ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
статья по математике (старшая группа)

Обучение детей дошкольного возраста основам математики с использованием дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_osnovam_matematiki.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

     Новые знания, умения, навыки ребёнок приобретает именно в игре

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Математика играет  огромную роль в умственном воспитании и  развитии интеллекта.  Огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста заложены в математике.

 Для обучения дошкольников математике созданы дидактические игры

Использование дидактических игр в обучении детей основам математики позволит обеспечить более эффективную работу педагога, улучшит внимание, память, сенсорное развитие, воображение, успешно подготовит ребёнка к последующему обучению в школе.

Способ познания окружающего мира для дошкольника – это игра.

Очевидна  роль дидактических игр в умственном воспитании детей.

Играя, дети не подозревают, что осваивают какие-то знания.

 В процессе игры они многое узнают о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала.

Тема дидактических игр актуальна  тем, что дети дошкольного возраста проявляют неожиданный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Изучение математики через игру обладает уникальным развивающим эффектом:

 наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума,

 способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В будущем, ребёнок лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.

 Мониторинг знаний показал, что дети на занятиях редко отвечают на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие неправильно называли геометрические фигуры.

 Используя дидактические игры при изучении математики можно добиться максимального эффекта. Подборка  занимательных математических игр  определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, заинтересованность математическим материалом,  развитие ума, расширение, углубления  математические представления, закрепление полученные знания и умения.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами:

К этой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, дети знакомятся с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки.

 Дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия: "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей»,  "Задумай число", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игры путешествие во времени

В этой группе математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день,  для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности: "Живая неделя», «Домик дней», «Разноцветная неделька»

Игры на ориентирование в пространстве

 Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр  дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие.

 Чтобы заинтересовать детей используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя:  "Найди игрушку", «Солнышко», «Прятки», «Разведчик», «Найди место»

Игры с геометрическими фигурами

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.),  "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли,  "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.

Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

Работа по собственному замыслу (просто человека)

Игры на логическое мышление

 В дошкольном возрасте у детей  формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения

 т. е.  начинают формироваться элементы логического мышления. Дидактических игры  влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких играх идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После выполнения простых заданий  игры для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей дошкольного возраста ПДД через дидактические игры и пособия"

Цель данного мастер-класса: обогащение предметно-пространственной среды по обучению детей ПДД  и профилактике дорожно-транспортного травматизма....

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий по формированию элементарных математических представлений

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»дистанционное образование детей - образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и друг...

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий по аппликации

Плюсы дистанционного обучения детей дошкольного возраста:Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее за...

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий по лепке

Цель дистанционного образования дошкольников - предоставление детям качественного дошкольного образования в условиях дистанционного взаимодействия между педагогами образовательной организации, воспита...

Педагогический проект "Обучение детей дошкольного возраста ПДД через дидактические игры"

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма основное направление данного проекта. Мероприятия, проводимые в рамках данного проекта, направлены на обучение детей дошкольного возраста прав...

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий по рисованию

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Осно...