Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математика – это интересно» в старшем дошкольном возрасте.
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Рыбцова Татьяна Михайловна

Известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, спортивное оборудование, используемое в целях математического развития, учебная техника. Рабочие тетради - это печатные средства обучения. В дошкольной педагогике неоднозначное отношение к использованию рабочих тетрадей в математическом развитии дошкольников. И я считаю, что использование рабочих тетрадей является одним из современных и эффективных средств логико-математического развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математика – это интересно»

в старшем дошкольном возрасте.

Рыбцова Т.М.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предполагает знакомство дошкольников с элементарными математическими представлениями. Все современные примерные основные образовательные программы предусматривают реализацию задач данной образовательной области. Программа «Детство», разработанная авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, также предусматривает формирование у дошкольников элементарных математических представлений.

 Теорию и технологию математического развития детей дошкольного возраста для программы «Детство» разработали исследователи  3. А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А.М. Вербенец. Ими разработаны современные концептуальные подходы к содержанию и методам развития у детей математических представлений, а также предложены современные технологии, обеспечивающие становление и развитие логико-математического опыта ребенка. Так как считали, что традиционные технологии обучения элементарной математике дошкольников ориентировали педагогов на выработку у детей предметных действий, в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без должного учета уровня их обобщенности, а значит без развития элементов логическое мышление. При этом в  школе детям понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо в детском саду научить ребенка  решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению и т.д.

Авторы в программу «Детство» включили то логико-математическое содержание, освоение которого, по их мнению, способствует формированию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей и развитию логического мышления. Одним их наиболее эффективных средств работы они считают работу в рабочих тетрадях.

Как известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, спортивное оборудование, используемое в целях математического развития, учебная техника. Рабочие тетради - это печатные средства обучения. В дошкольной педагогике неоднозначное отношение к использованию рабочих тетрадей в математическом развитии дошкольников.

А.В. Белошистая в своих исследованиях пишет: «Использование этих учебных средств в школьном обучении традиционно, но для обучения дошкольников эти учебные средства стали применяться не так давно, методика их использования для обучения дошкольников не разработана, поэтому воспитатели часто полагают, что их можно использовать так, как это делает учитель в школе, т.е. как основное средство обучения на уроке, который выглядит при этом как последовательное выполнение учениками заданий в тетради. Однако для детей дошкольного возраста такая методика использования этих учебных средств неприменима в силу психических, физиологических и индивидуально-типологических особенностей возраста».

Но вместе с тем многие ученые и практики указывают на целесообразность данного средства обучения дошкольников. Габова М.А. пишет о том, что важность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений

К программе «Детство» разработаны рабочие тетради для всех возрастных групп («Математика - это интересно», сост.: 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Л. Ю. Зуева и др.).  Опыт работы показывает, что рабочие тетради должны соответствовать определенным требованиям. Выбирая тетрадь, следует учитывать: цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников; соответствие возрасту детей; возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий ит. п.).

Педагог также должен придерживаться определенных правил при организации образовательной деятельности старших дошкольников в рабочих тетрадях.

  • В отличии от младших и средних групп, в старших – не разрешается все рабочие тетради расшивать на отдельные листы.
  • Хранятся тетради в определенном, постоянном, но  доступном детям месте.
  • Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинок и т. п.), которые в достаточном количестве должны быть предоставлены детям.
  • Так как рабочие тетради подразумевают выполнение некоторых заданий, не следует предлагать детям выполнять задания в уже кем-то раскрашенной тетради.
  • Материалы, которые вызвали интерес у большей части детей группы, можно размножать в виде дополнительных рабочих листов, заготовок. «Заполненные» листы и тетради могут выступать своеобразной подсказкой для других детей.
  • Педагогом совместно с детьми определяется время в режиме дня для самостоятельной и индивидуальной работы в рабочих тетрадях.  
  • Однако не следует забывать, что ребенку необходима смена видов деятельности, поэтому категорически неверным является составление конспекта занятия только на основе рабочей тетради или альбома.

Для детей  старшего дошкольного возраста также определяются правила пользования рабочими тетрадями.

  • Они  могут самостоятельно доставать тетради или дополнительные листы из файлов или секции шкафа и класть обратно.
  • Даже при выполнении самостоятельно задания, дети могут обращаться с просьбами и советами к педагогу или сверстникам.
  • После выполнения заданий дети обязаны убрать рабочее место и рабочие тетради.

В тетрадях могут быть представлены разнообразные типы заданий:

  •  сравнение, сопоставление;
  •  установление соответствия;
  •  разбиение на группы (классификация);
  •  упорядочение (сериация);
  •  установление отношений по количеству, размеру, форме, пространственных, временных;
  •  обобщение;
  •  заполнение таблиц;
  •  решение задач и примеров;
  •  моделирование;
  •  установление закономерностей;
  •  составление рассказов по иллюстрациям;
  •  обозначение (знаком, цифрой);
  • графические задания на чтение графических изображений, создание графических изображений по условиям (рисование, письмо цифр, дорисовывание, штриховка, раскрашивание, обведение по контуру, точкам, копирование), преобразование графических изображений (форма, величина, пространственное расположение, количество элементов).

Методикой математического развития детей дошкольного возраста предусмотрено что, дети старшего дошкольного возраста могут активно использовать рабочие тетради как на мероприятиях специально организованной образовательной деятельности, так и в совместной с педагогом и самостоятельной работе.

К примеру, в игре - путешествии «Как мы ходили в гости» во второй части использовалась работа в рабочих тетрадях на странице «Дорога к изумрудному городу». Дети сажали цветы, так чтобы их количество не совпадало с цифрой, сравнивали, закрепляли понятия влево, вправо, знание геометрических фигур и др. Во второй половине дня в индивидуальной и подгрупповой работе работа была продолжена, дети,  пользуясь схемой  составляли из блоков замок.

Часто рабочие тетради используются как развивающая дидактическая игра или игровое задание и упражнение. К примеру,  в игре «Кот и мыши» дети должны раскрасить определенные клетки, определенного цвета, повторить порядковый счет. При этом выигравшим считается тот, кто раньше всех и правильно выполнит задание. Интересны игры серии «Гусеничка». Выполняя задания, дети вместе с гусеничкой дорисовывают, «ищут дорогу» к яблоньке роста,  преодолевают  препятствия,  найдя яблоню уточняют знание цветов, цифр.  В течение игр и заданий поддерживается дух соревновательности.

Как видим, использование рабочих тетрадей является одним из современных и эффективных средств логико-математического развития дошкольников.

Использование рабочих тетрадей обеспечивает эффективное освоение содержания, развитие умений, значимых проявлений и качеств (волевых усилий, самостоятельности, организованности, аккуратности и т. п.) у детей. Их применение наиболее оптимально в старшем дошкольном возрасте.

Использование рабочих тетрадей должно сопровождать (дополнять) процесс накопления детьми практического опыта обследования предметов и действий с ними, а не заменять (подменять) его.

Литература:

  1. Белошистая А.В.Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад. Теория и практика. №3, 2011 стр. 6
  2. Габова М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность // Детский сад. Теория и практика. №3, 2011 стр. 6
  3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова и др. – СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384с.
  4. Ражева Л.Р. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013.
  5. Тупицына Е.Ю. Особенности проявления интереса детей к познавательной книге математического содержания и рабочим тетрадям (Электронный ресурс). - Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по валеологии для детей старшего дошкольного возраста (1 часть)

Рабочую тетрадь по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Расти здоровым", я разработала к программе "Расти здоровым". Первая часть соответствует разделу программы «Человек и здоровье» и ...

Рабочая тетрадь по валеологии для детей старшего дошкольного возраста (2 часть)

Рабочую тетрадь по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Расти здоровым", я разработала к программе "Расти здоровым". Вторая часть соответствует второму разделу программы «Наше тело» и п...

Рабочая тетрадь по валеологии для детей старшего дошкольного возраста "Дневничок - Здоровячок"

«Дневничок – здоровячок» для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой рабочую тетрадь, которая содержит разнообразные задания, которые можно выполнять в детском саду и с родителями дома...

Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математические ступеньки»

Как известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебны...

Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математические ступеньки»

Как известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные ...

Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию произвольной познавательной деятельности, психологической подготовки ребенка к обучению в школе

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а...