Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр
методическая разработка по математике (младшая группа)

Оробец (Лихачёва) Валентина Александровна

Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления и личности. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют! Самостоятельно, с родителями или сверстниками, игрушками или любыми приглянувшимися предметами.

Через игровую деятельность ребёнок познает мир: узнает свойства и характеристики окружающих его предметов, осваивает социальные роли и учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретает навыки и подтверждает свою состоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545)  5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru

Доклад на тему:

«Интеллектуальное развитие дошкольников

с помощью логико-математических игр»

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ ЦРР Д/С «Сказка»

Оробец В. А.

Мичуринск - Наукоград 2020 г.

Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления и личности. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют! Самостоятельно, с родителями или сверстниками, игрушками или любыми приглянувшимися предметами.

Через игровую деятельность ребёнок познает мир: узнает свойства и характеристики окружающих его предметов, осваивает социальные роли и учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретает навыки и подтверждает свою состоятельность.

Детский ум постоянно ищет новую тему для исследований. И этот факт нельзя игнорировать, а наоборот, надо максимально использовать для развития и обучения малышей, дошкольников и школьников.

Дети дошкольного  возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития.

Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития. Игра, помогает нам, педагогам, создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

 При работе с детьми можно увидеть, что многие дети проявляют интерес к занимательным играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре.

 Проблеме логического мышления на современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, мы все наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики, символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего необходимо понять, а не заучить о чем идет речь.

Перед педагогами, становится задача поиска альтернативных форм и методов работы с детьми. Элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольников мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.

Математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную деятельность воспитателя и детей, а также познавательно-игровую деятельность детей. Математика в детском саду должна быть занимательной, веселой.

В своей работе я использую развивающие игры. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Игра на словесно – логическое мышление

  1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
  2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
  3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
  4. Будет кубик катиться? Почему?
  5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
  6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?
  7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
  8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
  9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
  10. По комнате бегал черный котѐнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котѐнок. Откуда он взялся?

11.Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12.Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15.Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16.На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17.Чем столб отличается от дерева?

18.Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19.Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20.Папа поднимает тяжѐлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21.Если человек прыгнет с самолѐта, он разобьется. А как же парашютисты?

22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадѐт на землю?

23.Для чего зимой надевают шубы?

24.Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей

«Каких фигур не достаѐт?»

Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путѐм их сопоставления.

Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Игра «4-лишний»-развитие обобщения

Пирамидка – матрѐшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолѐт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

 Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце -платье – костюм.

«Найди лишнюю картинку»

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Упражнения на развитие гибкости ума

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

 Назови, слова, обозначающие домашних животных

Назови, слова, обозначающие диких животных  

Назови, слова,обозначающие наземный транспорт

Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт Назови, слова, обозначающие водный транспорт

Назови, слова, обозначающие овощи

Назови, слова, обозначающие фрукты

Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка, в своей работе я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.

Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей нужно знать, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра. С детьми нужно «играть» в математику. Но обучение математике немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают ма...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Статья посвящена современному дидактическому инновационному материалу для развития интеллектуальных способностей дошкольников....

Консультация на тему:"Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"

             Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В современных обучающих...

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры.

Игра «Найди закономерность»Цель: развитие визуального, понятийного интуитивного мышления, умения систематизировать, обобщать вербально предметы.Инструкция для взрослого: Систематизация – это...

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в с...

методическая разработка "Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"

игровой стол  с целью творческой активности и инициативы педагогов , повышения интереса педагогов к логическим играм....

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...