Социально-исследовательский проект «Деньги» в подготовительной группе
проект по математике (подготовительная группа)

Сэротэтто Анине Дмитриевна

Социально-исследовательский проект «Деньги» в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-исследовательский проект «Деньги» в подготовительной группе

В 21 веке мир пришёл к тому, что рынок товаров и услуг стал весьма разнообразен, и, конечно, хочется купить всё и взрослым, и, тем более, детям. Часто в магазинах можно наблюдать такую картину, как плачущий малыш просит родителей купить игрушку, на что получает твердый ответ«Денег нет!» Так ребёнок с самого раннего возраста становится участником важных экономических процессов, но ввиду своего возраста он не может полностью понять и оценить такое понятие, как «деньги». Это понятие несет в себе не только финансовый смысл – оно становится точкой пересечения нравственного, трудового и экономического воспитания. Поэтому становится актуальным получение первых экономических знаний уже в дошкольном возрасте. Мы предполагаем, что совместная работа родителей и воспитателей в детском саду по формированию у детей правильного отношения к явлению «деньги», их связи с трудом станет прочным фундаментом для становления экономически образованного человека в будущем.

Вид проекта: социально-исследовательский

По составу: групповой

По продолжительности: краткосрочный 

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Цель проекта: расширение представлений детей об истории и назначении денег, воспитание интереса к элементарным экономическим процессам.

Задачи проекта:

1. Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

2. Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, дать представление о деньгах как результате труда.

3. Развивать познавательный интерес во время опытно – экспериментальной деятельности (свойства материалов, из которых изготовлены деньги, обнаружение водяных знаков с помощью датчика подлинности купюр).

4. Познакомить с монетами и купюрами разного достоинства и разной ценности, формировать навык размена (в ряду единиц первой десятки).

5. Развивать умение детей общаться, договариваться, распределять роли в сюжетно-ролевой игре.

Проблема: дети подготовительной групп понимают, что  деньги нужны для того, чтоб что-то купить, но реальную природу денег они недопонимают, а именно, связи между работой и заработком, затратами и сбережениями; понятие цена денег и умение правильно принимать финансовые решения. 

Гипотеза: Если в детском саду будут созданы условия для изучения финансовой грамотности дошкольников, то дети научатся понимать смысл денег и бережно к ним относиться. 

        Методы и формы работы над проектом:

- чтение произведений, пословиц и поговорок;

- просмотр мультфильмов;

- беседы и НОД;

- викторина;

- решение арифметических задач;

- творческое составление и рассказывание о семейном бюджете;

- игровая деятельность;

- изобразительная деятельность;

- выставка творческих работ и фото выставки.

Ресурсное обеспечение:

  1. Компьютерное оборудование и электронные презентационные материалы;
  2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.;
  3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», «Муравей и старый горшочек , отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад»;
  4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»;
  5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»;
  6. Настольные игры «Мы идем  в магазин», «Товарный поезд», «Денежный поезд», «Семейный бюджет»;
  1. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Сберегательный банк»;
  2. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Ожидаемые результаты.

        В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие  понятия и представления:

- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения денег (что стало причиной их рождения);
- дети познакомятся с понятиями «обмен», «монета», «деньги»;
- возникнет интерес к экономической сфере жизнедеятельности;
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны конспекты совместной деятельности  по формированию интереса к истории и экономической сфере

Продукт проекта:

- выставка рисунков «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Копилка для монет», «Ярмарка», Кошелек»;

- мини-музей «В мире денежных знаков», «Наши копилки».

Работа с родителями: 

- Оформление мини-музея «В мире денежных знаков», «Наши копилки»;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

1 этап: Подготовительный:

- изучить и подобрать литературу;

- вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;

- определить форму и вид проекта;

- составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;

- сбор информации и материала (видеоматериал, презентации);

- подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

2 этап: Основной:

- пополнить центры развития: художественными произведениями, иллюстрациями, дидактическими играми;

- организация образовательной, игровой и самостоятельной деятельности:

План деятельности

Образовательная область проекта

Содержание реализации этапа проекта

Познавательное развитие

НОД « Как появились деньги»

Интерактивная беседа «История денег в России»

НОД «Приключение Монетки»

Беседа «Деньги. Монета. Банкомат. Пластиковая карта»

НОД «Дом, где живут деньги»

НОД «Откуда деньги берутся и на что тратятся»

Речевое развитие

Викторина «О какой сказке идет речь?»

Чтение сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино», Б.В. Минина «Муравей и старый горшочек , «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад», Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»

Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит.

Составление рассказов «Мы ходили в магазин»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование на тему «Сказочные деньги», «Банк будущего»,  «Места торговли: ярмарки, магазин, рынок» «Копилка для монет»

Конструирование из бумаги «Кошелек»

Социально-личностное развитие

Игра «Как проверить и посчитать деньги»

Командная игра «Как потратить деньги с пользой»

Д/и «Что можно купить на деньги», «Выбери товар», «Хочу и надо», «Мы идем в магазин», «Обмен и покупка».

Просмотр мультфильма по мотивам С.В Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со смешариками»

Беседа «Что значит быть бережливым?»

Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

Физическое развитие

Подвижная игра «Зарабатываем, потом тратим»

3 этап. Итоговый:

- проведение итогового мероприятия: Квест-игра «Путешествие в страну Финансов»;

- деловая игра для родителей «Мы и деньги»;

- презентация проекта на муниципальном фестивале проектов «Азбука финансов».

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОТЧЕТНОСТЬ

Финансовая грамотность формируется с малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи  с этим, родители  и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться? 

Познавательные мультфильмы «Уроки тетушки Совы - Азбука финансовой грамотности» и «Азбука финансовой грамотности со смешариками» способствовали раскрытию понятий: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «семейный бюджет», «доходы и расходы», «семейные сбережения», «цена товара».

Через интерактивную образовательную деятельность воспитанники познакомились   с историей денег (первые в мире виды денег и курьезные
виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.), видами денежных знаков (монеты, бумажные купюры)  и производством денег (почему нельзя «напечатать» сколько хочешь денег), с деньгами России (рубль, копейка).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры) и как осуществляется обмен денег на товары (любой товар имеет свою цену), одни товары дорогие, другие стоят меньше
(дешевле) детям помогли дидактические и сюжетные игры, решение арифметических и логических задач.

Чтение сказок Б.В. Минина, Т.В. Грековой, С.В. Михалкова, А. Романова и других, помогли детям  узнать о бережливости и доверчивости, о том, что деньги любят счет, понять связь между работой и заработком, затратами и сбережениями; познакомить с понятием цена (стоимость) денег. Также закреплению знаний о бережливости и экономии, о необходимости учится, и зарабатывать деньги, помогли пословицы и поговорки.

Изобразительная деятельность: «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Место торговли», «Кошелек – дом для денег», создала творческую атмосферу, развивающую фантазию и воображение. Выставка творческих работ вызвала положительные эмоции, как у родителей, так и у воспитанников ДОУ.

В группе совместно с родителями был создан мини-музей «В мире денежных знаков», в котором были представлены деньги (купюры и монеты) разных стран и эпох: российские рубли, акции и ваучеры, иностранные деньги: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк, деньги некоторых зарубежных стран СНГ.         

        До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневались, смогут ли воспитанники выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Мы убеждены в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги" в подготовительной группе

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги" в подготовительной группе....

Сценарный конспект непосредственно организованной деятельности «Чудо - деньги» в подготовительной группе

Непосредственно организованная деятельность способствует формированию представлений о возникновении денежных знаков, какими они бывают;  закрепляет экономические понятия- товар, услуга, деньги; ф...

Конспект занятия на тему «Что такое деньги?» в подготовительной группе.

Конспект занятия по финансовой грмотности будет полезен воспитателям ДОУ....

БЕСЕДА Тема: «Профессии людей, которые производят деньги» для подготовительной группы

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ  ПРОИЗВОДЯТ ДЕНЬГИ...

Конспект открытого занятия на тему «Что такое деньги?» в подготовительной группе.

Конспект открытого  занятия на тему «Что такое деньги?»в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия на тему «Что такое деньги?» в подготовительной группе.

Конспект открытого  занятия на тему «Что такое деньги?»в подготовительной группе....