План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование по математике (средняя, старшая группа)

Актуальность

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

          Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

        Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель  продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения. Наиболее удачными её формами являются игровые упражнения и дидактические игры.
Формирование элементарных математических представлений у  дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

 

Цель:

 Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

 

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

 

Ожидаемые результаты:

1.Повышение уровня математических способностей дошкольников.

2.Знание определенного количества дидактических игр для данного возраста.

3.Активизация самостоятельной математической деятельности.

 

 

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                                                                                                                                                                                                             

Основные направления

Основные направления

Сроки

1.Изучение литературы

1. Ознакомление с методической литературой

2. Работа с Интернет-ресурсами по теме

3. Изучить программы по обучению дошкольников математике, уяснить их особенности и требования

2020-2025

Регулярно

2. Повышение профессионального уровня

1.  Прохождение курсов повышения квалификации

2.  Изучение опыта работы педагогов  через участие в работе МО; изучение опыта работы коллег через участие в работе  мастер-классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы

2020-2025

Регулярно 

3. Планирование работы с родителями

Просвещение родителей через публикации, размещение информации на стендах и родительских уголках, выступления на родительских собраниях

2020-2025

4. Работа в  собственной педагогической мастерской

Создание методических разработок и их публикация.

Создать собственную базу лучших сценариев занятий, тематических мероприятий, игр, наглядных материалов,  интересных приемов и находок.

2020-2025

5. Обобщение опыта на педсоветах, МО, на курсах повышения квалификации педагогов и в сети Интернет

Размещение материала на  профессиональных сайтах, участие в профессиональных конкурсах

2020-2025

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Сроки

Формы работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работы)

2020 год

 

 

2020 год

 

 

 

 

 

 

 

Изучение литературы

 

 

Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольных учреждений.

 

  • Составить подборку материалов по данной теме.

 

  • Подготовить и провести консультации на тему:

1.  "О целесообразности обучения математике  в дошкольном возрасте"

2. "Игра, её роль в обучении математике детей дошкольного возраста"

3. «Инновационность в работе с дошкольниками.  Математика»

 

2020-2025 года

 

Поиск и разработка наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Определение целей и задач темы.

Прогнозирование результатов

 

  • преобразование предметно-развивающей среды группы, оформление  «Уголок для родителей» и «Уголок математике ».
  • Медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям.
  • Открытые просмотры для педагогов ДОУ и родителей.
  • Провести мастер-классы для педагогов по теме:
  • «Обучение математике детей дошкольного возраста средствами игры»;
  • «Составление презентаций для обучения детей математике » (дидактические игры, развивающая среда в группах)
  • Проводить открытые уроки и мастер-классы
  • Публикация из опыта работы (статья, доклад). Разместить свой  опыт работы на сайте

 

2021 год

 

 

2022-2025 года

Организовать работу кружка «Веселая математика.

Анализ изученного материала; Составление методических разработок  с собранными материалами  по данной теме; отчет о проделанной  работе.

 

Разработать рабочую программу кружка, соответствующую ФГОС

          Обработка результатов.

  • Обобщить опыт работы на педсовете.
  • Презентация проекта для родителей.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста.

Этот материал о том, что такое занимательный математический материал, видызанимательного математического материала, его характеристика. Также рассмотрены особенности работы воспитателя и детей с заним...

Семинар-практикум « Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется н...

Логические игры и упражнения как средство математического развития дошкольников

В статье описывается роль логических игр в математическом развитии дошкольников....

Статья "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Аннотация.  В статье раскрываются особенности  использования занимательного материала и их разнообразие для формирования математических  представлений....

Консультация для педагогов «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицирова...

Консультация для воспитателей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»...