Проект "С математикой дружу!" (в средней группе)
проект по математике (средняя группа)

Колесник Евгения Валентиновна

Пояснительная записка (актуальность, проблема, цель, задачи), перспективный план проекта, конспект презентации проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка»

Проект

«С математикой дружу»

средняя группа №4 «Гусельки»

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                    Колесник Е. В.

Пояснительная записка

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению.  Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.

Дошкольное образование – это условие для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Поэтому обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

С целью привлечения внимания детей и родителей к раннему изучению математики и в рамках реализации окружного и районного проекта «Математический Знайка» был разработан проект «С математикой дружу!». Главное направление проекта – формирование элементарных математических представлений, развитие интереса к математике.

Для того, чтобы заинтересовать детей этой проблемой, мы использовали игровой прием: в гости к детям пришел игровой персонаж «грустный» Петрушка, который жаловался, что он не знает как стать умным. А ведь ему скоро идти в школу. Все ему твердят «Учи математику! Математика важна, математика нужна!». А он думает, что математика – это очень скучно, неинтересно и совсем не нужно ее изучать.

Тогда мы сказали Петрушке, что заниматься математикой необходимо всем, чтобы быть умным. Ее изучают не только в школе, но и в детском саду. И заниматься математикой – это очень интересно и увлекательно.

Тогда Петрушка спросил:

 - Ребята, а что вы делаете на математике?

Некоторые дети молчали, другие говорили «не знаю».

Тогда мы предложили детям:

- А вы хотите узнать, что изучают на математике?

- Хотите подружиться с математикой? Узнать много нового и интересного?

Целью проекта определили: Развитие  интереса к математике. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Формировать представление о видах математической деятельности, ее значимости. Формировать желание играть в игры с математическим содержанием.

2. Развивать представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Учить составлять их из счетных палочек.

3. Формировать умение соотносить предметы по форме с геометрическими фигурами.

4. Учить составлять предмет из геометрических фигур. Формировать  умение определять фигуры,  из которых составлен предмет. Развивать интерес к геометрической аппликации.

5. Продолжать формировать умение устанавливать размерные отношения между  предметами разной величины,  располагать их  в порядке убывания. Упражнять в умении употреблять понятия, обозначающие размерные отношения предметов («красное кольцо - самое большое, желтое - поменьше, зеленое – еще меньше, а желтое – самое маленькое»). 

6. Упражнять в счете  до 4 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.

7. Продолжать формировать умение отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с заданным числом в пределах 4; выкладывать предметы слева – направо.

8. Формировать представления о математических понятиях: «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «тяжелый – легкий», широкий – узкий», «глубокий – мелкий», «слева – справа», «вверху – внизу».

9. Развивать интеллектуальные способности, мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, классификации).

10. Развивать сенсорные способности восприятия формы и цвета.

Для реализации проекта поставили задачи:

  1. Составить перспективный план работы на две недели;
  2. Подобрать научную и методическую литературу;
  3. Приготовить картинки на темы «Круглые предметы», «Треугольные предметы», «Квадратные предметы», «Прямоугольные предметы», «Число «один», «Число «два», «Число «три», «Число «четыре».
  4. Подобрать художественную литературу: загадки, стихи о геометрических фигурах, математические сказки.
  5. Оформить для группы:

- панно «Круглые предметы»,

- панно «Треугольные предметы»,

- панно «Квадратные предметы»,

- панно «Прямоугольные предметы»,

- числовой фриз «Число «один»,

- числовой фриз «Число «два»,

- числовой фриз «Число «три»,

- числовой фриз «Число «четыре».

      6. Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании:

-  аппликаций из геометрических фигур,

- раскрасок на тему «Геометрические фигуры,

- демонстрационного материала «Веселые фигуры»

В ходе проекта были использованы методы и приемы:

- чтение художественной литературы (стихи, загадки)

- дидактические игры

- настольно – печатные игры

- беседы

- показ иллюстраций

- аппликации (коллективные «Круглые предметы», «Треугольные предметы», «Квадратные предметы», «Прямоугольные предметы», «Что бывает по одному», «Что бывает по два», «Что бывает по три», «Что бывает по четыре»; совместные с родителями «Геометрические аппликации»)  

- раскрашивание иллюстраций («Веселые фигуры»)

- рисование («Вагон», «Будка для собаки»)

Планируя работу по проекту, мы предполагали следующие результаты:

1. У детей сформируются начальные представление о видах математической деятельности, ее значимости. Будет развиваться интерес к математике.

1.У детей расширятся представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике. Научатся выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Научатся составлять их из счетных палочек.

3. Дети научатся соотносить предметы по форме с геометрическими фигурами.

4.У детей будет формироваться интерес к геометрической аппликации, умение  составлять из фигур предметы, умение определять фигуры,  из которых составлен предмет.

5. У детей будет формироваться умение устанавливать размерные отношения между  предметами разной величины и умение  употреблять понятия, обозначающие размерные отношения предметов

6. Дети научатся считать до 4, пользуясь правильными приемами счета.

7. У детей расширятся представления о математических понятиях: «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «тяжелый – легкий», «широкий – узкий», «глубокий – мелкий», «слева – справа», «вверху – внизу».

Календарно-тематический план разворачивания проекта

1 день

Утро:

  1. Загадывание загадок и чтение стихов на тему «Круг»

Цель: закреплять представления о характерных признаках круга, расширять представления о предметах круглой формы.

  1. Дидактическая игра «Назови предметы, похожие на круг»

Цель: упражнять в соотношении предметов по форме с кругом.

  1. Дидактическая игра «Подбери словечко» (большой – маленький, высокий – низкий)

Цель: Продолжать формировать представления о математических понятиях: «большой – маленький», «высокий – низкий».

  1. Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цель: упражнять в счете до 4 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета.

Вечер:

  1. Коллективная аппликация «Круглые предметы»

Цель: расширять представления о предметах круглой формы, упражнять в соотношении предметов по форме с кругом.

  1. Раскрашивание иллюстраций «Веселый круг»

Цель: закреплять представления о геометрической фигуре «круг».

  1. Дидактическая игра «Научим куклу Машу собирать пирамидку»

Цель: продолжать  учить  устанавливать размерные отношения между  предметами разной величины,  располагать их  в порядке убывания. Упражнять в умении употреблять понятия, обозначающие размерные отношения предметов («красное кольцо - самое большое, желтое - поменьше, зеленое – еще меньше, а желтое – самое маленькое») 

  1. Работа с родителями: предложить сделать с детьми аппликации из кругов

Цель: закреплять представление о геометрической фигуре «круг», развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, мышление; развивать интерес к геометрической аппликации.

2 день

Утро:

  1. Загадывание загадок (круг, треугольник)

Цель: закреплять представления о характерных признаках треугольника и круга, расширять представления о предметах треугольной формы, закреплять представления о предметах круглой формы.

  1. Чтение стихов на тему «Треугольник»

Цель: закреплять представления о треугольнике, расширять представления о предметах треугольной формы.

  1. Дидактическая игра «Назови предметы, похожие на треугольник»

Цель: упражнять в соотношении предметов по форме с треугольником.

  1. Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цель: упражнять в соотнесении фигур по форме (круг, треугольник) и цвету.

Вечер:

  1. Коллективная аппликация «Треугольные предметы»

Цель: расширять представления о предметах треугольной формы, упражнять в соотношении предметов по форме с треугольником.

  1. Раскрашивание иллюстраций «Веселый треугольник»

Цель: закреплять представления о треугольнике.

  1. Работа с родителями: предложить сделать с детьми аппликации из треугольников

Цель: закреплять представление о геометрической фигуре «треугольник», развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, мышление, развивать интерес к геометрической аппликации.

3 день

Утро:

  1. Рассматривание аппликаций из кругов и аппликаций из треугольников

Цель: закреплять представление о геометрических фигурах «треугольник» и «круг», развивать умение анализировать изображение предмета, развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, мышление, формировать интерес к геометрической аппликации.

  1. Дидактическая игра «Найди домик для предмета»

Цель: упражнять в умении соотносить предметы по форме с фигурами круг и треугольник.

  1. Дидактическая игра «Подбери словечко»

Цель: продолжать формировать представления о математических понятиях: «длинный – короткий», «широкий – узкий»

  1. Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цель: упражнять в счете до 4 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета.

Вечер:

  1. Дидактическая игра «Поставим игрушки по порядку»

Цель: продолжать  учить  устанавливать размерные отношения между  предметами разной величины,  располагать их  в порядке убывания. Упражнять в умении употреблять понятия, обозначающие размерные отношения предметов

  1. Составление предметов из кругов и треугольников
  2. Работа с родителями: предложить сделать с детьми аппликации из кругов  и треугольников

Цель: закреплять представление о геометрических фигурах (треугольник, круг), развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, мышление, развивать  интерес к геометрической аппликации.

4 день

Утро:

  1. Рассматривание аппликаций из кругов и треугольников

Цель: закреплять представление о геометрических фигурах (треугольник и круг), развивать умение анализировать изображение предмета, развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, мышление, развивать  интерес к геометрической аппликации.

  1. Загадывание загадок (круг, треугольник, квадрат)

Цель: закреплять представления о характерных признаках треугольника, круга и квадрата, расширять представления о предметах квадратной формы, закреплять представления о предметах круглой и треугольной формы.

  1. Чтение стихов на тему «Квадрат»

Цель: закреплять представления о квадрате, расширять представления о предметах квадратной формы.

  1. Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цель: упражнять в соотнесении фигур по форме (круг, треугольник, квадрат) и цвету.

Вечер:

  1. Дидактическая игра «Назови предметы, похожие на квадрат»

Цель: упражнять в умении соотносить предметы по форме с квадратом.

  1. Коллективная аппликация «Квадратные предметы»

Цель: расширять представления о предметах квадратной формы, упражнять в соотношении предметов по форме с квадратом.

  1. Дидактическая игра «Посчитай звуки и поставь столько же кубиков»

Цель: упражнять в счете до 4, упражнять в умении отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с заданным числом в пределах 4; выкладывать предметы слева – направо;

  1. Работа с родителями: предложить сделать с детьми аппликации из квадратов, кругов и треугольников.

Цель: закреплять представление о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат), развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, мышление, развивать интерес к геометрической аппликации.

 

5 день

Утро:

  1. Рассматривание аппликаций из кругов, треугольников и квадратов

Цель: закреплять представление о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг), развивать умение анализировать изображение предмета, развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, мышление, развивать интерес к геометрической аппликации.

  1. Дидактическая игра «Чудесная коробочка»

Цель: упражнять в умении распознавать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) осязательно-двигательным путем

  1. Дидактическая игра «Составь фигуру из счетных палочек»

Цель: упражнять в умении составлять фигуры (квадрат, треугольник) из счетных палочек, закреплять представления об их характерных признаках.

  1. Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цель: упражнять в счете до 4 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета.

Вечер:

  1. Дидактическая игра «Найди домик для предмета» (круг, квадрат, треугольник)

Цель: упражнять в умении соотносить предметы по форме с фигурами (круг, треугольник, квадрат)

  1. Раскрашивание иллюстраций «Веселый квадрат»

Цель: закреплять представления о квадрате.

  1. Дидактическая игра «Поставь котят по порядку»

Цель: упражнять в умении устанавливать размерные отношения между  предметами разной величины,  располагать их  в порядке убывания. Упражнять в умении употреблять понятия, обозначающие размерные отношения предметов

  1. Работа с родителями: предложить родителям изготовить геометрические фигуры в виде наглядного пособия.

6 день

Утро: 

  1. Загадывание загадок (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

Цель: закреплять представления о характерных признаках треугольника, круга и квадрата, уточнить представления о характерных признаках прямоугольника, формировать представления о предметах прямоугольной формы, закреплять представления о предметах круглой, треугольной и квадратной формы.

  1. Чтение стихов на тему «Прямоугольник»

Цель: уточнять представления о прямоугольнике, формировать представления о предметах прямоугольной  формы.

  1. Раскрашивание иллюстраций «Веселый прямоугольник»

Цель: закреплять представления о квадрате.

  1. Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цель: упражнять в соотнесении фигур по форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и цвету.

Вечер: 

  1. Дидактическая игра «Назови предметы, похожие на прямоугольник»

Цель: упражнять в умении соотносить предметы по форме с прямоугольником.

  1. Коллективная аппликация «Прямоугольные предметы»

Цель: расширять представления о предметах прямоугольной  формы, упражнять в соотношении предметов по форме с прямоугольником.

  1. Дидактическая игра «Подбери словечко»

Цель: продолжать формировать представления о математических понятиях: «тяжелый – легкий, толстый – тонкий»

  1. Работа с родителями: предложить сделать с детьми аппликации из прямоугольников, квадратов, кругов и треугольников.

Цель: закреплять представление о геометрических фигурах (прямоугольник, круг, треугольник, квадрат), развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, мышление, развивать интерес к геометрической аппликации.

7 день

Утро: 

  1. Рассматривание аппликаций из прямоугольников, кругов, треугольников и квадратов

Цель: развивать умение анализировать изображение предмета, упражнять в умении определять фигуры,  из которых составлен предмет, развивать конструктивные способности, зрительное восприятие, мышление, развивать интерес к геометрической аппликации.

  1. Игровая ситуация «Король «Один»  в гостях у ребят»

Цель: формировать представление о числе 1; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Настольно-печатная игра «Ассоциации»

Цель: упражнять в умении соотносить предметы по форме с фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

  1. Дидактическая игра «Посчитай хлопки и поставь столько же игрушек»

Цель: упражнять в счете до 4, упражнять в умении отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с заданным числом в пределах 4; выкладывать предметы слева – направо;

Вечер:

  1. Коллективная аппликация «Числовой фриз: Число «один»

Цель: уточнять представление о числе 1; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Дидактическая игра «Чудесная коробочка»

Цель: упражнять в умении распознавать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) осязательно-двигательным путем

  1. Дидактическая игра «Кто быстрее соберет пирамидку»

Цель: упражнять в умении устанавливать размерные отношения между  предметами разной величины,  располагать их  в порядке убывания. Упражнять в умении употреблять понятия, обозначающие размерные отношения предметов («красное кольцо - самое большое, желтое - поменьше, зеленое – еще меньше, а желтое – самое маленькое») 

  1. Работа с родителями: предложить родителям нарисовать с детьми по одному предмету.

8 день

Утро:

  1. Дидактическая игра «Расскажем Петрушке, что на свете бывает по одному»

Цель: уточнять представление о числе 1; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Дидактическая игра «Составь предмет из счетных палочек (похожий на…)»

Цель: упражнять в умении соотносить предмет по форме с фигурами, составлять фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник) из счетных палочек, закреплять представления об их характерных признаках.

  1. Игровая ситуация «Царица «Два» в гостях у ребят»

Цель: формировать представление о числе 2; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Дидактическая игра «Слова наоборот»

Цель: продолжать формировать представления о математических понятиях: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «тяжелый – легкий», «толстый – тонкий»

Вечер:

  1. Коллективная аппликация «Числовой фриз: Число «два»

Цель: уточнять представление о числе 2; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Чтение математической сказки К. Шевелева «Приключения Треугоши»

Цель: развивать интерес к математическим сказкам, упражнять в счете до 4, продолжать формировать представления о математических понятиях: «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий», упражнять в употреблении предлогов и наречий, обозначающих пространственные направления.

  1. Дидактическая игра «Посчитай фигуры и поставь столько же игрушек»

Цель: упражнять в счете до 4, упражнять в умении отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с заданным числом в пределах 4; выкладывать предметы слева – направо;

  1. Работа с родителями: предложить родителям нарисовать с детьми по два предмета.

9 день

Утро:

  1. Дидактическая игра «Расскажем Петрушке, что на свете бывает по два»

Цель: уточнять представление о числе 2; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Дидактическая игра «Подбери словечко»

Цель: продолжать формировать представления о математических понятиях: «глубокий – мелкий», «вверху – внизу», «слева – справа» 

  1. Игровая ситуация «Богатырь «Три» в гостях у ребят»

Цель: формировать представление о числе 3; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цель: упражнять в умении соотносить предметы по форме с фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

Вечер:

  1. Коллективная аппликация «Числовой фриз: Число «три»

Цель: уточнять представления о числе 3; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Чтение математической сказки К. Шевелева «Приключения Треугоши»

Цель: развивать интерес к математическим сказкам, упражнять в счете до 4, продолжать формировать представления о математических понятиях: «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий», упражнять в употреблении предлогов и наречий, обозначающих пространственные направления.

  1. Настольно-печатная игра  «На что похож предмет?» (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
  2. Цель: упражнять в умении соотносить предметы по форме с фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
  3. Работа с родителями: предложить родителям нарисовать с детьми по три предмета.

10 день

Утро:

  1. Дидактическая игра «Расскажем Петрушке, что на свете бывает по три»

Цель: уточнять представление о числе 2; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Игровая ситуация «Принцесса «Четыре» в гостях у ребят»

Цель: формировать представления о числе 4; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Дидактическая игра «Команды»

Цель: упражнять в счете до 4, упражнять в умении отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с заданным числом в пределах 4; выкладывать предметы слева – направо 

  1. Дидактическая игра «Чудесная коробочка»

Цель: упражнять в умении распознавать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) осязательно-двигательным путем

Вечер: 

  1. Коллективная аппликация «Числовой фриз: Число «четыре»

Цель: уточнять представления о числе 4; о том, где оно встречается в окружающем мире

  1. Чтение математической сказки К. Шевелева «Приключения Треугоши»

Цель: развивать интерес к математическим сказкам, упражнять в счете до 4, продолжать формировать представления о математических понятиях: «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий», упражнять в употреблении предлогов и наречий, обозначающих пространственные направления.

  1. Дидактическая игра «Веселый диктант»

Цель: упражнять в умении соотносить предметы по форме с фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

  1. Работа с родителями: предложить родителям нарисовать с детьми по четыре  предмета.

11 день

Презентация проекта «С математикой дружу!»

Цель: 1. Расширять представление о видах математической деятельности, ее значимости.

2. Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Упражнять в умении определять их на ощупь. Закреплять умение составлять их из счетных палочек. Упражнять в умении определять фигуры,  из которых составлен предмет.

3. Упражнять в умении соотносить предметы по форме с геометрическими фигурами.

4. Упражнять в умении устанавливать размерные отношения между  предметами разной величины,  располагать их  в порядке убывания. Упражнять в умении употреблять понятия, обозначающие размерные отношения предметов («красное кольцо - самое большое, желтое - поменьше, зеленое – еще меньше, а желтое – самое маленькое») 

5. Закреплять умение правильно определять и называть цвета.

6. Упражнять в счете  до 4 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.

7. Упражнять в умении отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с заданным числом в пределах 4; выкладывать предметы слева – направо;

8. Продолжать формировать представления о математических понятиях: «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «тяжелый – легкий», широкий – узкий», «глубокий – мелкий», «слева – справа», «вверху – внизу».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка»

Презентация проекта

«С математикой дружу»

группа №4 «Гусельки»

Тема: «Поиграем с Треугошей»

                                       Воспитатель: Колесник Е. В.                                                                                              

                                                                                                       

Виды детской деятельности

Формы работы

Игровая

Игра «Отгадай и покажи фигуру»

Игра «Найди домик для предмета» (на классификацию предметов по форме)

Игра «Чудесная коробочка» (определение фигур на ощупь)

Игра «Кто быстро и правильно соберет пирамидку?»

Игра «Доскажи словечко» (математические понятия)

Игра «Числовой кубик»

Выкладывание фигур из счетных палочек

Коммуникативная

Вопросы: Что вы делаете на математике? Зачем нужно заниматься математикой?;

Отгадывание загадок;

Рассказывание стихов;

Вопросы: Какая фигура в этом домике? Какие предметы находятся в этом домике?;

Называние фигуры и ее цвета;

Упражнение «Назови колечки по величине»;

Игра «Доскажи словечко»;

Упражнение «Посчитай фигуры на кубике, посчитай игрушки»;

Упражнение «Назови предмет и фигуры, из которых он составлен».

Двигательная

Игра «Найди домик для предмета»

Танец

Продуктивная

Выкладывание фигур из счетных палочек

Восприятие художественной литературы

Загадывание загадки

Чтение стихов

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Расширять представление о видах математической деятельности, ее значимости.

2. Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Упражнять в умении определять их на ощупь. Закреплять умение составлять их из счетных палочек. Упражнять в умении определять фигуры,  из которых составлен предмет.

3. Упражнять в умении соотносить предметы по форме с геометрическими фигурами.

4. Упражнять в умении устанавливать размерные отношения между  предметами разной величины,  располагать их  в порядке убывания. Упражнять в умении употреблять понятия, обозначающие размерные отношения предметов («красное кольцо - самое большое, желтое - поменьше, зеленое – еще меньше, а желтое – самое маленькое») 

5. Закреплять умение правильно определять и называть цвета.

6. Упражнять в счете  до 4 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.

7. Упражнять в умении отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с заданным числом в пределах 4; выкладывать предметы слева – направо;

8. Продолжать формировать представления о математических понятиях: «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «тяжелый – легкий», широкий – узкий», «глубокий – мелкий», «слева – справа», «вверху – внизу».

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать умение доводить начатое до конца;

2.Формировать желание заниматься математикой;

3.Воспитывать  доброжелательность, активность.

Развивающие:

Развивать интерес к математике.

Развивать познавательный интерес.

Развивать осязание, мелкую моторику

Развивать зрительное восприятие, внимание

Предварительная работа: работа по перспективному плану в течение 10 дней

Формы организации детей: групповая

Количество детей:

Материал:

Демонстрационный:

- геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник, овал, восьмиугольник) разного цвета;

- 4 обруча;

- «Чудесная коробочка» (коробка с двумя отверстиями для рук), геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета;

- 5 пирамидок;

- «Числовой кубик» (кубик с наклеенными на гранях фигурами разного количества (от 1 до 4));

- 2 корзинки с игрушками (по 6 шт.);

- 6 слайдов с изображением аппликаций (слон, лиса, и др.) из фигур;

- 4 панно: «Круглые предметы», «Квадратные предметы», «Треугольные предметы», «Прямоугольные предметы»;

- 4 числовых фриза: «Число 1», «Число 2», «Число 3», «Число 4»;

- аппликации из геометрических фигур – совместные работы родителей и детей.

Раздаточный:

- картинки с изображением предметов квадратной, круглой, треугольной и прямоугольной формы;

- счетные палочки;

- листы – раскраски с изображением цифр.

Ход:

Т: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

Д: Здравствуйте!

Т: Посмотрите на меня внимательно. Вы догадались, какая я фигура?

Д: Треугольник

Т: Правильно. А зовут меня Треугоша. А вы знаете про меня стихи.

В: Конечно, Треугоша.

Ребенок: Треугольник - три угла,
Стороны в нем тоже три:
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!

Т: Мне очень понравилось стихотворение.  Ребята, вы знаете, я живу в интересной стране. Она называется страна Математики. И я узнал, что вы в детском саду тоже занимаетесь математикой. А что вы делаете на математике?

Д: Учимся считать, узнаем фигуры, изучаем части суток

Т: А зачем?

Д: Чтобы быть умными, хорошо учиться в школе.

Т: Правильно. И я очень люблю играть в математические игры.

В: Треугоша, а ты не хочешь поиграть с нашими ребятами в такие игры?

Т: С удовольствием. Я уже приготовил для ребят одну игру.

В: Тогда, ребята, давайте сядем на стульчики и начнем играть.

Дети садятся на стульчики

Т: В математической стране живут геометрические фигуры, их очень много (обращает внимание на мольберт, где находятся разные геометрические фигуры).  Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать моих лучших друзей.

Нет углов у него,
И похож на блюдце он,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Д: Круг

Т: Молодцы!  

В: Женя, найди на мольберте круг и расскажи Треугоше стихотворение.

Ребенок находит круг, отдает его Треугоше и читает стихотворение:

Круглый круг похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!
Т: Молодцы! А теперь послушайте вторую загадку:

В ворота его не закатишь как мяч.

И он за тобою не пустится вскачь.

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожие, точно родные сестрёнки,

Д: Это квадрат.

Т: Правильно!

В: Маша, найди на мольберте квадрат и расскажи Треугоше стихотворение.

Ребенок находит квадрат, отдает его Треугоше и читает стихотворение:

Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.
Он - квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У квадратика равны.
Т: Молодцы! А теперь послушайте третью загадку:

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.

Д: Это прямоугольник

Т: Правильно
В: Стас, найди на мольберте прямоугольник и расскажи Треугоше стихотворение.

Ребенок находит прямоугольник, отдает его Треугоше и читает стихотворение:

Как окно прямоугольник,
Он похож на дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
Т: Молодцы! Отгадали все мои загадки! Вы хорошо знаете фигуры. Давайте все вместе похлопаем себе в ладоши.

В: А еще наши ребята знают, какие предметы похожи на твоих друзей. А чтобы ты в этом убедился, предлагаю сыграть с ребятами в игру «Найди домик для предмета».

Т: С удовольствием!

В: Посмотрите ребята, у нас есть домики (обращает внимание на обручи), в каждом из них находится фигура (подходит к обручам):

- Какая фигура в этом домике?

- А в этом домике?...

Дети называют.

В: Возьмите под своим стулом картинку. На них нарисованы предметы, которые по форме похожи на геометрические фигуры. Когда заиграет музыка, вы должны танцевать. Как только музыка закончится, вы должны найти для своего предмета домик - положить свою картинку в обруч с той фигурой, на которую похож ваш предмет, и вернуться на стульчик.

Дети выполняют и садятся на стульчики.

В: Ну а теперь Треугоша, проверь,  все ли правильно выполнили ребята. А в этом тебе помогут Слава и Данил К.

В: Какие предметы находятся в этом домике?

Д: Треугольные

Т: Молодцы, ребята, никто не ошибся! Правильно нашли домики для предметов.

Т: Интересно, а могут ли ребята определять фигуры на ощупь?

В: А вот давай Треугоша, и проверим это. Поиграем с детьми в игру «Чудесная коробочка» (показывает коробку и ставит на стол). В этой красивой коробке лежат разные геометрические фигуры. Нужно засунуть руку, взять любую фигуру и, не вынимая руки из коробки, определить на ощупь какая это фигура.

(Для игры выбираются два ребенка. Назвав фигуру, ребенок показывает ее и называет цвет фигуры) – игра проводится 2 раза.

В: А теперь нужно на ощупь достать из коробки фигуру, которую назовет Треугоша. Кто хочет попробовать? (выбираются два ребенка)

Т: Достаньте мне, пожалуйста, круг (треугольник, квадрат, прямоугольник) 

Дети выполняют

Т: Какого цвета круг у тебя, а у тебя? (Ответы детей) Молодцы!

Игра проводится 2 раза.

Т: Молодцы! И на ощупь вы умеете определять фигуры! Давайте все вместе похлопаем себе в ладоши.

В: Треугоша, а ты умеешь собирать пирамидку?

Т: Не знаю, никогда не пробовал.

В: Ну что ребята, научим Треугошу собирать пирамидку?

Д: Да

В: Тогда поиграем в игру «Кто быстро и правильно соберет пирамидку?». Кто хочет?

5 детей под музыку собирают пирамидку. Игра проводится 1 раз.

После игры победитель называет кольца по величине снизу - вверх (самое большое колечко, поменьше, еще поменьше,… и самое маленькое).

Т: Молодцы, ребята! Теперь я знаю как нужно правильно собирать пирамидку.

Т: Ребята, а я придумал для вас еще одну игру. Давайте встанем в круг и поиграем.

Дети встают в круг.

Т: Игра называется «Доскажи словечко». Вы должны внимательно слушать то, что я буду говорить и в конце громко называть слово, которое подходит. Вы согласны.

Д: Да. 

Т: Слон большой, а мышка …(маленькая)

У цапли ноги длинные, а у утки…(короткие)

Арбуз тяжелый, а яблоко... (легкое)

Шарф узкий, а одеяло…(широкое)

Грузовик высокий, а гоночный автомобиль…(низкий)

Ванна глубокая, а тазик …(мелкий)

Книга толстая, а тетрадь…(тонкая)

Правая рука справа, а левая…(слева)

Солнце вверху, а земля…(внизу)

Т: Молодцы, ребята! Правильно подбирали словечки. А вы любите танцевать?

Д: Да.

Т: Я тоже очень люблю танцевать.

В: Треугоша, мы с ребятами знаем очень веселый танец. Он тебе очень понравится. Танцуй вместе с нами.

Т: С удовольствием!

Дети танцуют в кругу, потом садятся на стульчики.

В: Треугоша, наши ребята уже умеют считать. И им очень нравится это делать. Вот послушай стихотворение, которое тебе расскажет Катя Т.

Ребенок: Мне целый день считать не лень:
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день -
Чего бы посчитать?
Корова во дворе одна,
А овечек - две,
Три котенка у окна,
Четыре на траве.

Т: Я тоже люблю считать. И у меня даже есть вот такая игрушка (показывает). А называется она «Числовой кубик». На нем наклеены фигуры, которые я считаю.

В: Треугоша, а давай поиграем с твоим кубиком. И ты посмотришь, как считают наши дети.

Т: Давайте.

В: Ребята, Треугоша будет бросать кубик, а вы должны посчитать фигуры, которые покажет кубик. А потом поставить на стол столько же игрушек.  Кто хочет поиграть в эту игру? (выбираются 2 ребенка)

(Для игры два стола, на каждом корзина с игрушками)

Игра проводится 2 раза.

Т: Молодцы, ребята! Как хорошо и правильно вы умеете считать.

В: Треугоша, а что это у тебя в кармане все время  брякает?        

Т: А это мои счетные палочки, из которых я составляю разные фигуры.

В: А наши ребята,  тоже умеют это делать. Правда, ребята?

Д: Да

В: Давайте, покажем Треугоше, как вы это делаете? Составим фигуры на ковре?

В: Возьмите в кармашке на стуле счетные палочки и сядьте на ковре (так, чтобы никому не мешать)

Дети расходятся по группе и садятся на ковер.

В: Составьте из палочек фигуру, на которую похож носовой платок (фигуру, на которую похожа пирамидка; фигуру, на которую похож холодильник)

(дети составляют 3 фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник)

Т: Молодцы, ребята! Как ловко вы умеете составлять из палочек фигуры. А какой у вас красивый ковер получался. То украшенный квадратиками, то треугольниками, то прямоугольниками.

(Дети садятся на стульчики)

В: Треугоша, а еще наши ребята учатся составлять разные предметы из самих фигур. Вот посмотри, какие картинки они придумали и составили с родителями (показ 5 – 6 слайдов: на 1 слайде ребенок с картинкой из геометрических фигур)

Во время демонстрации слайдов дети называют предмет и фигуры из которых он составлен.

Т: Мне очень понравились ваши картинки. Это очень интересное занятие - составлять предмет из фигур. А теперь мне пора прощаться. Мне очень понравилось с вами играть в математические игры. Вы такие молодцы! Уже много знаете и умеете. А вы знаете, ребята, что в математике еще много интересного, занимательного и увлекательного.

Учит нас она считать

И фигуры узнавать.

Объясняет цифры, знаки,

И задачки как решать!

Знать где лево, а где право

Знать длину и ширину.

Понимать значение: "равный",

"Больше", "меньше", высоту.

Математика - точна,

Математика - нужна!

И помните, что математика вам пригодится везде! И в детском саду и дома, а потом еще и в школе! И на прощание я хочу вам подарить свой «числовой кубик», с которым вы

будете играть,  и математические раскраски, раскрашивая которые вы познакомитесь с цифрами.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по этикету "Будем крепко мы дружить" в средней группе

Занятие по этикету, формирует положительные отношения между детьми...

Непрерывная образовательная деятельность по математике с детьми средней группы Тема:" Как математика помогает усваивать правила безопасного поведения на дороге"

   С каждым годом машин становиться все больше и больше. Каждый день случаются опасные ситуации на дорогах, например: аварии. Как вы думаете, почему это происходит? К чему это приводи...

«Мы друзья математики» (познавательный проект по математики для детей средней группы в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО)

Данный проект способствует повышению активности детей в процессе самостоятельной и совместной образовательной деятельности. Активное участие в совместной познавательной деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию на тему: «Учимся дружить» в средней группе

Цель: прививать интерес к физическому развитию.Задачи организованной образовательной деятельности:Образовательные:- Совершенствовать навыки основных видов движений: умение ползать на животе по скамье,...

Конспект спортивного досуга " Мы со спортом дружим!" в средней группе

Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность.Задачи:1. Пропагандировать здоровый образ жизни, формировать представле...