Главные вкладки

    Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признакам
    план-конспект занятия по математике (старшая группа)

    Казакова Светлана Владимировна

    Открытое занятие по развитию элементарных математических представлений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyate_-_starshaya_gruppa.docx316.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема занятия: Признаки предметов , классификация предметов по существенным признакам ( ягоды, овощи, фрукты) ( Старшая группа)

    Непосредственно образовательная деятельность: развитие элементарных математических представлений.

    Педагогическая цель: совершенствовать навыки классификации предметов; закреплять умение сравнивать предметы.

    Средства реализации : тетради в клетку, цветные карандаши, раскраска с изображением фруктов и ягод; карточки с домашними заданиями; счетные палочки; картинки с изображением белочек, имеющих небольшие различия.

                                           Организационная структура игрового занятия

    Организационный момент.

    - Проверьте тетради и карандаши. Все ли вы подготовили к нашему занятию?

    Мобилизация внимания. Что общего?

    Педагог показывает картинку с изображением белочек, имеющих небольшие различия.

    -На картинке у каждой белочки есть что-то общее со своими соседками. Например, у всех подружек пушистый хвостик. Остальные сходства и различия найдите самостоятельно.

    Счет предметов.

     На магнитной доске картинки с изображением ягод, овощей и фруктов стоят рядами:

    Вишня, огурец, яблоко, арбуз, капуста.

    Горох, груша, морковь , свёкла.

    Помидор, виноград, апельсин, слива, лук, баклажан.

    Посчитать хором все картинки. Затем в первом и втором ряду вместе ,втором и третьем  ряду.

    Признаки предметов.

                                 В гости к нам пришел Незнайка,

                                 Поиграем в «Угадайку».

                              Догадайтесь, о чем речь,

                              Если признаков не счесть.

    - Давайте отгадаем загадки:

    Сам деревянный                                          Была белая да седая,

    А голова железная?(Молоток)        Пришла зеленая молодая ( Зима и весна)

    Была зеленой, маленькой,                   Черный Ивашка,

    Потом я стала аленькой.                   Деревянная рубашка.

    На солнце почернела я,                    Где пройдет,

    И вот теперь я спелая. ( Ягода)        Там заметку кладет. ( Карандаш)

    - Как вы отгадывали то, что загадано? ( По описанию)

    - В гости к нам пришел друг Незнайки Карандаш.

                                        Нам мешочек он принес.

                                        Догадаться нужно нам,

                                        Что он спрятал там.

    К доске выходит ребенок.

                                          Ты пощупай опиши

                                          И предмет сей назови.

    Ребенок опускает руку в мешок и на ощупь называет признаки предмета. Дети пытаются угадать, что это за предмет. Игра повторяется несколько раз.

    В мешке могут лежать: пуговица, резиновая игрушка, ложка, ручка, катушка с нитками и т.п.

    - Карандаш нарисовал для нас картинки и просит определить, по какому признаку объединены эти предметы? ( Первая картинка- овощи, вторая – фрукты, третья – ягоды, четвертая- деревья, пятая – птицы, шестая- рыбы)

    Динамическая пауза.                                                

     Мы считали и устали,                                                 Мы немножко отдохнем

    Дружно все мы тихо встали.                                      И опять считать начнем

    Ручками похлопали- раз, два, три.                           Выше руки! Шире плечи!

    Ножками потопали- раз, два, три.                            Раз, два, три! Дыши ровней!

    Сели, встали, встали, сели                                          От зарядки станешь крепче,

    И друг друга не задели.                                                       Станешь крепче и сильней

    Овощи, фрукты, ягоды.

    По первой, второй и третьей картинке провести расширенную беседу. Изображения с магнитной доски переместить к картинкам карандаша.

    ОВОЩИ: огурец, капуста, горох, морковь, свёкла, лук, баклажан. ( Растут в полях и огороде, выращиваются человеком для еды, они, как правило не сладкие)

    А какие еще овощи вы знаете? ( Кабачок, патиссон, чеснок, картофель, редис, фасоль, перец)

    ФРУКТЫ: яблоко, груша, апельсин, слива. ( Растут в садах, тоже выращиваются человеком для еды,  но есть и дикорастущие, по вкусу сладкие, исключение- лимон).

    - Назовите фрукты, которые не прозвучали. ( Персик, гранат, айва, алыча, абрикос, дыня, ананас.)

    ЯГОДЫ: вишня, виноград ( Растут в садах, полях, огороде, есть дикорастущие и выращиваемые человеком.)

    - Давайте вспомним, какие вы еще ягоды знаете.( Смородина, крыжовник, черника, брусника, голубика, арбуз.)

    - Иногда ягоды присоединяют к группе фруктов, так как они по вкусу одинаково сладкие. Ошибки здесь нет. Группа ягод выделена из фруктов.

    Карандаш очень торопился к своим друзьям и нарисовал для нас такие картинки. Назовите на каждой из них лишний предмет и объясните, почему он лишний.

    Карандашу понравилось, как вы отвечали, и он решил превратить вас в художников. Но для этого нужно сказать волшебные слова.

                                     КАРАНДАШ, НАШ КАРАНДАШ,

                                     ПРЕВРАТИ СКОРЕЙ ВСЕХ НАС.

                                  МЫ ХУДОЖНИКАМИ СТАНЕМ,

                                  РИСОВАТЬ МЫ НЕ УСТАНЕМ.

    -Теперь вы художники. Раскрасьте на предложенной картинке ваш любимый фрукт или ягоду цветными карандашами.

    Дети раскрашивают  в течении 2-3 минут. Затем каждый называет признаки нарисованного фрукта или ягоды, а остальные угадывают.

    Письмо узоров.

    Провести графический диктант: от точки две клетки вправо, клетка вниз, клетка вправо, клетка вверх, две клетки вправо и т.д.

    Дать инструктаж по изображению треугольника..

    - А теперь выложим треугольник из счетных палочек, сколько нам их понадобится? ( Три)

    Итог занятия.

    - На этом занятии мы узнали, что у предмета есть существенные признаки. Что это за признаки? ( Они помогают узнать предмет, отличить его от других предметов.)

    - Еще существенные признаки помогают объединить предметы в группы.

    - Какие группы мы сегодня рассматривали? ( Ягоды, овощи, фрукты, деревья, рыбы, транспорт, цветы.)

                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Слова обозначающие признаки предмета 3 класс ОНР

    Учить детей находить слова обозначающие признак предмета....

    Конспект занятия "Сравнение признаков предмета"

    Дети знакомяться с признаком мягкое твёрдое,учатся выделять главный признак....

    Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

    Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

    Набор карточек для формирования навыка классификации предметов по сходным признакам

    Этот материал можно использовать на индивидуальных занятиях, а также в качестве олимпиадных заданий. Карточки можно разрезать....

    Дидактические игры на классификацию предметов по выделенным признакам

    Мною разработан наглядный материал для дидактических игр на классификацию предметов по выделенным признакам.Детям выдается набор изображений различных предметов, в количестве 10 штук. Ребятам предлага...

    Конспект НОД по математическому развитию/ Старшая разновозрастная группа (5 – 7 лет) /Тема: «Классификация по одному, двум признакам»

    Программные задачи:·        Продолжать знакомить детей с операцией классификации;·        Способствовать развитию ум...

    Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

    Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков....