Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (старшая группа)
рабочая программа по математике (старшая группа)

Зырянова Ольга Геннадьевна

учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. по программе "От рождения до школы".ориентировано на старший возраст (5 - 6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

        муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребёнка – детский сад № 136

УТВЕРЖАЮ

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 136

_____________________И.Н. Львова

Приказ _________________№______

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Возрастная категория 5 – 6 лет

Срок реализации 1 год

Разработчик:

Зырянова О.Г., воспитатель

Рассмотрено членами методического объединения МАДОУ ЦРР д/с № 136.

Рекомендовано к использованию.

Заседание МО от _______протокол №___

Калининград 2020

2. Целевой раздел

        2.1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МАДОУ ЦРР д/с № 136, написанный на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР д/с № 136.

Настоящая программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 5-6 лет (старшая группа) в познавательной деятельности, охватывает формирование элементарных математических представлений детей. Программа включает в себя образовательную часть и содержание программы «От рождения до школы»  под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М.

Планирование образовательного процесса в старшей группе осуществляется с учетом возрастных особенностей развития детей 5-6 лет.

        Цель реализации программы - формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

        Задачи реализации программы:

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов (разного цвета, формы, размера); учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар. Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, один красного цвета, а другие – синего, красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных»

Учить детей считать до 10. Познакомить со счётом в прямом и обратном порядке в пределах 10. Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать их. Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в соответствующей последовательности. Учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10, закреплять умение обозначать их цифрами.

Сформировать представление о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета.

Учить уравнивать неравные группы способами, добавляя к меньшей группе один предмет. Учить отсчитывать предметы из большего количества, приносить выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу. Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения.

Учить на основе счета устанавливать равенство групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.

Величина. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой длины, ширины, высоты, равные образцу. Учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов и цвету. Учить детей устанавливать размерные отношения между 3 -5 предметами разной длины, ширины, высоты; располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины, обозначать словом размерные отношения предметов в ряду.

Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике.

Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного и зрительного анализа. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение находить и видеть в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. Дать представление о четырёхугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении; обозначать словами положение предмета к себе. Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.

Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток и их последовательности. Объяснить значение слов « вчера», «сегодня», «завтра». Раскрыть на конкретных примерах понятия «быстро – медленно». В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников обще – учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

   Основная форма реализации программы – непосредственная образовательная деятельность, осуществляемая 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 36 занятий

  Срок реализации программы – 1 учебный год.

Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:

- принцип формирования математических представлений на основе перцептивных  действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления

- принцип использования разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «форма», «множество»

- принцип стимулирования активной  речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий

- принцип возможности сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий

- принцип интеграции образовательных областей:

«физическое развитие» - развитие ориентировки  в пространстве при выполнении основных упражнений – ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (перестроение в колонну по одному, по двое и тд., из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом.

«художественно – эстетическое развитие» - развитие умения сравнивать предметы между собой, изображать их, передавая форму, величину.

«социально – коммуникативное развитие» - знания и умения полученные на занятиях, применяются в игровой деятельности.

«речевое развитие» - развитие умения понимать речь взрослого без наглядного сопровождения, по словесному указанию найти предмет по цвету, размеру, форме, обогащение словаря.

   Основная форма реализации программы – непосредственная образовательная деятельность, осуществляемая 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 36 занятий.

  Срок реализации программы – 1 учебный год.

        Возрастные особенности детей 5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышленияВ дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. 

        2.2. Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы достижения ребёнка 5 – 6 лет выражаются в следующем:

Ребёнок различает и называет треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр; знает их характерные отличия, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, форму, величину.)

Ребёнок считает до 10 (количественный счет), отвечает на вопрос « Сколько всего?» - Сравнивает величину предметов по представлению. Развивает умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и своё местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа). Считает в прямом и обратном порядке в пределах 10. Сравнивает до 10 предметов по длине, располагает их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначает соответствующими словами.

Ребёнок находит в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

Ребёнок определяет направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

Ребёнок различает левую и правую руку.

Ребёнок определяет части суток.

3. Содержательный раздел

           Программа включает в себя образовательную часть и содержание программы «От рождения до школы»  под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М

Учебно – тематический план

п/п

Тема

Цель

Средства реализации

Кол-во занятий

Месяц

1

Диагностическое занятие

Выявить уровень развития математических представлений

1

сентябрь

2

Счёт в пределах 5 с помощью различных анализаторов

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

Уточнить представления о последовательности сентябрьчастей суток

Демонстрационный материал – набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал – наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

1

3

Сравнение двух  предметов по двум параметрам

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

  Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями     Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево

Демонстрационный материал – барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зеленая – короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.

1

сентябрь

4

Сравнение пяти предметов по длине

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

Демонстрационный материал – магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины.

Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка). Работа в тетради

1

сентябрь

5

Составление множества из разных элементов.

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Демонстрационный материал – кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).

Раздаточный материал. Три коробки с таким же набором геометрических фигур.

1

октябрь

6

Счет в пределах 6.

Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

Демонстрационный материал – наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (один набор на двоих детей), 4 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах).

октябрь

7

Счет в пределах 7.

Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот).

Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Демонстрационный материал – двухступенчатая лесенка, матрешки и пирамидки (по 7 штук), фланелеграф (магнитная доска), 7 полосок-«дощечек» одинакового цвета и разной ширины.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, квадраты и прямоугольники (по 7 штук для каждого ребенка); наборы полосок-«дощечек» одного цвета и разной ширины (по 6 штук для каждого ребенка).

1

октябрь

8

Сравнение шести предметов по ширине.

Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток

Демонстрационный материал – корзина, муляжи овощей (помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста), 2 корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, мяч.

Раздаточный материал. Наборы елочек разной высоты (по 6 штук для каждого ребенка). Работа в тетради

1

октябрь

9

Счет в пределах 8.

Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Демонстрационный материал – волшебный куб, на каждой грани которого изображено от 2 до 7 кругов, барабан, бубен, ширма, фланелеграф, наборы кругов и квадратов (по 8 фигур), 3 игрушки.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов.

1

ноябрь

10

Счет в пределах 9.

Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Демонстрационный материал – письмо с заданиями, наборное полотно, плоскостные изображения лисиц и зайцев (по 9 штук); предметы, имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника (по 3–4 штуки), кукла.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9 штук для каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; по 3–4 штуки для каждого ребенка).

1

ноябрь

11

Порядковое значение чисел 8 и 9.

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

 Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот).

 Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Демонстрационный материал – веер, состоящий из 8 лепестков разного цвета, 2 картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, 9 бантиков красного цвета, 1 бантик зеленого цвета.

Раздаточный материал. Бантики красного цвета (по 9 штук для каждого ребенка), бантики зеленого цвета (по одному для каждого ребенка), 7 кругов-бусинок разного цвета и величины (по одному набору на двоих детей), ниточка (одна на двоих детей).

1

ноябрь

12

Совершенствование навыков счета в пределах 10.

.

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»

 Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.

 Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

Демонстрационный материал – мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук), полоски разной и одинаковой длины.

Раздаточный материал. Наборы треугольников разного вида, картинки с изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребенка), счетные палочки, полоски разной длины. Работа в тетради

1

ноябрь

13

Итоговое занятие

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

Демонстрационный материал – мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, ширма, елочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов, сундучок.

Раздаточный материал. Елочки разной высоты (по 8 штук для каждого ребенка), карточки с изображением разных геометрических фигур (по количеству детей), карточки, на которых изображено от 1 до 10 кругов, цветные карандаши.

1

декабрь

14

Счёт в пределах 10

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Демонстрационный материал – фланелеграф, набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук).

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур.

1

декабрь

15

Геометрические фигуры

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).

Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).

Демонстрационный материал –музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток; квадрат, разделенный на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов.

Раздаточный материал. Наборы квадратов и треугольников.

1

декабрь

16

Сравнение до 10 предметов

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»

Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Демонстрационный материал – наборное полотно с 5 полосками, 15 квадратов одного цвета, 4 квадрата другого цвета, матрешка, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движения.

Раздаточный материал. Пятиполосные карточки, прямоугольники одного цвета (по 15 штук для каждого ребенка). Работа в тетради

1

декабрь

17

Сравнение чисел

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»

Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Демонстрационный материал –трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-«льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей).

1

январь

18

Сравнение чисел

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Демонстрационный материал – фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шарфики»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), «шарфики»-полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка).

1

январь

19

Составление групп предметов

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

 Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Демонстрационный материал – трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички, медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты.

Раздаточный материал. Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9 штук для каждого ребенка).

1

январь

20

Состав числа 3

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Демонстрационный материал – счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок; предметы разной формы (по количеству детей).

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы бумаги квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка). Работа в тетради

1

январь

21

Состав чисел 3 и 4

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

 Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Демонстрационный материал – предметы посуды (4 предмета), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки).

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов.

1

февраль

22

Знакомство с составом числа 5

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Демонстрационный материал – веер с 5 лепестками разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников.

Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6–7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников

1

февраль

23

Часть, целое

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Демонстрационный материал – кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру.

Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7–8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей).

1

февраль

24

Совершенствование навыков счёта в пределах 10

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Демонстрационный материал – кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4–5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов.

Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов. Работа в тетради

1

февраль

25

Состав числа 5

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Демонстрационный материал – счетная лесенка, карточка с изображением четырех кругов, фланелеграф, наборное полотно, 5–6 предметов мебели, 5–6 карточек с изображением диких птиц, 5–6 карточек с изображением транспорта.

Раздаточный материал. Треугольники разного цвета (по 6–7 штук для каждого ребенка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого ребенка).

1

март

26

Часть и целое

Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Демонстрационный материал – грузовик, 10 брусков, 2–3 полоски (условные меры), круг из цветной бумаги, котенок-игрушка, фланелеграф.

Раздаточный материал. Круг из цветной бумаги, ножницы, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов.

1

март

27

Деление квадрата на 2 части

Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево).

Демонстрационный материал – цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, клей, кораблики.

1

март

28

Деление круга

Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Демонстрационный материал – фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 равные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний).

Раздаточный материал. Круги, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники, по 1 фигуре для каждого ребенка) Работа в тетради

1

март

29

Деление квадрата на 4 части

Продолжать знакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Демонстрационный материал – ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.

1

апрель

30

Совершенствование навыков счета в пределах 10.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Демонстрационный материал – картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.

1

апрель

31

Совершенствование навыков счета в пределах 10.

Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть

Демонстрационный материал – фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей)

1

апрель

32

Состав числа 5

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Демонстрационный материал – три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой.

Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши.

1

апрель

33

Работа по закреплению пройденного материала

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов

Работа в тетради

1

май

34

Работа по закреплению пройденного материала

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Работа в тетради

1

май

35

Работа по закреплению пройденного материала

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Работа в тетради

1

май

36

Работа по закреплению пройденного материала

Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть

Работа в тетради

1

май

4. Организационный раздел

Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и художественная литература, аудио – видео пособия, наглядный материал, игры художественной направленности. Выполнение содержания программы обеспечено за счёт материально – технических средств и особенностей организации развивающей предметно – пространственной среды.

4.1. Методическая литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город, издательство, год издания

Вид издания

1

Комарова Т. С., Васильева М. А.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Москва, 2015

Методическое пособие

2

Помораева И.А., Позина В.А. –

Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа.

Москва, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015

Методическое пособие

4.2. Дидактические игры

п/п

Раздел

Название игр

1

Количество и счет

• Совершенствование умения считать в пределах 10

• Закрепление навыков порядкового счета:

• Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10)

• Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5

«Считай дальше», «Игры с пальчиками», «Рыбаки и рыбки», «Летающие колпачки», «Отсчитай столько же», «Найди пару» (счет по образцу), «Найди свой аэродром» (счет по образцу), «Наведи порядок» (счет по образцу), «Динь-динь» (счет на слух), «Посчитай, сколько» (счет на слух), «Больше, меньше», «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же» (счет движений), «Исправь ошибку».

«Который по счету?», «Угадай, что изменилось», «Исправь ошибку», «На котором месте стояла?», «Стройся по порядку», «Кто ушел и на котором месте стоял?»

«Найди на один меньше (больше)» (лото), «Найди соседей числа» (лото), «Найди пропущенное число»; игры с мячом: «Назови число на один меньше (больше)», «Назови следующее число», «Назови соседей».

«Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).

2

Величина

• Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке:

• Развитие глазомера:

«Наведи порядок», «Сломанная лестница», «Исправь ошибку», «Найди недостающее», «Матрешки» (лото), «Расставь по порядку».

«Сколько шагов», «Дополни предложение», «Найди такой же по величине», «Поручение».

3

Форма

• Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур:

«Найди пару», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Подбери предмет», «Дорисуй предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы?», «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур).

4

Ориентировка в пространстве

• Упражнения в умении двигаться в заданном направлении:

• Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги:

«Правильно пойдешь, секрет найдешь», «Поручение», «Где спрятались игрушки?»

«Найди пару», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор».

5

Ориентировка во времени

• Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки»:

• Формирование представлений о последовательности дней недели:

«Наш день», «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Наоборот».

«Живая неделя», «Дни недели, стройтесь», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра…»

4.3. Дидактическое обеспечение реализации программы:

  • Рабочие тетради для детей;
  • математические наборы.
  • счетные палочки.
  • раздаточный материал по разделам ФЭМП.
  • цифры и фигуры (обучающие карточки).
  • наборы геометрических фигур.
  • наглядно-дидактические пособия «Цвета».
  • демонстрационный материал по разделам ФЭМП.
  • дидактические игры по ФЭМП.
  • обучающий плакат «Цвета и фигуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенк...

Рабочая программа по "Формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста" старшая группа 5-6 лет

Данная рабочая программа разработана в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические проблемы и необходимость их преодоления пор...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста, старшей группы 2015-2016 уч.год.

Рабочая программа воспитания,образования и развития детей дошкольного возраста...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста "Жизнь без Опасности"

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...