Конспект занятия по ФЭМП на тему: "Пространственные отношения. Вверху, внизу".
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Фролова Юлия Михайловна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_prostranstaennye_otnosheniya._vverhu_vnizu.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему:

«Пространственные отношения. Вверху, внизу».

Цель: уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения.

Задачи:

- закрепить счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;

- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, воображение, фантазию, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: изображение 3 медведей, изображение зайца, карточки с цифрами от 1 до 4.

Раздаточный: листы бумаги с нарисованными на них двумя полками, 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера, 1 треугольник, карточки с кругами разного цвета и размера от 1 до 4.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?
  • Что вы делаете по дому?

После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь трем
медведям расставить посуду на полки.

Воспитатель включает на телевизоре изображения трех медведей.

  1. Мотивационная игра.
  1. Игра «Найди свое место».

Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифры 1-4 с
количеством предметов, тренировать мыслительные операции анализ и
сравнение.

Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на группы.

Сделать это можно следующим образом. Каждый ребенок получает
карточку, на которой нарисовано определенное количество точек — от
1 до 4.

На столах разложены карточки с цифрами от 1 до 4. Дети должны соотнести количество точек на своей карточке с цифрой и сесть за
нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются несколько с одинаковым количеством точек на своих карточках.

3 . Затруднение в игре

Игра «Расставь посуду».

Дидактические задачи:

  1. уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;
  2. закрепить счет в предела                                                                             х 4, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформировать опыт самоконтроля.

Дети сидят за столами. У каждого - лист бумаги с нарисованными
на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда) - 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.

  • Сколько полок на кухне у медведей?

Дети должны считать, согласовывая числительное с существительным в роде, — одна, две, всего две полки.

  • Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.

Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «Верхняя», «нижняя».

Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была
только не круглая посуда.

  • Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?

Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:
одна, две, три — всего три тарелки.

  • Какую форму имеют эти тарелки?
  • Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?
  • На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.
  • Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?
  • Чем похожи эти тарелки? (Они все круглые — у них одинаковая
    форма; они все желтые — у них одинаковый цвет.)
  • Чем отличаются тарелки? (У них разный размер.)
  • Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит Михаилу Ивановичу (Настасье Петровне, Мишутке)?

Дети должны назвать размер кругов: самый большой — тарелка для
Михаила Ивановича, круг поменьше — тарелка для Настасьи Петровны, а самый маленький — тарелочка для Мишутки.

  1. Физкультминутка «Три медведя»

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

В перевалочку ходили.

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

  1. Выход из затруднения

Игра «Накрой на стол».

Дидактические задачи:

  1. закрепить умение понимать и использовать в речи слова «верхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;
  2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети садятся на свои места.

  • Медведи попросили достать посуду с верхней полки.

Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе рядом с медведями изображение зайца. Пришел в гости заяц.

  • Как вы думаете, хватит ли тарелок на всех? (Нет.)
  • Почему вы думаете, что не хватит? (Потому что тарелок три, а
    зверушек за столом — четыре.)
  • Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем? (Надо поставить
    на стол еще одну тарелку.)
  • Где можно взять недостающую тарелку? (С нижней полки.)

Дети берут одну фигуру с нижней полки.

  • Какую тарелку ты поставил зайцу? (Квадратную, треугольную.)
  • Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок? (Формой.)

Медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.

  1. Включение нового знания в систему знаний

Игра «Что где?».

Дидактические задачи:

  1. закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверху»,
    «внизу», связать их с движениями детей;
  2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в такую игру: он называет предмет, например солнце, а дети должны сказать где — вверху или внизу — он находится.

Можно предложить детям не только говорить, но и показывать, где
что находится. Например, если звучит слово «луна», дети должны поднять руки вверх, встать на цыпочки и сказать: «вверху», а если звучит
слово «камень» - присесть на корточки и сказать: «внизу».

Слова могут быть такими: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы
и т. п.

  • Что у человека вверху (внизу)? (Вверху - голова, внизу — ноги.)
  • Что у дерева вверху (внизу)? (Вверху — ветки, листья, внизу —
    корни.)

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

  • У кого в гостях вы сегодня побывали?
  • Чем вы помогли медведям?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь
медведям потому, что хорошо считают, знают, где верх, а где — низ, и
не боятся трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по ФЭМП у детей средней группы "Вверху,внизу"

Формирование пространственных отношений вверху, внизу. Закрепление знаний о геометрических фигурах, цветах. Развитие мыслительных операций, внимания, речи....

Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Пространственные отношения»

Задачи:1. Дать представление о пространственных отношениях: выше — ниже, справа — слева.2. Совершенствовать умения:• определять равенство двух групп предметов;• определять отноше...

Дистанционное занятие по математике в средней группе. Тема "Вверху, внизу"

Дистанционное занятие по математике в средней группе. Тема "Вверху, внизу"...

Конспект занятия по ФЭМП "Вверху-внизу",впереди - сзади"

Конспект занятия по ФЭМП «Вверху - внизу, впереди - сзади».  Задачи:1. Дать представление о пространственных отношениях: вверху - внизу, впереди — сзади.2. Продолжать учить опре...

Конспект занятия по ФЭМП для 2 младшей группы «сравнение групп предметов, сравнение геометрических фигур: квадрат, треугольник; определение предмета в пространстве, обозначая «вверху- внизу, слева- справа».

Конспект занятия по ФЭМП для 2 младшей группы «сравнение групп предметов, сравнение геометрических фигур: квадрат, треугольник; определение предмета в пространстве, обозначая «вверху- вниз...

Конспект занятия по ФЭМП № 16 в средней группе Тема: «Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, вни-зу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, вни­зу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года»...

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: «Пространственные отношения»

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: «Пространственные отношения»...