Программа по формированию ранней финансовой компетентности «Азбука финансов» (для детей 6-7лет)
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Давыдова Елена Анатольевна

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansov_gr_moya_programma.docx163.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЛУКОМОРЬЕ»

(МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЛУКОМОРЬЕ»)

Программа

по формированию ранней финансовой компетентности

«Азбука финансов»

(для детей 6-7лет)

Срок реализации: 1год

C:\Users\user\Desktop\33933_bag-of-gold-png.png

Автор-составитель: Давыдова Елена Анатольевна,

                                                  воспитатель МАДОЙ «Детский сад №6

                                                  «Лукоморье», первая кв. категория.

г. Нефтеюганск, 2020

Содержание программы

1.

Пояснительная записка…………………………………………..

2-3 стр.

2.

Цель и задачи программы………………………………………..

3-4 стр.

3.

Основные принципы реализации программы…………….........

4 стр.

4.

Значимые характеристики для реализации Программы………

4 стр.

5.

Описание форм и методов проведения занятий………………..

5 стр.

6.

Место Программы в режиме дня………………………………..

5 стр.

7.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды……………………………………………...

5 стр.

8.

Планируемый результат освоения рабочей Программы………

5-6 стр.

9.

Календарно-тематическое планирование реализуемой Программы…………………………………………………………

7-13 стр.

Пояснительная записка

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются, начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

Цель и задачи  программы

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.

Задачами программы:

- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, бюджет, цена, и т.д.).

- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Основные принципы реализации программы

- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- Комплексный подход при разработке занятий,

- Вариативность содержания и форм проведения занятий;

- Систематичность и последовательность занятий;

- Наглядность;

- Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

- Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

Значимые характеристики для реализации Программы

Программа предназначена для реализации в подготовительной группе ДОО. Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий -1 раз в неделю с октября по май. Количество занятий в год - 28. Продолжительность занятий - 30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и "санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами".

Описание форм и методов проведения занятий

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Место Программы в режиме дня

Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня в режимных моментах, в ходе кружковой деятельности «Азбука финансов».

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

В группе организован центр для реализации кружковой работы по финансовой грамотности.

Планируемые результаты освоения рабочей Программы

На этапе завершения реализации программы ребенок может:

- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации кружковых мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

- иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

- проявляет ответственность за начатое дело;

- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;

- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

- понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;

- осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;

- понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;

- осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;

- проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

- следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Календарно-тематическое планирование реализуемой Программы

СЕНТЯБРЬ

Занятие № 1

«Потребности человека»

Цель: Познакомить воспитанников со следующими понятиями: «потребности», «товары», «услуги». Учить определять от чего зависят потребности.  Формировать знания основ финансовой безопасности.

Занятие № 2

«Труд – основа жизни»

Цель: формировать у воспитанников представление о том, что весь окружающий мир, все товары и услуги создаются трудом.

Занятие № 3

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Цель: актуализировать знания дошкольников о многообразии профессий, работая по которым, человек создает различные продукты труда.

Занятие №4

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Цель: закрепить знания понятий труд, трудиться, работать, зарабатывать, формировать у воспитанников представление, что слово трудиться означает что-то делать, создавать на благо своей семье и близких.

ОКТЯБРЬ

Занятие №5

«Как появились деньги?»

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности. Учить детей практически осуществлять процесс обмена.  Развивать речь детей, расширять кругозор.

Занятие №6

«Азбука денег»

Цель: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;  развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственны категорий, как экономность, бережливость.

Занятие №7

«Деньги – банкноты- монеты»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», наличные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; научится различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты; воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

Занятие №8

«Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка»

Цель: упрочить взаимосвязь денег с трудом самых близких людей (мам, пап, бабушек, дедушек), т.е максимально приблизить денежный мир к семье, где воспитываются и берут пример для подражания дошкольники.

НОЯБРЬ

Занятие №9

«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»

Цель: формировать представление у детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Занятие №10

«Где живут деньги»

Цель: приучать воспитанников к аккуратному (бережному) обращению с деньгами, обозначить основные места хранения денег дома и вне его.

Занятие №11

«Банк»

Цель: познакомить детей со словом «банк» — крупное кредитное учреждение и его функционирование. Деньги в банке всегда в обороте. Их можно вложить и снять, получить за них процент, пользуясь сберкнижкой. Сберкнижка — документ, подтверждающий наличие денег, счета в банке. При наличии денег можно открыть счет в банке

Занятие №12

«Где покупают и продают разные товары»

Цель: актуализировать у воспитанников знания о том, где можно приобрети различные товары и услуги.

ДЕКАБРЬ

Занятие №13

«Стоимость и цена товара»

Цель: формировать у воспитанников представление о том, что каждый товар и услуга имеет свою стоимость.

Занятие №14

«Выгодно-невыгодно»

Цель: сформировать у воспитанников понимание того, что такое выгодно и что такое невыгодно, воспитывать желание экономно расходовать финансы.

Занятие №15

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: Закреплять знания воспитанников о понятиях «цена», «товар», «стоимость» и т.д. Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

ЯНВАРЬ

Занятие №16

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

Цель: познакомить дошкольников и с квалификацией расходов: желаемые, обязательны непредвиденные; познакомить дошкольников с разными ситуациями по теме расходы в современных семьях;  научить тратить собственные деньги с пользой; развивать бережное отношение к деньгам;  развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета.

Занятие №17

Станционная игра «Удачная покупка»

Цель: повышение финансовой грамотности дошкольников. Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

ФЕВРАЛЬ

Занятие №18

«Тратим разумно, экономно»

Цель: формировать у воспитанников рациональный подход к выбору  товаров, обращая внимание на их полезные свойства понимание, что деньги нужно тратить разумно.

Занятие №19

«Копим и сберегаем»

Цель: стимулировать познавательный интерес воспитанников к значению слов копить, сберегать, копилка, экономия, формировать понимание, что сберегая деньги и аккуратно относясь к купленным вещам и товарам, мы показываем уважение к труду родителей

Занятие №20

«Экономия тепла, света, воды»

Цель: Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; формировать у детей потребность в их экономии.

Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

МАРТ

Занятие №21

Творческое занятие «Наша мастерская (Подарки для мам и бабушек)»

Цель: закрепить у воспитанников понимание, что такое трудиться и какой результат труда может быть получен.

Занятие №22

Деловая игра «Бартер»

Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей;

- Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах;

- Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Занятие №23

«Занять и одолжить»

Цель: познакомить воспитанников с понятиями занять и одолжить, воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий, как долг и обязательство.

АПРЕЛЬ

Занятие №24

«Составляем план покупок»

Цель: познакомить с понятием «план» формировать первоначальные навыки планирования, прививать привычку планирования как залог будущего успеха.

Занятие №25

«Наши цели»

Цель: формировать умения ставить перед собой цель, планировать и выбирать способы ее достижения.

Занятие №26

«Сделай дело-гуляй смело»

Цель: формировать трудовые навыки, подвести итоги – всего, что делали и планировали, учить анализировать поступки, искать эффективные решения возникающих проблем, обсуждать их сообща.

МАЙ

Занятие №27

«Что нельзя купить»

Цель: формировать у воспитанников рациональный подход к пониманию богатства и бедности, общее представление о нравственной основе денежного благополучия, стимулировать познавательный интерес к нравственному значению слов жадность и щедрость

Занятие №28

Итоговое занятие

Список литературы:

1.

Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2.

Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.

Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.

4.

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

5.

Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

6.

Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию основ финансовой грамотности «Азбука юного финансиста»

Программа по формированию основ финансовой грамотности «Азбука юного финансиста»...

Рабочая программа по финансовой грамотности "Азбука финансов".

Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности "Азбука финансов".

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности "Азбука финансов".Подготовительная группаЦель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.За...

Парциальная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности «Экономическое воспитание дошкольников» детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Срок реализации программы – 2019/2020 учебный год

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и оценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купл...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности "Азбука финансов". Старшая группа

-Формировать представление о прямой взаимосвязи труда и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует полагаться на собственные способности и трудолюбие.-Уточнить знания детей о некотор...