Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математические ступеньки»
методическая разработка по математике

Старкова Ольга Сергеевна
Как известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, спортивное оборудование, используемое в целях математического развития, учебная техника. Рабочие тетради - это печатные средства обучения. В дошкольной педагогике неоднозначное отношение к использованию рабочих тетрадей в математическом развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математические ступеньки»

Как известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, спортивное оборудование, используемое в целях математического развития, учебная техника. Рабочие тетради - это печатные средства обучения. В дошкольной педагогике неоднозначное отношение к использованию рабочих тетрадей в математическом развитии дошкольников.

А.В. Белошистая в своих исследованиях пишет: «Использование этих учебных средств в школьном обучении традиционно, но для обучения дошкольников эти учебные средства стали применяться не так давно, методика их использования для обучения дошкольников не разработана, поэтому воспитатели часто полагают, что их можно использовать так, как это делает учитель в школе, т.е. как основное средство обучения на уроке, который выглядит при этом как последовательное выполнение учениками заданий в тетради. Однако для детей дошкольного возраста такая методика использования этих учебных средств неприменима в силу психических, физиологических и индивидуально-типологических особенностей возраста».

Но вместе с тем многие ученые и практики указывают на целесообразность данного средства обучения дошкольников. Габова М.А. пишет о том, что важность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.

К парциальной программе «Математические ступеньки» Елены Владимировны разработаны рабочие тетради для всех возрастных групп Опыт работы показывает, что рабочие тетради должны соответствовать определенным требованиям. Выбирая тетрадь, следует учитывать: цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников; соответствие возрасту детей; возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий ит. п.).

Педагог также должен придерживаться определенных правил при организации образовательной деятельности старших дошкольников в рабочих тетрадях.

  • В отличии от младших и средних групп, в старших – не разрешается все рабочие тетради расшивать на отдельные листы.
  • Хранятся тетради в определенном, постоянном, но  доступном детям месте.
  • Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинок и т. п.), которые в достаточном количестве должны быть предоставлены детям.
  • Так как рабочие тетради подразумевают выполнение некоторых заданий, не следует предлагать детям выполнять задания в уже кем-то раскрашенной тетради.
  • Материалы, которые вызвали интерес у большей части детей группы, можно размножать в виде дополнительных рабочих листов, заготовок. «Заполненные» листы и тетради могут выступать своеобразной подсказкой для других детей.
  • Педагогом совместно с детьми определяется время в режиме дня для самостоятельной и индивидуальной работы в рабочих тетрадях.  
  • Однако не следует забывать, что ребенку необходима смена видов деятельности, поэтому категорически неверным является составление конспекта занятия только на основе рабочей тетради или альбома.

Для детей  старшего дошкольного возраста также определяются правила пользования рабочими тетрадями.

  • Они  могут самостоятельно доставать тетради или дополнительные листы из файлов или секции шкафа и класть обратно.
  • Даже при выполнении самостоятельно задания, дети могут обращаться с просьбами и советами к педагогу или сверстникам.
  • После выполнения заданий дети обязаны убрать рабочее место и рабочие тетради.

Положительные моменты:

• Сокращение времени на подготовку к занятиям.

• Эффективное прохождение Программы.

• Строгую последовательность всех шагов обучения.

• Использование современных подходов к обучению (проблемно-поисковый метод, метод моделирование, формирование предпосылок учебной деятельности).

• Личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка с взрослым.

• Развитие математических способностей.

• Дифференцированный подход (как в занятиях, так и с помощью дополнительного комплекта) к детям в зависимости от уровня развития.

-Условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности.

Отрицательные моменты:

Приобретение тетрадей, канц товаров.

Также во время работы в тетрадях нужно следить за осанкой ребенка, правильным держанием карандаша и падением света (слева),во время занятия проводить физминутки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математика – это интересно» в старшем дошкольном возрасте.

Известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приб...

Методические рекомендации для организации деятельности дошкольников с использованием конструктора Lego в ДОО

Методические рекомендации для организации деятельности дошкольников  с использованием конструктора Lego в ДОО...

Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как науч...

Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математические ступеньки»

Как известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные ...

Проект «Развитие познавательной деятельности дошкольников через использование дидактических игр математического содержания»

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого...

Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.

Презентация и текст к ней по теме: Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой....