Картотека развивающих и дидактических игр
картотека по математике (старшая группа)

Кузюкова Екатерина Валерьевна

Картотека развивающих и дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx394.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Утверждаю:    

 Заведующий МКДОУ № 234

                                                                                         И.А. Цепелева      

Картотека развивающих и дидактических игр

старше – подготовительной группы

«Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у семи ослов?

-Сколько носов у двух псов?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько ушей у пяти малышей?

-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

«Какой цифры не стало?»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Ход игры:  цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один,  5 должна стоять после 4.

«Убираем цифры»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Ход игры:  на демонстрационном пособии расположены цифры первого десятка. Ведущий загадывает загадки про числа. Ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например: убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру  и т.д.

«Исправь ошибку»

Цель: способствует закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Ход игры:  несколько групп предметов размещают по кругу, рядом ставят соответствующие цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам  меняет местами цифры, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов.


«Найди пару»

Цель: учить детей соотносить количество точек с цифрой.

Ход игры: Перед детьми раскладываются карточки с точками. Ребята по очереди берут карточки с цифрами (они перевернуты), и ищут соответствия.

Дети должны определить, какой цифре соответствует количество точек на карточке.

«Назови соседей»

Цель: упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Ход игры: педагог подбрасывает куб и ловит его так, чтобы к детям куб был повернут каждый раз новой цифрой. Вызванный ребенок называет «соседей» данного числа, т.е. числа, стоящие до и после. Правила игры: стоящий на доске ряд цифр помогает детям выполнять задания. Если дети хорошо знают порядок следования натурального ряда цифры можно не выкладывать. Игра проводится в быстром темпе.

«Чудесный мешочек».

Цель: упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.

Ход игры:в чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

« Какой цифры не стало?»

Цель: закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.

Ход игры: в игре убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

« Путаница»

Цель: закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры: в игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

«Рыбалка»

Цель: закрепление умений совершать арифметические действия в пределах 10.

Ход игры: на магнитной доске вывешиваются картинки-ведра с цифрами от 2 до 10. Перед детьми выкладываются рыбки с примерами. Детям предлагается следующая инструкция: «Представим, что вы рыбаки. Давайте ловить рыбу. Кто поймает, положит ее в то ведро, на котором изображена цифра, получившаяся при решении примера на вашей рыбке. Будьте внимательны». Просим, чтобы дети полностью проговаривали пример и называли ответ.

«12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Ход игры:  воспитатель  раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Дети выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Ход игры:  воспитатель  выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

«Какой сегодня день»

Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.

Ход игры: воспитатель  предлагает детям встать в круг и поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: «Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.

«Живая неделька»

Цель: закрепление названий дней недели и их последовательности.

Ход игры: для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.
Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. 

«Круглый год»

Цель: познакомить детей с понятием год,  закрепить название месяцев и их последовательность.

Ход игры:  1 – вариант. Ребенок игру начинает с круга – «солнце». Кладет его перед собой. Берет сектор и сопоставляет цифру на секторе с цифрой на круге. Собрав все сектора вокруг круга ребенок, выкладывает дуги соответственно цветовым ориентирам на секторах.

2 – вариант. Сектора расположены на ковре перед детьми. Воспитатель загадывает загадку о зиме и спрашивает: - Когда это бывает? Дети отвечают и ищут сектора с зимними месяцами. Выкладывают их вокруг круга, сопоставляя цифры. Воспитатель обращает внимание на цвет и читает название каждого месяца. Игра продолжается до полного построения круга.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Ход игры: воспитатель  вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как расположены  фигуры? После этого воспитатель поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили  фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры:  воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками  разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Нарисуй по описанию»

Цель: развитие внимания, воображения.

Ход игры:  воспитатель  два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают  с закрытыми глазами, потом рисуют его.

«Когда это бывает»

Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Ход игры:  дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала, угадывает время года.

Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

«Найди фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Ход игры:  воспитатель читает задание «Я буду загадывать загадки о фигурах, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, то ту карточку вы тоже покажите».

«Сложи из палочек»


Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
Ход игры:  ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

«Геометрическая мозаика»

Цель: развивать наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание; формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы, восприятия; развивать мелкую моторику.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть карточку с рисунком из геометрических фигур и повторить точно такой же узор.

«Найди и назови»

Цель: закрепить умение  быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета; развитие внимания, быстроты реакции.

Ход игры: на фланелеграфе раскладываю в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель говорит «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел большой квадрат?» и т.д. Ребенок, правильно и быстро показавший фигуру, берет ее себе.

«Лото»

Цель:  учить определять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Ход игры: каждому ребенку воспитатель  дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.

«Найди отличия»

Цель: продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

 Ход игры: воспитатель  показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти    отличия и определить, чем они отличаются.

«Вредно и полезно»

 Цель:    расширять  представления  и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. У воспитателя в руках 5-7 пар карточек с изображением вредных и полезных продуктов (или действий человека). Например: «Овощи», «Чипсы», «Дети играют на свежем воздухе», «Ребенок сидит за компьютером, а за окном - ночь», «Ребенок моет руки с мылом», « Чумазый ребенок» и т.п. Воспитатель поочередно показывает карточки и называет то, что на них изображено. Если это полезный продукт (или действие), дети хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А если  вредный, то ребята топают ногами и, говоря «Нет, нет, нет!», отрицательно качают головой. Сначала можно чередовать плохое и хорошее, а потом усложнить задачу, показывая, например, подряд насколько полезных продуктов (действий), а потом один вредный. Заканчивать игру надо обязательно положительным примером.

«Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось, по две одинаковых картинки.

«Заполни пустые клетки»

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Ход игры:  играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-другому расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека развивающих дидактических игр по ознакомлению детей с родным городом

Картотека развивающих дидактических игрпо ознакомлению детей  с родным городом "Мой адрес" Цель: Формирование знаний и умения детей называть св...

Картотека развивающих и дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование знаний о родном городе.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне ...

Картотека развивающих дидактических игр

Картотека Развивающие дидактические игры "Игровые технологии" во второй младшей группе...