Проект Математический Знайка
проект по математике (средняя группа)

Аглеулина Роза Гаптрауфовна

Актуальность проекта

Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

. Незаметно для себя в процессе игры и продуктивной деятельности дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть и творить. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая дошкольников, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой и продуктивной деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Цель проекта: Повышение у детей среднего  дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательского развития творческих способностей, навыков и умений детей.

Задачи.

Образовательные задачи:

1.   Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме;

2. Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие задачи:

1. Развитие у детей умственных способностей, таких как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития;

2. Развивать творческие способности детей.

Воспитательные задачи:

 1. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики.

Участники проекта:  дети средней группы, воспитатели, родители.

Время реализации проекта: октябрь 2017-май 2018года

Предполагаемый результат:

- повышение уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;

- формирование навыков коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;

- способствование активизации мышления, памяти, внимания, воображения;

- активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

.Принципы создания проекта:

*доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

*повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же задачи);

*актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

*коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

*элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;

- формирование навыков коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;

- способствование активизации мышления, памяти, внимания, воображения;

- активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Развитие интеллектуальных способностей

дошкольников средствами дидактической игры»

в рамках проекта  «Математический Знайка»

Подготовила: Воспитатель

 Р.Г. Аглеулина,

Информационная карта проекта

Актуальность проекта

Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность 

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

. Незаметно для себя в процессе игры и продуктивной деятельности дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть и творить. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая дошкольников, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой и продуктивной деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Цель проекта: Повышение у детей среднего  дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательского развития творческих способностей, навыков и умений детей.

Задачи.

Образовательные задачи:

1.   Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме;

2. Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие задачи:

1. Развитие у детей умственных способностей, таких как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития;

2. Развивать творческие способности детей.

Воспитательные задачи:

 1. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики.

Участники проекта:  дети средней группы, воспитатели, родители.

Время реализации проекта: октябрь 2017-май 2018года

Предполагаемый результат:

- повышение уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;

- формирование навыков коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;

- способствование активизации мышления, памяти, внимания, воображения;

- активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

.Принципы создания проекта:

*доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

*повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же задачи);

*актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

*коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

*элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;

- формирование навыков коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;

- способствование активизации мышления, памяти, внимания, воображения;

- активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

Этапы проекта:

1 этап (подготовительный) .

2 этап: (основной) практический 

Этапы реализации проекта:

I этап подготовительный

Месяц

Области интеграции

Формы работы с детьми

Форма работы с родителями

Октябрь

Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме

Создание развивающей среды в группе.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.

Разработка конспектов проведение мероприятий

 

Совместно с педагогом обсуждение темы,

Определение проблемы

Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое

Ноябрь

Обследование уровня развития элементарных математических представлений у детей.

Анкетирование родителей.

Декабрь

Консультация для родителей «Учим математику дома».                   Изготовление папок-передвижек на тему: «Дидактические игры по математике в средней группе», «Играем вместе с детьми»

2 этап-практический

Дата

Тема

Цель.

Октябрь

 

«Что общего и чем отличаются» Блоки  Дьенеша

Учить сравнивать свойства предметов.

«Сооружение  построек»

«Счётные палочки Кьюзенера»

Закрепить цвет, соотношение

палочек по размеру. Учить работать со схемой.

.

3. «Дружат - не дружат»

Блоки  Дьенеша

Развивать умение детей сравнивать предметы по одному свойству, видеть в них общее и различное.

4«Найди осенние листочки» Блоки  Дьенеша

Развивать у детей умение выделять в блоках от 1 до 4 различных свойств  (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни от других, называть их.

Ноябрь

1. «Что изменилось» Блоки  Дьенеша

Учить находить свойства предметов.

2. «Третий лишний»

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

3. «Четвертый лишний» Блоки  Дьенеша

Закрепить умение сравнивать группы предметов

4. «Лесенка».

Учить детей составлять лесенку ставя их по порядку

Декабрь

1. «Дорожки»

Блоки  Дьенеша

Познакомить детей с логическими кубиками. Развивать умение сравнивать предметы по одному свойству.

2. «Играем с цветом» «Счётные палочки Кьюзенера»

учить работать с алгоритмами,  развивать умение комбинировать цвет в рисунке, развивать  внимание, фантазию

3. «Украсим ёлку бусами» Блоки  Дьенеша

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему». Закреплять навыки порядкового счета, знание цифр.

4. «Четвертый лишний»

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

  Январь

1. «Угощение для медвежат» Блоки  Дьенеша

Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать блоки по самостоятельно выделенным  свойствам.

2. «На цветовую последовательность» «Счётные палочки Кьюзенера»

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную за

3. «Поменяй признак»

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

4. «Лабиринты»

развивать глазомер и образное мышление

Февраль

1«Художники» Блоки  Дьенеша

Развивать умение анализировать форму предметов. Развивать умение сравнивать по их свойствам. Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения композиции).

2. «Найди не такие» Блоки  Дьенеша

Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;

3. «Заборы» «Счётные палочки Кьюзенера»

Закрепить с детьми параметрах величины.

4. «Лесенка» Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты. «Счётные палочки Кьюзенера»

Закрепить с детьми параметрах величины

Март

1. «Необычные фигуры» Блоки  Дьенеша

Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий.

2. «Давайте познакомимся». Блоки  Дьенеша

Учить детей называть «полное имя» блока, то есть перечислять весь объем его свойств. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, опираясь на карточку-символ свойства и отсутствие свойства.

3. Игра - рассказ

«Приключения

собачек». «Счётные палочки Кьюзенера»

Учить детей среди цветных палочек находить такую,

которая по длине равнялась бы двум сдвинутым белым

кубикам;

4. «Логические цепочки» Блоки  Дьенеша

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

Апрель

1. «Угадай-ка»

Развивать умение называть два свойства (цвет, форма, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

2. «Игра - рассказ

«Приключения

собачек». «Счётные палочки Кьюзенера»

Учить находить палочку, выражающее

определенное число. Формировать понятия: «Белая - это

1, розовая - это 2, голубая - это 3 ,красная - это 4, жёлтая

- 5»

3. «У кого в гостях» Блоки  Дьенеша

Развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать фигуры в таблице по одному и двум свойствам одновременно.

4. «Где спрятался зайчонок?» Блоки  Дьенеша

Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её.

Май

1. «Собери бусы» Блоки  Дьенеша

Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор.

2. «Приключение Красной Шапочки»

Закрепить пройденный материал.

3. «Праздник математики»

Закрепить пройденный материал.

  

 Заключительный этап

Итог проекта:

Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры

Список литературы:

Бондаренко А.К.  «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение», 1991г.

Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. «Развитие игры для дошкольника». Ярославль, «Академия развития», 1996г.

Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников».

Венгер Л.А., Яченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Р.И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.

Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.

Касабутский Н.И., Скобелев Н.Г., Столяр А.А., Чеботарёва Т.Н. «Давайте поиграем» (математические игры для детей 5-6 лет). М., «Просвещение», 1991г.

Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «ВЛАДОС», 2001г.

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 1990г.

Смоленцова А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». М., «Просвещение», 1987г.

Сорокин А.И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение РСФСР», 1955г.

Соловьёва Е.П. «Математика и логика для дошкольников», М., «Просвещение», 1999г.

Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск, «Нар.асвета», 1976г.

Усова А.П «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976г.

Приложение №1 Дидактические игры

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.  

Материал:3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.

Ход занятия: В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

«Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

«12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу – квадрат.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна…

- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

«Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Содержание. В. предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у семи ослов?

-Сколько носов у двух псов?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько ушей у пяти малышей?

-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Фланелеграф, геометрические фигуры.

Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

«Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

Материал. Наборное полотно с 2 полосками, 10 больших 10 маленьких кубов,

Содержание. В. обращается к детям «Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы их считайте! Сколько кубов я поставила? (8 ). Закройте глаза! (На каждый большой куб помешает маленький). Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила? Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких кубов и больших кубов поровну! Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше чем больших. Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб). Каких кубов стало больше? Сколько их? каких меньше? Сколько их? Какое число больше? (меньше?). Что нам надо сделать, чтобы больших и маленьких кубов стало опять поровну?

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

Материал. Набор фигур.

Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал: модель суток, картинки.

Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

«Сравни и заполни»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.

Игровой материал: набор геометрических фигур.

Содержание. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игра «День и ночь»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Содержание. смотреть  «Когда это бывает».

«Кто первый назовет»

Цель: развитие внимания.

Содержание. В. показывает детям картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены разнородные предметы. В. договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Ударяет молоточков несколько раз. Дети должны посчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

 Приложение №3 Считалки

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.

Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре

Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в палату,
Он украл там шоколаду.
Привезли его на крышу,
Он украл там дядю Мишу.
Привезли его домой,
Оказался он живой.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить...
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!

Катилась мандаринка по имене Иринка,
В школу не ходила - 2 получила,
А когда пошла гулять, получила цифру 5,
А когда пошла домой, получила цифру 0!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять —
Всех начну считать опять.

Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Сизый голубь прилетел,
Выйти вон тебе велел.
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить,
тому и водить.

Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйдет вон!

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Раз, два, три , четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Завтра новая игра

Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать — Раз, два, три, четыре, пять.

Приложение №4

Загадки про цифры

Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою ...

С хитрым носиком сестрица
Счёт откроет ...

Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру ... Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру ...

Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка.

Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру ...

Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру ...

На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра

Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова.

Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!

Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе,
Называть вас будут ...

Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок.

Пять мальчишек было в классе,
В класс вошел еще и Вася,
А потом Илья и Миша.
Сколько же теперь мальчишек?

(Ответ: Восемь)

Цифра с виду как игрушка —
Неваляшка—погремушка.
Не удариться ей о земь.
Всем понятно — это...

(Ответ: Восемь)

С легким росчерком пера
Появилась цифра…

(Ответ: Два)

Что скользит по светлой глади
Ученической тетради
Белым лебедем прекрасным,
Ставшим от позора красным
За бездельника, плутишку
Непослушного мальчишку?
То, за что его ругают
И конфет в обед лишают.
С легким росчерком пера
Появилась цифра...

(Ответ: Два)

У Сережи карандашик
И еще один — у Даши.
Сколько же у малышей
На двоих карандашей?

(Ответ: Два)

Я к реке иду из дома,
А навстречу — сто знакомых.
Вдруг один из ста ребят,
Тот, что был с сачком в руке,
Повернуть решил назад.
Сколько нас идет к реке?

(Ответ: Двое)

У одного человека было 17 овец.
Все, за исключением 9, разбежались.
Сколько овец осталось?

(Ответ: Девять)

Как безлиственная ветка,
Я пряма, суха, тонка.
Ты встречал меня нередко
В дневнике ученика.

(Ответ: Единица)

Стоит она среди листа
Одна, когда тетрадь пуста.
Задрав свой нос до потолка,
Она бранит ученика.
И словно цапля средь болот
Его за лень его клюет.
Хоть у нее одна нога
Она стройна, горда, строга.
Ни журавль то, ни синица.
А всего лишь...

(Ответ: Единица)

Скачет мячик по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца —
Без начала и конца.

(Ответ: Ноль)

Сколько дней рождения у человека,
Дожившего до 80 лет?

(Ответ: Один)

Смотрит мама с нетерпеньем
На страницы дневника.
Ждет заветную оценку
У сынка—озорника.
Но опять одни четверки.
Нет красавицы...

(Ответ: Пятерки)

У меня есть две игрушки,
Завтра дам одну Ванюшке.
День рождения у Вани,
Отнесу ему коня.
Сколько же игрушек станет
Завтра дома у меня?

(Ответ: Одна)

В нашей группе есть Антоша,
Нина, Коля и Алеша,
Витя, Ира, Вова, Маша,
Соня, Кира и Наташа,
Две Марины, Света, Миша.
Сколько же всего детишек?

(Ответ: Пятнадцать)

Горело 5 электрических лампочек,
3 лампочки выключили.
Сколько лампочек осталось?

(Ответ: Пять)

За окном сидели птички,
Голубь, дрозд и три синички.
Спросим мы учеников
И прилежных учениц:
«Кто ответить нам готов,
Сколько за окошком птиц?»

(Ответ: Пять)

Вьется по ветру коса,
А средь спинки полоса.

(Ответ: Семь)

Сестры—белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась —
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?

(Ответ: Семь)

Я — цифра, меньше десяти.
Меня легко найти.
Но если букве «я» прикажешь рядом встать,
Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать…

(Ответ: Семь)

Летели утки: одна впереди и две позади,
Одна позади и две впереди,
Одна между двумя.
Сколько их было всего?

(Ответ: Три)

Столько книжек у ребяток,
Сколько у Алеши пяток.
Принесла ребяткам Галя
Мячик, книжку, мишек.
Вы, ребята, посчитали,
Сколько стало книжек?

(Ответ: Три)

У меня есть две конфетки,
Дам одну сестренке Светке.
Я не жадный, и за это
Дал мне папа две конфеты!
И теперь конфеток стало,
Даже больше, чем сначала!

(Ответ: Три)

Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра—близнец.

(Ответ: Тройка)

Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.

(Ответ: Цифры)

То ли цифра, то ли вилка,
То ли двух дорог развилка.
В ученической тетради
Знаю точно — все ей рады.

(Ответ: Четверка)

То ли цифра, то ли вилка,
То ли двух дорог развилка.
В ученической тетради
Знаю точно — все ей рады.

(Ответ: Четверка)

К трем лягушкам у болота
Прибежали два енота,
Прискакала тетя жаба
И пришла наседка Ряба.
Сколько в камышах болотных
Оказалось земноводных?

(Ответ: Четверо)

Чтоб одеть тепло сыночков,
Не хватает двух носочков.
Сколько же в семье сынков,
Если в доме шесть носков?

(Ответ: Четверо)

Света принесла из школы
Три пятерки за глаголы,
За предлоги — тройку,
А за суффикс — двойку.
Сколько в дневнике у Светы
Положительных отметок?

(Ответ: Четыре)

У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал еще тетрадку Наде
Сколько у нее тетрадей?

(Ответ: Шесть)

Сколько концов у трех палок?

(Ответ: Шесть)


Приложение №5 Задачки шутки

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два – под березой,

Один – у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

Ну-ка, сколько всех ребят

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается.

Мама вышила ковер.

Посмотри, какой узор.

Две большие клеточки,

В каждой по три веточки,

Села Маша на кровать,

Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может.

Кто же ей поможет?

Три цыпленка стоят,

На скорлупки глядят,

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек.

«Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай!

У куклы пять нарядных платьев.

Какое нынче надевать ей?

Есть у меня для платья шерсть,

Свяжу и платьев будет… (шесть).

В снег упал Сережка,

А за ним Маринка.

А за ней Алешка,

А за ним Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожок.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы,

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да еще из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги –

Сосчитай-ка пироги!

Раз зайчонку  на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами?

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой –

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой –

Зайка косой.

Следом за ними –

Еж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка.

Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Евсей –

Четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

Рада Аленка –

Нашла два масленка!

Да четыре в корзинке!

Сколько грибов на картинке?

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал:

 От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Приложение №6 Пословицы и поговорки, скороговорки.

Пословицы и поговорки

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Два сапога - пара.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

За одного битого двух не битых дают.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научится лени - только три дня.

Обещанного три года ждут.

От горшка три вершка.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Без четырех углов изба не рубиться.

Скороговорки.

Три ворона на воротах.

Летели три вороны, черны, пестроголовы

Скороговорка.

Возле грядки - две лопатки,возле кадки - два ведра

Скороговорки.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка. Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки.

Опять пять ребят - нашли у пенька пять опят.

Шел Ипат через пруд, зацепился за пруд.

Упал в пруд Ипат, пропали пять лопат.

 Скороговорки.

Саша шустро сушит сушки, Улов у Поликарпа -

Саша высушит штук шесть. Три карася, три карпа.

И смело спешат старушки,

Сушек Сашиных поесть.

Скороговорки.

Сидели, свистели семь свирестелей.

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Пословицы и поговорки.

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Осень - перемен восемь.

- Весна да осень - на дню погод восемь

Скороговорки.

- Восемь сцепников сцепляют цистерны.

- У Антипа росла одна липа,

А Филипп посадил семь лип.

Сколько всего росло лип?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Математический знайка"

Проект направленный на развитие познавательных интересов дошкольников по математике...

Проект "Математический знайка»

Данный проект направлен на развитие и формирование математических представлений у детей среднего  дошкольного возраста....

Проект "Математический Знайка"

Развивающая программа по формированию элементарных математических представлений направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Дети овла...

Окружной проект "Математический знайка". Сценарий музыкального досуга для детей с родителями "Осенняя ярмарка "Царица Математика".

В рамках окружного проекта "Математический знайка", мною был разработан сценарий музыкального праздника "Осенняя ярмарка "Царика Математика". В гости к детям пришла сама царица Математика и играла с д...

Проект "Математический знайка"

Проект "Математический знайка" для детей средей группы...

Дидактические игры для дошкольников к проекту "Математический Знайка"

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в...