2024-2025 Дополнительная программа по формированию финансово-экономической грамотности дошкольников "Азбука финансов" для детей подготовительной группы
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Пугавьева Мария Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

«АЗБУКА ФИНАНСОВ»

 

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24-25_dop_azbuka_finansov.docx87.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического совета

от «       »                2024 г.

Протокол №

Утверждаю:

МБДОУ «Детский сад №52

«Аленький цветочек»

__________ Е.В.Шпиллер

Приказ №    от «   »              2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

«АЗБУКА ФИНАНСОВ»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

  Уровень: базовый

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель

Пугавьева М.А.

воспитатель

Смоленск

2024 г.

Содержание:

  1. Целевой раздел        3
  1. Пояснительная записка        3

Цели и задачи Программы        4

Принципы и подходы к формированию Программы        5

Значимые для разработки Программы характеристики        5

  1. Планируемые результаты освоения программы        7
  1. Содержательный раздел программы        9
  1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с

тематическими блоками Программы        10

  1. Вариативные формы, способы, средства реализации Программы        16
  2. Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности        18
  3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников        19

  1. Организация педагогического мониторинга        19
  1. Организационный раздел        21
  1. Особенности образовательных событий мероприятий (планирование образовательной деятельности)        21
  2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды        34

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. пояснительная записка

Образовательная программа «Азбука финансов» (Программа) предназначена для проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений, основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Программа направленна на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты полагают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово- экономических отношениях, поэтому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, напиленный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о доброте, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить. («поделиться»,

«подарить», «положить в копилку» и т.п.). дошкольнику сколько угодно можно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связанны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Цели и задачи программы:

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

С детства нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе финансово, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держа себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Цель данной программы – раскрыть ребенку его окружающий предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Программа составлена в соответствии с принципами определенными ФГОС ДО: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей, и направленна на достижение следующих задач:

  • формирование экономических представлений и компетенций;
  • развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
  • обучение к правильному отношению к рекламе, умению разбираться в

ней;

  • обучение        правильному        отношению        к        деньгам,        способам        их

зарабатывания и разумному их использованию;

  • обучение тому, как правильно вести в реальных жизненных ситуациях, носящий экономический характер.

Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических категорий: «труд», «профессия», «Потребность. «деньги» - к более сложным финансово-экономическим   явлениям: «товарно-денежные   отношения»,

«бюджет» и др.

В соответствии с целями и задачами в Программе определено содержание образовательной работы и намечены перспективы его реализации. Программный материал распределен по тематическим блокам.

  • Потребности
  • Труд – продукт (товар)
  • Деньги
  • Семейный бюджет
  • Товары
  • Реклама

Принципы и подходы к формированию программы.

По формированию Программы, наряду с принципами, отраженными в Примерной основной образовательной программе, авторы руководствовались следующими педагогическими принципами:

  1. Целостности, который предполагает формирование у дошкольников обобщенного систематического представления о социальном мире (самом себе, обществе, социокультурном мире).
  2. деятельности, который заключается в том, что дети учатся получать знания не в готовом виде, а, добывать их самостоятельно в специфических видах детской деятельности (игре, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, творческой), что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
  3. Минимакса – заключается в следующем: педагог должен предложить ребёнку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  4. Психологической комфортности - является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.
  5. Вариативности        -        предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

Значимы для разработки Программы характеристики Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условия.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Планируемые результаты освоения программы на этапе завершения дошкольного образования сформулированы в виде социально- нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка- дошкольника:
  • у ребенка обогащен словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельность людей современных профессий;
  • ребенок имеет знания о новых профессиях и умеет рассказывать о них;
  • у ребенка развита общительность, чувство собственного достоинства, ответственности, стремление доводить начатое дело до конца;

-ребенок проявляет здравый интерес к деньгам, осознает правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;

  • ребенок умеет вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • ребенок понимает и ценит окружающий предметный мир, как результат труда людей;
  • ребенок осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с тематическими блоками программы.

Тематический блок «Потребности»

Цель блока: формирование знаний и представлений о том, что человек нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, жилье, одежде, то есть в потребностях, без которых человек не сможет существовать.

Задачи блока:

Первый уровень сложности

Формирование у детей понимания, что такое потребность, в чем она выражается.

Второй уровень сложности

Развитие умений правильно использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни;

Третий уровень сложности

Формирование правильного отношения к интересам сверстников; понимание, что каждый человек имеет право делать то, что ему интересно;

Четвертый уровень сложности

Формировать умение анализировать потребности человека.

Содержание блока:

Первый уровень сложности

Схема с обозначением главных физиологических потребностей человека.

Личная гигиена. Что такое бережливость? Символы-знаки: как беречь хлеб, воду, свет, тепло?

Второй уровень ложности

Как правильно использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни? Для чего нужно беречь и как беречь? Как продлевать жизнь вещам?

Третий уровень сложности

Формировать у детей доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, уяснить понятия «можно», «нужно», «нельзя». Почему? Рассматривание иллюстраций из книги В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Схема «Интересы». Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «По щучьему веленью», «Крошечка-Хаврошечка». Чтение о детях и дружбе.

Четвертый уровень сложности

Кому, что нужно? Могут ли быть потребности у людей одинаковые? Чем отличаются? Какие потребности у животных и растений? Почему нужно относиться бережно к вещам? Почему нужно относиться бережно к природным ресурсам? Как предметы необходимы для жизни на необитаемом острове? Просмотр мультфильма по произведению К. Чуковского «Телефон».

Тематический блок «Труд – продукт»

Цель блока: формировать умения устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий.

Задачи блока:

Первый уровень сложности

Формировать понятие, что такое труд, какой он бывает.

Второй уровень сложности

Развивать знания детей о профессиях, об орудии труда людей. Воспитывать уважение к труду людей, умение беречь и продлевать жизнь вещам.

Третий уровень сложности

Развивать знания детей о результатах труда людей – продукт/вещь. Формирование у детей знаний о заводах, фабриках родного поселка, местонахождении, выпускаемой ими продукции, товарный знак.

Дать детям понятие, что такое товар. Формировать представление о многообразии товаров, в каких магазинах они продаются. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Четвертый уровень сложности

Формировать представления детей о содержании труда людей некоторых профессий, связанных с удовлетворением потребностей. Развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление.

Способствовать инициативе детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. Развивать способности детей к согласованию инициатив и интересов.

Создать условия для социализации детей, осваивая пространство детского сада. Вовлекать детей в освоение мира профессий ДОО.

Побуждать к рассуждению, развивать диалогическую речь.

Содержание блока

Первый уровень сложности

Что такое труд? Для чего человек трудится? Что такое физический и умственный труд? Простой и сложный труд? Кем работают мои родители?

Второй уровень сложности

Как выбрать интересное занятие/профессию? Все ли профессии важны?

Почему? Что для этого нужно сделать? Кому что нужно для работы? Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.?

Рассматривание иллюстраций из произведений С. Маршака «От куда стол пришел», Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

Третий уровень сложности

Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат. Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества.

Как украсить группу, чтобы было красиво? Чем мы можем порадовать соседнюю группу? Что нам для этого понадобится?

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различного товара.

Четвертый уровень сложности

Энергозатратность действий. Проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.

Чтобы было красиво в детском саду, что для этого нужно сделать? Зачем нам воспитатель? Няня? Дворник? Если бы я был воспитателем, то я… Если что-то сломается, то кто поможет? Нужен ли доктор в детском саду? Важно ли готовить пищу? Какие профессии нужны в детском саду? Что бы ты поменял в своем детском саду? Чем могу быть полезен детскому саду?

Тематический блок «Деньги»

Цель блока: расширять представление детей о свойствах и функциях денег.

Задачи блока:

Второй уровень сложности.

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Формировать представление о деньгах. Показать, что каждая вещь стоит денег. Развивать навыки счета.

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей.

Третий уровень сложности.

Закрепить у детей знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд люди получают деньги. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Четвертый уровень сложности.

Дать сведения о производстве денежных знаков. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства.

Отметить, что у каждой денежной единицы есть лицевая сторона – аверс и обратная – реверс.

Формировать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Познакомить детей с валютой – деньгами других стан (франк, доллар, евро).

Содержание блока:

Второй уровень сложности.

Что такое деньги? Демонстрация современных денег разного номинала

«монеты», «купюры». Что такое банковская карта?» Для чего они нужны? Что лучше монеты или купюры? Почему? Где и когда можно использовать деньги?

Сюжетно-роевая игра «Магазин».

Третий уровень сложности.

Кем работают мама и папа? За труд мамы и папы платят зарплату. Что такое зарплата? Каждый труд должен оплачиваться. Бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и

дедушкам пенсию. У кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в колледже или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются - стипендия.

Просмотр мультфильма «Муха-цокотуха», Дидактическая игра «Назови профессии».

Четвертый уровень сложности.

Как изготавливают деньги? Что для этого нужно? Кто это делает?

Рассматривание денег, просмотр видеоролика «Схема изготовления денег»

Сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор» (изготовление детьми различных денег для игры в «Магазин», обязательно отметить достоинство купюр, монет).

Игра «Орел и решка».

Почему деньги во всех странах разные? Как они называются? Просмотр мультфильма «Утиные истории»

Тематический блок «Семейный бюджет»

Цель блока: сформировать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.

Задачи блока:

Первый уровень сложности.

Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Второй уровень сложности.

Сформировать понятие, что такое доходы и расходы (основные, неосновные). Воспитывать разумные потребности.

Третий уровень сложности.

Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия «сбережения» («накопления»)

Четвертый уровень сложности.

Сформировать понятие: «прибыль», «долг» рассказать о зависимости между «качеством» товара и получаемой прибылью при его продаже. Развивать умение у детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

Содержание блока:

Первый уровень сложности.

Сколько у вас человек в семье? Из кого она состоит? Кто, чем занимается? Кем работают мама и папа? За труд мамы и папы платят зарплату. Что такое зарплата? Бабушка и дедушка не работают, но они получают пенсию. Что такое пенсия? Старший брат и сестра учатся в колледже и университете и получают стипендию. Что такое стипендия?

Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Моя семья»

Второй уровень сложности.

Семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Что делает мама? Что делает папа? Что делает бабушка? Что делает дедушка? Что делает сестра, брат? Кто помогает маме, папе?

Для того чтобы приготовить вкусный обед, нужно что-то купить? Для того чтобы постирать белье, нужно что-то купить? Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Как в вашей семье появляются деньги? Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.

На что тратятся деньги у вас в семье? Должны ли мы расходовать деньги на услуги: плата за жилье (за квартиру, воду, газ)? Личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.)? За телефон, за детский сад?

На что в первую очередь необходимо тратить деньги? Почему?

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Супермаркет». Дидактическая игра

«Семейный бюджет» (предметные картинки, имеющие связь с доходом и расходом).

Третий уровень сложности.

Важно ли правильно и экономно, разумно использовать деньги? Почему? Как это можно сделать? Должны ли мы расходовать деньги на услуги: плата за жилье (за квартиру, воду, газ)? Правила бережного и экономного отношения к воде ты знаешь? Как можно сохранить природные ресурсы и экономить деньги, которые родители платят за воду? Как в доме можно сберечь тепло? Как можно сберечь электричество?

Если относиться бережно к природным ресурсам, можно еще и сэкономить и семейный бюджет, в семье будут накопления. Что можно приобрести на сэкономленные деньги?

Важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник или можно отправиться в путешествие.

Просмотр мультфильма «Простоквашино. Клад».

Четвертый уровень сложности.

Что такое прибыль? Как можно получить прибыль? Можно изготовить товары для ярмарки. Что такое цена? Как определить стоимость товара?

Развлечение «Ярмарка».

Тематический блок «Товары»

Цель блока: формировать представление о многообразии товаров.

Задачи блока:

Второй уровень сложности.

Расширить знания детей о деньгах как о средстве обмена товарами между людьми. Уточнить знание понятий «цена», «ценник», «товар».

Третий уровень сложности.

Формировать представление о многообразии товаров, научить группировать их по разным признакам. Сформировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык).

Четвертый уровень сложности.

Формировать понятия «рынок». Раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей).

Содержание блока:

Второй уровень сложности.

Что такое товар? Что такое цена? Всегда ли цена на товар одинаковая?

Почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже?

В один магазин привезли яблоки крупные, сочные, отборные, в другой магазин – мелкие, с царапинами, битые. Какие яблоки будут стоить дороже, а какие дешевле? Цена на один и тот же товар будет завесить от качества продукции. Чем лучше качество, тем дороже товар.

Третий уровень сложности.

Что такое магазин? Кто работает в магазине? Если в магазине продаются книги, то это какой магазин? Если в магазине продаются спортивные товары, то это какой магазин? Как называется магазин для сладкоежек?

Что такое покупки? Какие отделы в магазине бывают? Как определить качество товара? Где можно посмотреть информацию о товаре?

Дидактическая игра «Какой товар лишний», «Специализированные магазины».

Четвертый уровень сложности:

Что такое рынок? Какой товар продается на рынке? Что такое торг?

Тематический блок «Реклама»

Цель блока: формировать представление о назначении рекламы, ее видах

Задачи блока:

Второй уровень сложности.

Уточнить знания детей о рекламе; показать рекламные листовки из магазинов, понятные детям.

Третий уровень сложности.

Расширить представления детей        о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Четвертый уровень сложности.

Придумывание        рекламы.        Развивать        смекалку,        сообразительность, фантазию; стимулировать «деятельность по интересам».

Содержание блока:

Второй уровень сложности.

Что означает слово реклама? Какая она бывает? Кому она нужна?

Реклама к товарам. Рассматривание картинок с изображением разных товаров. Дидактическая игра «К какому товару эта реклама»

Чтение стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал»

Третий уровень сложности.

Кто занимается созданием рекламы? Это сложно или легко? Что для этого нужно? Кто заказывает рекламу?

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»

Четвертый уровень сложности.

Мы создаем рекламу! С чего начать?

Дать возможность практически осуществить процесс создания рекламы. Развивать умение работать в команде, уделить особое внимание положительному взаимодействию между собой.

Для чего это вы делали? Какие были трудности? Что было самое интересное? Появились ли какие-нибудь идеи на будущее?

  1. Вариативные формы, способы, средства реализации программы.

Реализация Программы по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей, направленной на формирование освоения финансовой грамотности через взаимодействие со взрослыми, в самостоятельной деятельности и в детском сообществе.

Вариативными формами организации образовательной деятельности по Программе являются такие формы как:

  • образовательные ситуации, «запускающие» проект/мини проект;
  • проекты различной направленности, прежде всего, познавательно- исследовательские;

-коллекционирование;

-создание макетов, лепбуков, альбомов;

Различные        виды        игр:        свободная        игра,        игра-исследование        ролевая, дидактические игры с экономическим содержанием;

  • увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды;

-взаимодействие детей и взрослых и/или детей между собой;

-досуги, развлечения.

Методы, используемые при реализации программы, направленны, прежде всего, на мотивацию и активизацию познавательной активности детей, поддержку их индивидуальности, на выявление «зоны ближайшего развития» воспитанников.

Методы реализации Программы:

  1. Сюжетно-ролевая игра, способна расширить горизонты познания окружающего мира, вводя дошкольника последовательно в мир человеческих отношений, мир финансовых категорий, профессий, денег, рекламы; развивать у детей познавательный интерес.
  2. Дидактические игры развивают у детей умственные способности, интеллектуальное мышление, целеустремленность, раскованность. Закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
  3. Беседы позволяют уточнить представление детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего они нужны человеку.
  4. Рассматривание иллюстраций, плакатов, макетов помогает ребенку лучше понять информацию по изучаемой теме и запомнить материал.

Методы, способствующие развитию у детей эмоционально- положительного отношения к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость:

-игровые ситуации, связанные из жизни семьи, поселка, страны;

- -ярмарки позволяющие расширить представления детей о товарах, торговле. Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

-культурные практики, обеспечивающие самостоятельную деятельность (трудовую, изобразительную, познавательно-исследовательскую и др.)

Все формы, методы и приемы вместе и каждый в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых детьми видов деятельности.

2.3        Поддержка        инициативы        и        самостоятельности        участников образовательных отношений (далее – УОО) при реализации Программы.

Основой реализации Программы является тезис ФГОС ДО о необходимости создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов и т.д. (п.3.2.5).

Таким образом, определенное содержание дополняется предложением детей и их родителей, касающимися реализации задач конкретного проекта. Тематика проекта, задается педагогом в начале недели, и срок реализации каждого проекта может быть изменен в зависимости от конкретной образовательной ситуации в группе.

Включение детей в планирование работы по проекту происходит в начале недели на традиционных групповых сборах. Цель таких встреч: обмен мнениями, новостями, составление плана работы на проект, анализ его выполнения, корректировка, итоговая рефлексия.

Инструментом  проведения  подобных  сборов  выступает  технология

«Модель четырех вопросов», которая представляет собой алгоритм вопросов, которые педагог задает детям (и, возможно родителям) по ходу беседы:

  1. вопрос: «что мы знаем о…?»

Цель данного вопроса: актуализировать имеющиеся знания у УОО по теме проекта.

  1. вопрос: «что мы ходим знать о…?»

Цель данного вопроса: создать условия для мотивации к деятельности по открытию нового знания.

  1. вопрос: «Что нужно сделать, чтобы узнать…?»

Цель данного вопроса: создать условия для самостоятельного планирования деятельности по открытию нового знания.

  1. вопрос: «что с этим можно сделать?»

Цель данного вопроса: практически применить имеющиеся у УОО знаний в различных видах деятельности. Ответы на вопрос фиксируются педагогом в специальной таблице во время беседы с обязательным указанием автора идеи, например: нарисовать плакат, как экономить природные ресурсы (Даша А.). После того как УОО выскажут все свои идеи, педагог на правах партнера предлагает идеи из содержательного раздела Программы, тем самым обогащая образовательный процесс и делая его целостным.

В        процессе        беседы        педагог        поддерживает        инициативу        и самостоятельность УОО следующими речевыми формулировками:

Стимулирование высказываний: «У кого какие идеи?», «Мне очень интересно узнать ваше мнение!»

Поддержка высказываний: «Какая замечательная идея!», «Это будет интересно!» и др.

Симулирование размышлений: «А что будет, если…?», «Как нам это сделать?», «Как будет удобнее (правильнее, быстрее, веселее)?»

В беседе, а также в осуществлении различных видов деятельности, важно помнить о ценности самостоятельных идей и действий УОО и не подвергать их критике, а осуществлять поиск и создавать условия для оптимального их воплощения.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка, поэтому при реализации Программы, необходимо учитывать такие факторы, как условие жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

В Программе выделяется три основных направления взаимодействия с семьями воспитанников:

- информирование – происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях), либо опосредованно, пи получении информации из различных источников: стендов, буклетов, интернет-сайтов (детского сада), а также переписки (в том числе электронной).

  • обучение родителей: семинары, мастер-классы игры.
  • совместная деятельность: проектная деятельность, праздники, ярмарки

и др.

  1. Организация педагогического мониторинга.

Программой предусмотрена оценка индивидуального развития детей (педагогическая        диагностика/мониторинг),        используемая        как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей работы с детьми по Программе.

Основные инструменты педагогической диагностики:

- наблюдение за активностью детей с спонтанной и специально организованной деятельности;

Модель четырех вопросов, позволяющая выяснить актуальные предпочтения детей и на их основе выбирать содержание определенного уровня сложности.

Цель педагогического мониторинга является:

  1. Наблюдение за развитием у детей познавательного интереса к элементарным финансово-экономическим знаниям, выявление познавательных предпочтений;
  2. Наблюдение за развитием эмоционально-личностного отношения к социальной действительности, поступкам своим и других людей, проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь.
  3. Наблюдение за особенностями поведения ребенка в различных видах  детской  деятельности  (как  развивается  умение  планировать  и

организовывать        свою        деятельность,        развитие        детской        инициативности        и ответственности).

  1.         Особенности образовательных событий, мероприятий (планирование образовательной деятельности).

Содержание программы представлено по тематическим блокам:

  • Потребности
  • Труд – продукт
  • Деньги
  • Семейный бюджет
  • Товары
  • Реклама

Программа        предполагает        гибкий        подход        к        планированию образовательной деятельности.

Особенности образовательных событий, мероприятий отражены в трех моделях:

  • модель года;

-модель месяца (по уровням сложности);

  • модель проекта.

Для тематических блоков «Потребности», «Труд-продукт», «Семейный бюджет» определено четыре уровня сложности; для тематических блоков

«Деньги», «Товары», «Реклама» - три уровня.

В        основе        определения        сложности        программного        материала тематического блока лежит уровень актуального развития детей группы.

Модель года*

Сентябрь

Блок

«Потребности»

Октябрь

Блок

«Потребности»

Ноябрь

Блок «Труд- продукт»

Декабрь

Блок «Труд- продукт»

Январь

«Деньги»

Февраль

«Семейный бюджет»

Март

«Товары»

Апрель

«Товары»

Май

«Реклама»

*Продолжительность сроков каждого блока является примерной и может быть изменена в зависимости от образовательной ситуации в группе.

Модель месяца

Сентябрь – октябрь «Потребности»

Первый уровень сложности

Тема

проекта

Содержание образовательной

деятельности

Формы организации

образовательной деятельности

Сотрудничество с

семьей

Обогащение

РППС

«Что мне нужно»

В чем заключаются наши потребности? Что же нужно нам для жизни? Какие бывают потребности? (физические, социальные, духовные).

Человеку нужна одежда? Дом? Мы нуждаемся в общении, дружбе, любви? Кто о вас больше всего заботится?

Нам нужна потребность в образовании, чтении книг, посещении театров и музеев, потребность в творчестве, искусстве, путешествии?

Без чего человек не может обойтись? В чем нуждается ребенок? В чем нуждается семья?

Дидактические игры «Кому, что нужно?», «Одежда людей».

Игра «Корзина с потребности».

ОД «Потребности человека и животного».

ОД «Потребности современного человека».

Обсудить с ребенком, какие потребности в

семье существуют. Рассуждалки: «Без его можем обойтись, а без чего нет», «Не все покупается».

Изготовление семейных газет с презентацией любимых занятий семьи, связанных с искусством, природой и др.

Карточки с изображением материальных и нематериальных потребностей.

Презентация

«Жизнь первобытных людей», «Жизнь современного

человека»

Второй уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

«Привычки»

Как научиться беречь хлеб, воду,

тепло, свет? Как правильно

Дидактические игры «Одежда

людей», «Где лечат старые

Установить дома

правило «Ничего

Схема с

изображением

использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни? Для чего нужно беречь и как беречь? Как продлевать жизнь вещам, которыми мы пользуемся?

Как относиться бережно к здоровью? Формирование привычки к здоровому образу жизни.

вещи?»,

«Как избежать неприятностей» Образовательная ситуация : «У тебя сломалась игрушка, как ты поступишь»

Рисование на тему «Для чего нужна вода».

Просмотр видеороликов о природе.

Чтение К. Чуковского «Федорино горе»

не трогать зря». Воспитывать у детей культуру деятельности, навыки личной гигиены.

Совместное дело родителей и детей в починке домашних книг, игрушек. Беседа о

бережливости.

главных физиологических потребностей

человека. Символы-значки

«Как беречь хлеб, воду, свет, тепло»

Третий уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

«Потребность в общении и уважении»

Почему нужно быть доброжелательным к сверстникам, взрослым?

Уяснить понятия «можно»,

«нужно», «нельзя». Каждый имеет право делать то, что ему интересно. Что такое интересы? Какие бывают интересы?

Подарок, как способ выражения бескорыстного уважения к другу, родным людям.

Рассматривание иллюстраций из книги В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».

Схема «Интересы».

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «По щучьему веленью», «Крошечка- Хаврошечка». Чтение о детях и дружбе.

Образовательная ситуация: «Тебе очень понравилась игрушка в магазине»

Игра с родителями

«Что у нас общего» Осудить тему о том, что не все покупается.

Прививать понимание того, что главные ценности –жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

не купишь.

Картинки с изображение товаров и услуг, корзина, плакат. Схема

«Интересы»

Четвертый уровень сложности

Тема п проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

«Различия в потребностях»

Могут ли быть потребности у людей одинаковые? Чем отличаются? Какие потребности у животных и растений?

Почему нужно относиться бережно к вещам? Почему нужно относиться бережно к природным ресурсам? Как предметы необходимы для

жизни на необитаемом острове?

Дидактическая игра «Кому, что нужно?

Просмотр мультфильма по произведению К. Чуковского

«Телефон». Образовательная ситуация

«Различия в потребностях» Чтение сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»

Беседа родителей с детьми о своих желаниях.

Спросить какие желания у ребенка

. Рассказать историю на тему

«Когда я был маленьким…»

Картинки с изображением предметов, плакат.

Ноябрь – декабрь «Труд – продукт»

Первый уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

«Труд»

Что такое труд? Для чего человек трудится? Что такое физический и умственный труд? Простой и

сложный труд? Кем работают мои родители?

Существует ли чудо-дерево, на котором растут разные вещи?

Беседа «Труд в жизни людей». Дидактическая игра «Кто, как работает?».

Образовательная ситуация: «Как ты помогаешь родителям?».

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Чтение русской народной сказки

«Мужик и медведь» Чтение стихотворения К.

Чуковского «Как у наших у ворот, чудо-дерево растет»

Совместная деятельность родителей и детей дома в быту.

Беседа родителей с детьми «Зачем нужно всему учиться»

Иллюстрации с изображением трудовых действий людей. Тематические карточки.

Атрибуты к игре

«Семья»

Второй уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

«Профессии»

Как выбрать интересное

занятие/профессию? Все ли профессии важны? Почему? Что для этого нужно сделать? Кому что нужно для работы? Люди

каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.?

Кто людей от пожара спасает? Кто продает продукты, одежду, обувь? Кто лечит всех от болезней? Кто учит всех говорить и звуки все произносить? За порядком кто следит и шалить нам не велит?

Дидактическая игра «Угадай профессию».

Образовательная ситуация: «Что было бы, если бы не было строителей, врачей, учителей?» Рассматривание иллюстраций из произведений С. Маршака «От куда стол пришел», Д. Родари

«Чем пахнут ремесла». Коллекционирование (фото, коллажи людей разных профессий).

Игра «Работать можно по- разному»

Игра «Угадай профессии сказочных героев»

Чтение сказки «Колосок» «Как мышата Круть и Верть хотели научится трудится»

Подготовить материалы к коллекционирован ию.

Беседа родителей с детьми о своей профессии, какие обязанности необходимо выполнять.

Беседа родителей с детьми «Кем ты хочешь стать?»

(разговор о будущей профессии ребенка)

Тематический альбом

«Профессии»;

Иллюстрации к произведениям; Тематические карточки.

Карточки героев из сказок:

«Петушок и колосок», Золушка др. Картинки со сказочными героями

Третий уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Мой

детский сад

Что можно сделать, чтобы моя

группа        тала        красивее?        Как

Образовательная ситуация: «Кем

хочу        стать?»,        «Работать        можно

Осудить

возможный

Цветик        -

семицветик,        на

украсить группу? Что нам понадобится? С чего можно начать?

Чем мы можем порадовать соседнюю группу? Что нам для этого понадобится?

Обрадуются ли дети соседней группы? Почему?

по-разному».

Игра – сделай сам и покажи другому (работа в центрах активности).

Игра «Продукты труда – наши добрые дела».

Чтение русской народной сказки

«Гус-лебеди»

вариант украшения группы        к

празднику? Обсудить возможный вариант изготовления подарка-сюрприза, который                дети будут        делать        в

группе.

лепестках которого условно изображены результаты (продукты) труда людей        разных профессий.

Материалы        для изготовления поделок.

Четвертый уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Я и мой детский сад

Чтобы было красиво в детском саду, что для этого нужно сделать? Зачем нам воспитатель? Няня? Дворник? Если бы я был воспитателем, то я… Если что-то сломается, то кто поможет? Нужен ли доктор в детском саду? Важно ли готовить пищу? Какие профессии нужны в детском саду? Что бы ты поменял в своем

детском саду? Чем могу быть полезен детскому саду?

Беседа – размышление «За что я люблю свой детский сад?» Сюжетно-ролевая игр «Повар»,

«Доктор»

Экскурсия в прачечную.

Проявить интерес к жизни детей в детском саду способствовать проигрыванию детьми ситуаций

Атрибуты к играм

«Повар»,

«Доктор»

Январь «Деньги»

Второй уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Какие бывают деньги

Что такое деньги? Для чего они нужны? Все ли можно купить за деньги?

Демонстрация современных денег    разного    номинала

«монеты», «купюры». Что такое банковская карта?» Для чего они нужны? Что лучше монеты или купюры? Почему? Где и когда можно использовать деньги? Были  ли  деньги  раньше  в

древности?

Дидактическая        игра        «Деньги»,

«Размен монет».

Анализ мультфильма, Смешарики

«Финансовая        грамотность.

Благородное дело».

Поговорки и пословицы о деньгах

Совместный просмотр мультфильма Смешарики

«Финансовая грамотность. Благородное дело».

Карточки с изображением товара, «деньги» разного номинала.

Третий уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

«Азбука денег»

За труд мамы и папы платят зарплату. Что такое зарплата? Где можно хранить деньги? (кошелек, банковская карта, банковский счет). Как потратить деньги с пользой?

Оригами «Кошелек»

Игра «Какие бывают доходы» Командная        игра        «Расходы.        Как потратить деньги с пользой».

Обсуждение        мультфильма

«Муха-цокотуха».

Совместный просмотр мультфильма

«Муха-цокотуха».

Бумага для оригами.

Карточки с изображением предметов,

«деньги» разного номинала

Четвертый уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Деньги бывают разные

Как изготавливают деньги? Что для этого нужно? Кто это делает? Бывают        ли        деньги

«ненастоящие» (фальшивые)? Кто их делает и зачем?

Почему деньги во всех странах разные? Как они называются?

Рассматривание денег.

Просмотр видеоролика «Схема изготовления денег»

Сюжетно-дидактическая    игра

«Монетный двор» (изготовление детьми различных денег для игры в «Магазин», обязательно отметить достоинство купюр, монет).

Игра «Орел и решка».

Командная игра «Как правильно посчитать деньги?»

Презентация «Монеты разных стран?

Просмотр мультфильма

«Утиные истории»

Атрибуты к игре

«Магазин»,

«деньги» Бумага, карандаши. Монета.

«Деньги» разного номинала

Февраль-март «Семейный бюджет»

Первый уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Семейный бюджет

Сколько у вас человек в семье? Из кого она состоит? Кто, чем занимается? Что делает мама? Что  делает  папа?  Что  делает

бабушка? Что делает дедушка? Что делает  сестра, брат? Кто

Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Моя семья» Игра «Работа».

Дидактическая игра «Что можно купить, а что нельзя»

Чтение сказки Э. Успенского

Изготовление фотоколлажа «Моя семья»

Беседа родителей с

детьми о домашних

Карточки с логическими, математическими заданиями;

игровое панно с товаром и

помогает маме, папе? За труд мамы и папы платят зарплату. Что такое зарплата? Бабушка и дедушка не работают, но они получают пенсию. Что такое пенсия? Старший брат и сестра учатся в колледже и университете и получают стипендию.        Что        такое

стипендия?

«Бизнес Крокодила Гены»

обязанностях каждого члена семьи

ценниками; игровые денежные

купюры в сто и пятьдесят рублей.

Второй уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Распределение семейного бюджета

Для того чтобы приготовить вкусный обед, нужно что-то купить? Для того чтобы постирать белье, нужно что-то купить? Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Как в вашей семье появляются деньги? На что тратятся деньги у вас в семье? Должны ли мы расходовать деньги на услуги: плата за жилье (за квартиру, воду, газ)? Личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в

парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.)? За телефон,

Дидактическая игра «Семейный бюджет» .

Сюжетно-ролевая игра «Семья»,

«Супермаркет». Игра «Что важнее».

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой».

Беседа родителей с детьми, что важно покупать в первую очередь в семье.

Предметные картинки, имеющие связь с доходом и

расходом. Атрибуты к играм Семья»,

«Супермаркет» Карточки, игровые

денежные купюры, фишки.

за детский сад?

На что в первую очередь необходимо тратить деньги? Почему?

Третий уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Экономия

Важно ли правильно и экономно, разумно использовать деньги? Почему? Как это можно сделать? Должны ли мы расходовать деньги на услуги: плата за жилье (за квартиру, воду, газ)? Правила бережного и экономного отношения к воде ты знаешь? Как можно сохранить природные ресурсы и экономить деньги, которые родители платят за воду? Как в доме можно сберечь тепло? Как можно сберечь электричество? Ка выбирать товары по необходимости?

Что можно приобрести на сэкономленные деньги?

Анализ мультфильма

«Простоквашино. Клад». Ира «Давай положим товар в корзинку».

Игра «Что угодно для души».

Просмотр мультфильма

«Простоквашино. Клад».

Карточки с изображением товара, «деньги», две корзины

Четвертый уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Прибыль

Что такое прибыль? Как можно получить прибыль? Можно изготовить товары для ярмарки. Что такое цена? Как определить стоимость товара?

Развлечение «Ярмарка» с привлечением родителей для

изготовления «товаров» (выпечка, поделки, рисунки).

Совместный поход родителей и детей на ярмарку/рынок. Совместная подготовка

«товаров» на

ярмарку в детский сад. (поделки,

рисунки и т.д.)

Игровые денежные

купюры, поделки, рисунки.

Апрель        «Товары»

Второй уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Обогащение РППС

Товары

Что такое товар? Что такое цена? Всегда ли цена на товар одинаковая? Почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже?

Могут одни и те же яблоки стоить дороже, а другие дешевле? Почему? Цена на один и тот же товар будет завесить от качества продукции?

Игра «Товары и услуги» Игра «Что дешевле» Рисование «Ценники». Сюжетно-роевая игра

«Супермаркет»

Сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления . Карточки с изображением разных

предметов, ценники

Третий уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Магазины

Что такое магазин? Кто работает в магазине? Если в магазине продаются книги, то это какой магазин? Если в магазине продаются спортивные товары, то это какой магазин? Как называется магазин для сладкоежек?

Что такое покупки? Какие отделы в магазине бывают? Как определить качество товара? Где можно посмотреть информацию

о товаре?

Дидактическая игра «Какой товар лишний», «Специализированные магазины».

Игра «Разложи товар».

Совместный поход в магазин, показать, где есть информация о товаре через этикетку/ ярлык.

Карточки с изображением разных предметов

, ценники.

Этикетка/ярлык.

Четвертый уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Обогащение РППС

Купля- продажа

Что такое рынок? Какой товар продается на рынке? Что такое торг? Кто продает товар? Кто покупает товар?

Дидактическая игра «Что и когда лучше продать».

Сюжетно-ролевая игра «Фермер»

Карточки с изображением сезонных товаров

Май        «Реклама»

Второй уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Реклама

Что означает слово реклама? Какая она бывает? Кому она нужна?

Реклама к товарам.

Рассматривание картинок с изображением разных товаров. Дидактическая игра «К какому товару эта реклама»

Сюжетно-ролевая игра «Я дизайнер!».

Чтение стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал»

Игра «Что быстрее купят»

Обратить внимание на рекламу в повседневной

жизни, какая она бывает?

Карточки с изображение

качественных и некачественных товаров

Третий уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Сотрудничество с семьей

Обогащение РППС

Рекламисты

Кто занимается созданием рекламы? Это сложно или легко? Что для этого нужно? Кто заказывает рекламу?

Сюжетно-ролевая        игра

«Рекламное агентство» Составление ребусов на тему

«Реклама»

Рассматривание иллюстраций из книги Э.Н. Успенского «Бизнес крокодила Гены»

Совместное изготовление рекламных листовок по замыслу детей.

Карточки- картинки с изображением людей разных профессий

(рекламный агент,

рекламодатель и т.д.)

Четвертый уровень сложности

Тема проекта

Содержание образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности

Обогащение РППС

«Моя реклама»

Мы создаем рекламу! С чего начать?

Дать возможность практически осуществить процесс создания рекламы. Развивать умение работать в команде, уделить особое внимание положительному взаимодействию между собой.

Для чего это вы делали? Какие были трудности? Что было самое интересное? Появились ли какие- нибудь идеи на будущее?

Рисование рекламных листовок по замыслу детей.

Игра «Чья реклама лучше?»

Карточки 10Х10, фломастеры,

краски, бумага

Модель реализации проекта

День недели

Совместные действия педагога с детьми

Самостоятельные действия педагога

1 день

Утренний групповой сбор (проведение с использованием «модели четырех вопросов»): Обсуждение плана занятий на неделю, на день;

Вечерний групповой сбор: обсуждение итогов дня.

Определение уровня сложности изучения блока, в зависимости от актуального развития детей в процессе беседы по четырем вопросам; Подготовка РППС;

Подготовка информации для родителей

2 день

Проведение образовательной ситуации

«запускающий» проект (исходя из определенного уровня сложности);

Совместные и самостоятельные занятия по плану работы;

Обогащение РППС продуктами деятельности;

Вечерний групповой сбор: обсуждение итогов дня, анализ выполнения плана.

Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей;

Обогащение РППС (по необходимости)

3 -4 дни

Утренний групповой сбор: обсуждение плана

Наблюдение за самостоятельной игровой

занятий а день;

Совместные и самостоятельные занятия по плану работы;

Обогащение РППС продуктами деятельности; Вечерний групповой сбор: обсуждение итогов

дня, анализ выполнения плана.

деятельностью детей;

Обогащение РППС (по необходимости)

5 день

Утренний групповой сбор: обсуждение плана занятий а день;

Обогащение РППС продуктами деятельности; Подготовка итогового продукта по проекту (коллаж, макет, коллекция и т.д.)

Вечерний групповой сбор: обсуждение итогов дня, проекта.

Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей;

Обогащение РППС (по необходимости)

  1. Организационный раздел

Программа предназначена для проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений, основной образовательной программы дошкольного образования.

Периодичность занятий -1 раз в неделю с сентября по май. Всего занятий в год – 36. Продолжительность занятий - 30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами».

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Предметно-пространственная экономическая среда является необходимым условием для успешного осуществления педагогического процесса.

При построении предметно-пространственной экономической среды необходимо соблюдать следующие положения:

  • статичность и подвижность предметного окружения (педагог может заранее смоделировать ситуацию сюжетно-дидактических игр, предоставить набор функционально-игровых предметов, которые позволяют реализовать их стремление к творческому моделированию игровой ситуации, окружающей среды);
  • гибкость изолирования предметно-пространственного окружения (среда строится так, чтобы дети могли свободно, легко трансформировать оборудование, предметы из условно выделенных уголков в любую часть группового помещения);
  • комфортность предметно-пространственной среды (окружение и планировка должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий; комфортность с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия);

Предметно-пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность.

Данную предметно-пространственную экономическую среду составляют следующие зоны:

  • информационная зона (произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, герои художественных произведений, экономические поговорки, пословицы, модели товаров, услуг, бюджета и др.);
  • занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, занимательные экономические задачи, ребусы и др.);
  • деятельностно-экономическая зона (дидактические игры с экономическим содержанием, игрушки-предметы для организации сюжетно- ролевых игр, наборы различных материалов и инструментов, приспособления для обеспечения технологического процесса (приготовление пищи, изготовление игрушек и др.); модели денежных знаков, ценников.

  1. Особенности        организации        развивающей        предметно- пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений.

Подготовительная группа

наименование

1.

Магнитно-маркерная доска

2.

Дидактический материал (альбом) «Спасатель»

3.

Дидактический материал (альбом) «Пекарь»

4.

Дидактический материал (альбом)«Художник»

5.

Дидактический материал (альбом) «Шофер»

6.

Дидактический материал (альбом) «Портной»

7.

Дидактический материал (альбом) «Деньги»

8.

Дидактический материал (альбом) «Профессии»

9.

Дидактический материал (альбом) «Кем стать?»

10.

Дидактический материал (альбом) «О том, кем работают люди в

сельском хозяйстве»

11.

Дидактический материал (альбом) «О том, кем работают люди в

городском хозяйстве»

12.

Дидактический материал (альбом) «Профессии наших родителей»

13.

Настольно-печатные игры «Предприниматель»

14.

Настольно-печатные игры «Миллионер»

15.

Настольно-печатные игры «Поиграем в магазин»

16.

Настольно-печатные игры «Что, откуда, почему?»

17.

Настольно-печатные игры «Маленькая хозяюшка»

18.

Настольно-печатные игры «Я – доктор»

19.

Лэпбук «Профессии»

20.

Лэпбук «Юный финансист»

21.

Лэпбук «Город профессий»

22.

Лэпбук «Юный экономист»

23.

Дидактическая игра «Биология»

24.

Дидактическая игра «Кому, что нужно»

25.

Дидактическая игра «Архитекторы»

26.

Дидактическая игра «Визажист»

27.

Дидактическая игра «Одеваемся на работу»

28.

Дидактическая игра «Подбери по смыслу»

29.

Дидактическая игра «Чьи инструменты»

30.

Дидактическая игра «Спецтехника»

31.

Дидактическая игра «Создай свою рекламу»

32.

Дидактическая игра «Профессии в детском саду»

33.

Дидактическая игра «Дерево объявлений»

34.

Дидактическая игра «Обмен товарами»

35.

Дидактическая игра «Банк»

36.

Дидактическая игра «Что нужно для человека»

37.

Дидактическая игра «Первобытные люди»

38.

Дидактическая игра        «Семейный бюджет»

39.

Дидактическая игра «Что нельзя купить за деньги»

40.

Дидактическая игра «Хочу и надо»

41.

Дидактическая игра «Расскажу сказку»

42.

Дидактическая игра «История денег»

  1. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения, воспитания.

№ п/п

Методическое сопровождение

1.

Г.П        Поварицина,        Ю.А.                Киселева.        Финансовая        грамотность дошкольника.        Программа        кружка.        Ресурсный        и        диагностический

материал. Занятия и игры/ изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 186с.

2.

Э.В. Матвеев. Дима и совенок. Полезная сказка о финансах. – Пермь,

2016г. ЗАО «Полиграфкомплект» 180с.

3.

Е. Ульева. «Откуда берутся деньги?». Энциклопедия для детей в сказках.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2020г. - 45

4.

В.        Сутеев        «Волшебный        магазин        и        другие        истории».        Москва,        .

Издательство АСТ, 2017г 92с.

5.

Л.В. Клюшник «Профессии» Самая первая энциклопедия. Москва, ЗАО

«Росмэн», 2015г

6.

С. Михалков «Дядя Степа» Стихи, Москва «Росмэн» - 2013г.

7.

В. Маяковский «Кем быть». Стихи для детей

8.

А . Кутявина. «Я иду к врачу», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2019 – 48с.

9.

Картотека пословиц и поговорок о труде.

10.

Картотека загадок о предметах быта.

11.

Картотека стихов о труде для детей

12.

Картотека рассказов о труде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Мероприятие с родителями по правилам дорожного движения "Грамотный пешеход" для детей подготовительной группы детского сада.

Мероприятие с родителями по правилам дорожного движения "Грамотный пешеход". На мероприятии выступает психолог детского сада с сообщением о психологических особенностях детей 6-7 лет, влияющ...

Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»

Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...

Дополнительная программа по формированию элементарных математических представлений «Всезнайка» для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная программапо формированиюэлементарных математических представлений«Всезнайка»для детей младшего дошкольного возраста...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный годАннотация к прогр...

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный годАннотация к программе...