививать ответственное отношение к учебе;
Активизировать творческий потенциал;
Развивать умение и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
Развивать память, мышление, воображение.
Основные принципы Программы:
1.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
2.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4.Сотрудничество ДОУ с семьей.
5.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
6.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
7.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
8.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения:
- наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений, таблицы, схемы и т.д..
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.
- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий.
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Занятия могут проходить в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме (в зависимости от конкретной задачи).
Формы и методы используемые на занятиях:
1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
2. Практические – упражнения, игровые методы.
3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
Условия реализации программы
Для реализации программы потребуется рабочие тетради по грамоте, математике, логике, цветные карандаши в наборе, картинный наглядный материал, цветная бумага, клей.
Предполагаемые результаты
1.У учащихся сформированы математических представления и развита речь в объёме, необходимом для последующего успешного включения ребёнка в образовательный процесс школы.
2.У учащихся сформировались такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия.
3.У учащихся рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика руки).
4.Для учащихся сформированы все условия для развития слухового, зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; произвольности внимания и самоконтроля.
Категория участников: старшие дошкольники (5-6 и 6-7 лет).
Срок освоения программы
Программа рассчитана на два года обучения детей 5-7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.
Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД) по возрастным группам:
Год обучения | Возраст детей | Продолжительность занятий |
1 | Дети 5-6 лет | 25 мин. |
2 | Дети 6-7 лет | 30 мин. |
Обучение грамоте дошкольника
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:
- подготовительный этап (старшая группа)
- основной этап (подготовительная группа)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы)
-правильное произношение всех звуков родного языка
-развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)
Основной этап обучения
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
- Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Обучение чтению.
- Формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном этапе включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.
К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:
1. Знать буквы русского алфавита
2. Писать буквы русского алфавита в клетке
3. Понимать и использовать в речи термин «Буква» и «Звук»
4. Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце
5. Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
6. Соотносить звук и букву
7. Проводить звуковой анализ слова
8. Составлять предложения из двух, трех, четырех слов, анализировать его
Условия реализации программы по обучению грамоте
Группа | количество занятий в неделю | количество занятий в месяц | продолжительность занятия |
Старшая группа | 1 | 4 | 20-25 мин |
Подготовительная группа | 2 | 8 | 25-30 мин |
Математическое развитие и развитие логики дошкольника
Цель: Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка к школе.
Задачи:
- Формирование мотивации учения, ориентации на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти .
- Формирование мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии)
- Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Задачи этапа:
1.Количество и счет
2. Геометрические фигуры
3. Ориентировка во времени
4. Ориентировка в пространстве
5. Логические задачи
К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:
1.Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям
2.Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20)
3. Называть числа в прямом и обратном порядке до 10
4. Соотносить цифру и количество предметов
5. Составлять и решать задачу на сложение и вычитание
6. Пользоваться цифрами и математическими знаками
7. Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу
8. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница)
9. Определять временные отношения
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
Условия реализации программы по математическому развитию и развитию логики дошкольника
Группа | количество занятий в неделю | количество занятий в месяц | продолжительность занятия |
Старшая группа | 1 | 4 | 20-25 мин |
Подготовительная группа | 2 | 8 | 25-30 мин |
Календарно - тематическое планирование
занятий по обучению грамоте
Первый год обучения | Второй год обучения | |
Сентябрь | Понятие о слове и звуке; о коротких и длинных словах. Дифференциация звуков: музыкальных, механических и речевых. Д/и «В гости к Вини-Пуху» (картинки) Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах первого гласного звука. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова) Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах первого гласного звука. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова) Д/И «Загадки кота Васятки». Игры с картинками. Знакомство со звуком «У» (его символом). Выделение в словах первого гласного звука. Д/и «Для кого картинка?» Знакомство со звуком «И» (его символом). Раскрашивание символа «И» в тетради. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА) Д/и «Разные загадки кота Васятки» (игрушки картинки) | Вводное занятие (повторение пройденного материала) Деление слов на слоги; «Засели слова в домики» Звук и буква «У» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Деление слов на слоги. Печатание буквы. Раскрашивание буквы «У» Звук и буква «А». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Деление слов на слоги. Печатание буквы. Найди букву «А» (газетная вырезка) Знакомство со схемой предложения. Д/упр. «Скажи одним словом» (пылесос, скалолаз, ледоход, снегопад) Буква «О». «Рисование буквы «О» фасольками», Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов Составление предложений по картинкам. Составление схем предложений. (Дети играют. Зайчик прыгает. Рыбка плавает.) Звук и буква «Ы» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Д/упр. «Один- много». Печатание буквы; чтение слогов. |
Октябрь | Знакомство со звуком «О» (его символом). Рисование пальчиком на манке символа звука «О». Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой слова) Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА) Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О) (картинки) Знакомство со звуком «Ы» (его символом). Выделение первого и последнего гласного звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА…) (работа со схемой слова) Выделение ударного гласного в словах (посУда, Ослик, картИны..) Д/и «Назови словечко с нужным звуком» (О, Ы) Д/и «Разложи картинки к символам» Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительными символами. Рисование символов звуков пальчиком на манке. Разные загадки кота Васятки» (определение первого звука в словах) Знакомство со звуком «И» (его символом). Раскрашивание символа «И» в тетради. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА) Д/и «Разные загадки кота Васятки» (игрушки картинки) | Знакомство с предлогами. Работа со схемами Звук и буква «Э» Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов Звук и буква «И». Звукобуквенный анализ (АУИ, АИУ, ИУА…)Работа с предложением Звуки «Ы-И» Дифференциация. Работа со звуковыми линейками Знакомство сложными словами Звук и буква «М». Назови первый звук в слове. Печатание буквы Определение позиции звука в слове. Анализ слогов (АМ, МА) Составление из букв разрезной азбуки. |
Ноябрь | Знакомство со звуком «М», с его артикуляцией, зрительным символом Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного. Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ) «Звук «М». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Д/и «Вата и камень»; Д/и «Сигнальщики» Д/и «Загадки кота Васятки» (картинки, в названиях которых есть твердый или мягкий звук «М» в начале слова) Знакомство со звуком «Н», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звука «Н» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Магазин» (картинки) Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (ОН) Звук «Н». Характеристика звука «Н» Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Синтез слов, состоящих из двух звуков; АН, ОН, УН. ЫН, ИН, НА, НО, НУ… Д/и: «Подставь символ к картинке», «Пропускаем мы во двор слов особенных подбор» | Звук и буква «П». Печатание буквы. Игровые упражнения. Характеристика звука. Дифференциация (П и Пь). Самостоятельный анализ слова папа Звук и буква «Б». Игры и задания на дифференциация (на слух и на произношение) Характеристика звука «Б» Работа со звуковыми линейками. Составление схем из кружков, анализ (баба, Бим) Дифференциация «Б-П» Игровое упражнения: «Сигнальщики» (Б-П) «Исправь словечко», «Хлопни, если услышишь» Чтение слогов, звуковой анализ слов (составление схем). Составление предложений с предлогами (на, над, под) Звук и буква «Т» Характеристика звука «Т» Проговаривание чистоговорки Игры: «Договори последний звук». Печатание буквы Чтение слогов, звуковой анализ слов (Тим, Том). Печатание предложения (Тут Тим.) |
Декабрь | Знакомство со звуком «В», с его артикуляцией, зрительным символом Синтез слов, состоящих из двух звуков: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ Д/и «Эхо», «Повтори правильно», «Какой звук пропущен?» Звук «В». Характеристика звука «В» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/упр. «Сундучок. Звуки перепутались» (дифференциация гласных и согласных звуков) Синтез слов, состоящих из двух звуков: АВ, ОВ, УВ. ЫВ, ИВ. Знакомство со звуком «Б», с его артикуляцией, зрительным символом. Игровой момент: приход в Гости Буратино. Характеристика звука (по таблице). Д/и «Кубик» (отыскать выставленные картинки, в названиях которых есть звук «Б») Синтез звукосочетаний: АБ, ОБ, УБ. БА, БУ, БЫ. БО… Звук «Б». Д/и «Угостим Буратино» (картинки) «Разные загадки от кота Васятки» Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок. Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ) | Звук и буква «Д» Характеристика звука «Д» Работа со звуковыми линейками Отгадывание загадок Печатание буквы, чтение и анализ слогов: да, ду, ды, ад, од, ид. Дифференциация «Д-Т» Игры: «Скажи наоборот», Найди ошибку», «Убери лишнюю картинку» Составление слов из букв разрезной азбуки (Тима- Дима, том-дом) Звук и буква «К» Характеристика звука «К» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Печатание буквы «к», составление из букв, чтение и анализ слов: коты, маки, тук-тук Печатание под диктовку: мак- маки, кот - коты, кит - киты. .Работа с предложением: составь предложение из деформированной фразы, составь предложений с предлогом «к» Звук и буква «Г» Характеристика звука «Г» Назови первый звук в отгаданных загадках (горох, гриб, гнездо), игра с мячом «Мяч- смягчитель). Печатание буквы. Дифференциация «Г-К» «Назови лишнее слово», «Один - много», Анализ и чтение предложения. Зрительный диктант: Вот Гога. Составление слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки. Работа с предложением: составь предложение из предложенных слов, составь предложений с предлогом «в-на-за» Звук и буква «В» Характеристика звука «В» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Д/упр. «Назови ласково» (или полное имя), Печатание буквы, чтение и анализ слогов. |
Январь | Знакомство со звуком «П» Характеристика звука «П» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий)) Игровой момент «Паровозик из Ромашково» (выбрать картинки со звуком «П») Синтез звукосочетаний: АП, ОП. УП, ИП, ЫП, ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ Звук «П» Игра с мячом - деление слов на слоги Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком Демонстрация сказочного сюжета про поросенка и попугая (картинки) Дифференциация звуков «Б-П» Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком) Синтез звукосочетаний | Звук и буква «Н» Характеристика звука «Н» «Поймай звук» - дифференциация «н-нь»; составление предложений с предлогами на, над; Составление и преобразование слов из букв разрезной азбуки (нота - Ната; нота- ноты; ива- Иван). Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом «У» Звук и буква «Х» Характеристика звука «Х» Разучивание логоритмического упр. «Хомка, хомка, хомячок…»; «Подбери слова по его началу»; печатание буквы «Х» в тетради; чтение слогов и слов. Буква «Х» Разучивание скороговорки; Д/и: «Буквы перепутались» (гласные и согласные); «Шифровальщики» (Найди букву); самостоятельный звуко-буквенный анализ. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки Звук и буква «С» Характеристика звука «С» Д/и :» « Отгадай загадки, назови первый звук в отгадках», «Найди лишнее слово», «Объясни значение слова: листопад, снегопад, пылесос…»; Знакомство с буквой «С», чтение слогов и слов. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем их кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание; подсчет слов в предложении, нахождение предлога и определение его места в предложении. (Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок) Звук и буква «З» Характеристика звука «З» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Д/упр: «Замени первый звук в слове», «Найди ошибку»; печатание буквы З», чтение слогов. |
Февраль | Дифференциация звуков «Б-П» Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком) Синтез звукосочетаний Дифференциация звуков «Б-П» Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком) Синтез звукосочетаний Закрепление полученных навыков Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги) Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных) Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком) Синтез звукосочетаний Знакомство со звуком «Д»; с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Д» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/и «Поможем кукле Даши» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д») Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки) | Дифференциация «З-С» Д/упр: «Хлопни в ладоши»: «Составь слово». Чтение, анализ предложений. Составление схемы предложения. Списывание: Вот Сима. У Симы сова. Вот Зина. У Зины коза. Тут Сима и Зина. Звук и буква «Ш» Характеристика звука «Ш» Д/упр: «Закончи слово слогом ША(ШИ); «Замени первый звук в словах на звук «Ш». Печатание буквы «Ш» в тетради; чтение слогов и слов. Самостоятельный звукко-буквенный анализ слов (шуба, Миша, кошка, душ, шум). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (мишка-мышка, мушка, мошка…) Диктант: Вот Даша. У Даши шуба. Звук и буква «Ж» Характеристика звука «Ж» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Д/упр: «Большой-маленький», «Назови все отгадки», «Повтори предложения». Печатание буквы «Ж». Звуко- буквенный анализ: жаба, жук, ёжик. Правило «ЖИ-ШИ» Дифференциация «Ш-Ж» Д/упр: Закончи слово подходящим слогом: «жи-ши»; «Замени звук «Ш» на звук «Ж»; «Подарки Жене и Шуре». Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (ужи-уши). Чтение, списывание, запись предложений по памяти: У Маши мишка. У мишки ушки. Дифференциация «С-Ш» Д/игры: «Цепочка слов», «Найди одинаковый первый звук в словах», «Повтори пару слов», «Разложи картинки, в названиях которых первый звук С(Ш)» Звуко-буквенный анализ слов с помощью кружков: сушка, Саша, сушки. Разучить скороговорку «Шла Саша по шоссе..» Звук и буква «Ф» Характеристика звука «Ф» Д/упр. «Найди картинку», «Кто-что?», «Найди ошибки в предложении». Печатание буквы «Ф». Чтение слогов: фан, фук, фта, фон, наф, нуф. Буква «Ф». Дифференциация звуков (Ф-Фь); Д/упр «Эхо», «Мяч- смягчитель», Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы их кружков, подсчет слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение. (Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.) |
Март | Звук «Д» Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Выбери словечки из стихотворения» Синтез звукосочетаний: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ….. Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий)) Д/и «Цветик - семицветик» (подбор слов со звуком «Т») Синтез односложных звукоподражательных слов (ТОМ, ТАМ, ТОП-ТОП) Звук «Т» Д/и «Умная удочка» (игра с магнитом) Д/и «Гномики в гостях. Подарки для Тома и Тимы» (определение мягких и твердых звуков) Игра с мячом « Я знаю 5 названий» (названия транспорта, насекомых, имена людей, животных, которые начинаются со звука «Т») Синтез звукосочетаний Дифференциация звуков «Д-Т» Д/и «Добавь звук «Т» (добавление и определение последнего согласного звука в словах) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Подарки для Тима и Димы» Д/и «Вспомни сказку» | Дифференциация «В-Ф» «Исправь ошибку», Найди лишнюю картинку». Составление звуковой схемы слов. Чтение и анализ предложений. Списывание: Вот Вова. У Вовы вата. Д/упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь», «Скажи наоборот», «Закончи слово слогом Вы или ФЫ.» «Из названный слов назови слова, в которых есть звук «Ф» и «В» Составление предложений с предложенными словами: фокус, фикус, фартук, вафли. Д/упр. «Подарки Вите и Фиме», «Разучивание стихотворения «В огороде Фекла…»; Работа со звуковыми линейками и перфокартами. Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом «В» Звук и буква «Л» Характеристика звука «Л» Деление слов на слоги Д/упр.» Засели домики», «Убери из слов звук «Л»; «Мяч- смягчитель» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание буквы «Л», чтение слогов и слов., определение местонахождение звука Л» в слове. Д/игры: «Буквы перепутались (согласные: глухие и звонкие), «Подбери слово к схеме»; разгадывание ребусов; Чтение и анализ предложений. Составление схем предложений (Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.) Звук и буква «Р» Характеристика звука «Р» Д/упр. «Повтори серию слогов», «Вспомни как можно больше слов по первому слогу: ра, ро, ру, ры. Печание буквы «Р». Чтение слогов и слов: рыба, раки, куры, икра, дырка. Отгадывание «загадок от кота Васятки». Д/упр. «Подарки для Ромы и Риты» Звуко-слоговой анализ слов. Составление слов из букв разрезной азбуки: рука, рубаха, радуга, рис, репка. Запись предложения под диктовку: У Ромы репка. У Риты Дифференциация «Р-Л» Д/упр. «Найди лишнее слово», «Хлопни в ладоши», « Повтори слоговой ряд», «Разложи картинки на две стопки (Ль-Рь). Составь предложения со словами: корабль, камель, лагерь, ларек, зеркало, карусель. Преобразование слов с помощью разрезной азбуки: игла- игра,: иглы- игры, лак- рак; лама- рама; жил-жир; |
Апрель | Закрепление полученных навыков Знакомство со звуком «Х» »; с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Х» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий)) Игровой момент Хомяк Хомка и Петух. Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки) Синтез звукосочетаний: АХ, ОХ, УХ Звук «Х» Д/и «Волшебный клубочек» (подбор слов со звуком «Х») Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов МОХ, ПУХ, МУХА Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Знакомство со звуком «Г» с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Г» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/и «Магазин» (подбор слов) Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки) | Звук и буква «Ч» Характеристика звука «Ч» Отгадывание «загадок от кота Васятки Д/упр. «Назови первый звук в отгадках», «Замени первый звук на звук «Ч»; печание буквы «Ч»; чтение, списывание: часы, час, удача, задача. Правила «ЧА» Дифференциация «Ч-Т» Д/упр. «Замени звук «Ч» на звук «Т», «Найди и исправь ошибки», «Слоговые часы». Чтение по индивидуальным карточкам. Звук и буква «Е-Ё» Характеристика звуков «Е-Ё» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Е-Ё в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: село, лес, мед, река, лён. Буквы «Е-Ё». Д/упр. «Слоговые часы», «Слоги перепутались», «Разгадай кроссворд» Чтение и звуковой анализ слов: кресло, весло, песик, ёлка, вес. Звук и буква «Щ» Характеристика звука «Щ». Скороговорка» Два щенка, щекой к щеке, грызли щетку в уголке», Д/упр.: Закончи слова одинаковым звуком «Щ», «Кто это?». Печатание буквы «Щ». Составление звуковой схемы слов с помощью кружков: щенок, щука, щит, плащ) Составь схему предложения и определи, каким по счету стоит слово со звуком «Щ» (Щука плавает. Барабанщик барабанит. Щенок ел мясо.. Кошка поймала щуку.) Звук и буква «Й» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Характеристика звука «Й» Д/упр. «Закончи слово слогом: КА (май…, гай.., чай.., лай…, зай..). Печатание буквы в тетради. Составление слов из букв разрезной азбуки: май, чай, лай, гайка. Буква «Й». Самостоятельный слого-звуковой анализ слов, письмо печатными буквами, чтение слов: май, чайник, лайка, зайка. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: зайка- майка-гайка-шайка-чайка. Чтение с доски: Кто тут? Тут Зина. У Зины зайка. Тут Дима. У Димы майка. Тут Сима. У Симы чайка. |
Май | Знакомство со звуком «К», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «К» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/и «Цепочка слов» (подбор слов) Д/и «Вспомним сказку» Дифференциация звуков «Г-К» Игры с Карлсоном. Д/и «Продолжи словечко» (ка…., ко…., ку……, ки…) Д/и «Продолжи словечко» (га…, го,…., гу…., ги…) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (МАК) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Знакомство со звуком «Ф», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Ф» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Синтез звукосочетаний, коротких слов Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?» Разгадывание ребусов, кроссворда | Буква «Ь». Д/упр. «Ответь на вопросы»; «Какие гласные дают мягкость согласному звуку?», Преврати слова- предметы в слова- действия. Печатание буквы «Ь». Составление слов из букв разрезной азбуки: уголь, ель, мель, пыль, зверь. Буква «Ъ».Д/упр. «Эхо». Составление слов из букв разрезной азбуки (подъезд, объявление, объезд) Д/упр. «Слоговые часы», «Разгадывание кроссворда» Звук и буква «Я» Характеристика звуков «Я» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Я в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: яма, Яна, Яша, мята. 4Звук и буква «Ю» Характеристика звука «Ю» » Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Ю в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение и звуко - буквенный анализ слогов, слов; юнга, Юра, юла. «Викторина «Веселая азбука» Разгадывание ребусов, кроссворда. Составление предложений с предлогами по предложенной схеме. «В стране Звуковичков» Закрепление пройденного материала: игры со словами, загадывание загадок. Подбор слов к звуковым схемам. Чтение короткого рассказа. |
Календарно- тематическое планирование
занятий по математическому развитию и развитию логики дошкольника
Первый год обучения | Второй год обучения | |
Сентябрь | Число 1 и цифра 1, величина, логическая задача. Число 2 и цифра 2, знаки +, =, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе. Числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предметов с цифрой, логическая задача. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг, логическая задача. | Числа и цифры от 1 до 10. Знаки , математическая загадка, квадрат, прямоугольник. Знаки =, +, -, математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги. Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фиуры, ориентировка во времени. Знаки , =, соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предметов. |
Октябрь | Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача. Число и цифра 6, знаки =, +. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятие «длинный», « короче», « еще короче». Числа и цифры 4, 5, 6, знаки , =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник. Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой, количеством предметов. | Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели. Ориентировка в пространстве. Порядковый счет, счет по названному числу. Логическая задача. Состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры. Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. |
Ноябрь | Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача, геометрические фигуры. Числа 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между предметами, знаки -, , понятия «слева», «справа», «сзади», «спереди». Число и цифра 7, знаки =, +, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложение числа из 2-х меньших, дни недели. | Цифры от 1 до 10, число 11, знакомство с понятием « десяток». Независимость числа от пространственного расположения предметов, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг. Отношение между числами, величина, повторение времен года, месяцев. |
Декабрь | Числа и цифры 1-8, знак -, + логическая задача на установление закономерностей. Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина, деление предмета на 4 части. Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. Знаки , геометрические фигуры, порядковый счет, логические задачи. | Число 13, математическая задача, решение примеров, геометрические фигуры. Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник. Число 14, логическая задача, дни недели. Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, прямоугольник. |
Январь | Числа и цифры 1-9, понятие «Высокий», «Низкий», дни недели, логические задачи. Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логических задач. Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку. Цифры 1-10, сложение числа 10, трапеция, работа в тетради в клетку. | Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры. Числа от 1 до 15, решение примеров, овал. Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов. Математическая загадка, знаки +, -. Состав чисел из двух меньших. Знакомство с объемными фигурами. |
Февраль | Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, работа в тетради. Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логические задачи. Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник. | Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам. Число 17, рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги. Число 18, счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача. Число 18, решение примеров, ориентировка в пространстве, времена года и месяцы. |
Март | Решение задач на сложение и вычитание, логические задачи на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольники. Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между цифрой и количеством предметов, ориентировка во времени. Решение задач, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года. Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, круг, овал, треугольник. | Число 19, состав числа 10 из двух меньших чисел, сравнение предметов по величине. Число 19, геометрические фигуры, измерение фигур линейкой. Решение арифметической задачи, решение примеров. |
Апрель | Решение логических задач, геометрические фигуры. Порядковый счет, решение математических математических загадок, ориентировка в пространстве. Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логические задачи, геометрические фигуры. Решение задачи, примеров, установление соответствия между цифрой и цифрой и количеством предметов. | Знаки +, -, соотнесение количества предметов с цифрой, определение времени по часам. Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради. Соответствие между количеством и цифрой. Ориентировка в пространстве. Логическая задача. Задачи- шутки, решение примеров, математические загадки. |
Май | Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача, геометрические фигуры. | Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник. Число 19, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг. Отношение между числами, величина, повторение времен года, месяцев |
Литература:
- Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте», Москва, 2000г.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А, «Занятия по развитию речи в специализированном детском саду»; Москва, Владос, 2006
- Доронова В.И., Дриняева О.А. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», Москва, Аркти, 2007
- Гербова В. В. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет. Мозаика-Синтез
- Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет»
- Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет»
- Колесникова Е.В.Тетради на печатной основе «Я считаю до 10» для детей 5-6 лет
- Колесникова Е.В. Тетради на печатной основе «Я считаю до 20» для детей 6-7 лет
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Я составляю числа» Математика для детей 5-7 лет
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Математические прописи» для детей 4 – 5 лет
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Я решаю логические задачи» Математика для детей 5-7 лет
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Я решаю арифметические задачи»
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Форма и цвет» Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет
- Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей для детей 6 – 7 лет
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе по обучению грамоте «От А до Я» для детей 5-6 лет
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе по обучению грамоте «Я учусь читать» для детей 6-7 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «От А до Я »
Программа предназначена для педагогов старших и подготовительных групп для подготовки детей к школе...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Подготовка детей к школе"
Кружковая деятельность...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...