Доклад «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
консультация (подготовительная группа)

Нарзыкулова Эльзара Абдуллаевна

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Павушка»

143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1

тел.: 8 498 785-75-75

E-mail:madou_ds22@mail.ru

Доклад

«Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

http://linzdorov.ru/uploadedFiles/catalogimages/big/59e7603a865da.png

Подготовила

воспитатель МАДОУ д/с № 22

Нарзыкулова Эльзара Абдуллаевна

высшая квалификационная категории  

Г.о. Балашиха,

2020г.

«Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». 

Все это может дать ребёнку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. В детском саду мы опираемся на здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Цель: становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Задачи:

- воздействовать на активные точки с помощью массажного мяча.

-  сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников; -  развивать сложные координированные движения руки.

-  развивает моторику, помогает ориентированию в пространстве;

-  регулирует силу и точность движений;

- развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу (особенно важно для гиперактивных детей);

- активизирует непроизвольное внимание;

- развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

Медико-профилактические:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников;
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
  • закаливание; 
  • организация профилактических мероприятий в детском саду; 
  • организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.

Физкультурно–оздоровительные технологии:

  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
  • Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая
  • Физкультурные занятия.
  • Фитболгимнастика,
  • Проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия
  • Коммуникативные игры
  • Серия образовательной деятельности «Уроки здоровья»
  • Точечный самомассаж
  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказкотерапия
  • Фонетическая ритмика

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Ребёнок интенсивно растёт и развивается, активные движения для него являются жизненно необходимыми. Поэтому, основной задачей является оздоровление и создание условий для максимально полного удовлетворения физиологической потребности ребёнка в движении. В этом возрасте детей привлекают интересные яркие необычные игрушки и предметы.

Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.

Здоровый ребёнок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.

 Поэтому для двигательной активности можно и нужно использовать не только обычные спортивные предметы (мячи, скакалки, обручи), но и нетрадиционные пособия.

Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

 Использование нетрадиционного оборудования даёт возможность максимально разнообразить двигательную деятельность, содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

 Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности. Занятия с массажными мячиками вызывают у детей радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику, способствуют развитию творческих способностей дошколят. Эстетические свойства пособий дают возможность создавать новые упражнения или придавать знакомым играм дополнительное содержание. Дети могут самостоятельно раскладывать, переносить, комбинировать предлагаемые пособия.

С каждым годом увеличивается количество детей с выявленным плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата. Предупреждение и устранение нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата должны находиться в центре внимания родителей и педагогов.

 Например, массажный коврик, разработанный врачами-ортопедами, специально предназначен для лечения и профилактики плоскостопия. Действие массажных элементов коврика (жесткий сводоудерживающий элемент в виде неровностей) позволяет стопе восстановить физиологическое положение, даже после нагрузок. Массажный коврик состоит из подложки и декоративных камней (сделанный своими руками) или из отдельных пластин, которые собираются как пазлы. Можно составить общую длинную дорожку или индивидуальные площадки - «домики». Очень полезным было бы иметь такой коврик не только в каждой группе детского сада, но и дома.

 Такие пособия как массажные кольца, ролики, мячики различных цветов и диаметров служат для разработки движений пальцев стопы и кисти. Игольчатая поверхность воздействует на подлежащие ткани, что увеличивает микроциркуляцию в них. Также, для развития чувства равновесия, координации движений можно использовать массажные «Иглбол».

Иглбол – медицинский массажный мяч, предназначенный для проведения массажа и лечебной гимнастики.

Игры с мячом — это высокоэффективный, универсальный, доступный, абсолютно безопасный метод само оздоровления, путём воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей. Игры с мячом универсальны и их многообразие, и разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослого и желания работать с детьми весело и интересно. Одним из показателей хорошего физического и нервно — психического развития ребёнка является развитие его кисти, руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой пальцевой моторики.

Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребёнка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая, игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания. Улучшает приток крови и активизирует кровообращение.

Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи и способствуют улучшению состояния всего организма.

Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулирует его психомоторное развитие. В Китае ещё в древности играли с каменными и металлическими шарами, в Японии — с грецкими орехами. По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется. Поэтому стараюсь, как можно чаще использовать такие игровые моменты. Конечно «иглбол» развивает ручную умелость, мелкую моторику, формирует навыки выразительности, пластичности в движении. А ещё он делает ребёнка активным, бодрит его и активизирует. Мы используем массажный мяч во время занятий как физкультминутку, используем его на гимнастике после сна, как массаж ног.

Приёмы работы с массажными мячами.

  • Катание мяча между ладонями (в разном темпе);
  • Поглаживание мяча (жалеть мяч);
  • Вращение мяча на полу, как юлу;
  • Подбрасывание мяча и ловля;
  • Вращение мяча пальцами рук на весу;
  • Сдавливание мяча ладонями на весу (локти в стороны);
  • «Лепить мячик» - как из пластилина;
  • Надавливание на мяч (мяч на полу или на столе), ладони одна на другой;
  • Дуть на мяч (выдох, губы трубочкой);
  • Катать мяч по руке;
  • Катать мяч по ноге;
  • Постукивание мячом по рукам и по ногам (мячик бегает);
  • Зажать мяч стопами, поднимать ноги с мячом вверх и вниз (руки в упоре сзади), развести руки в стороны держать «уголок»;
  • Зажать мяч коленями, прыжки на месте или продвигаясь вперёд.

Так же упражнения могут сопровождаться тихой спокойной музыкой или стихотворением, которое не только помогает выполнять упражнение, но и развивает речь и память у детей дошкольного возраста.  

«Мячик»

Я мячом круги катаю,

Назад- вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

(движения соответствуют тексту)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование нестандартного оборудования в профилактике плоскостопия способствует общему укреплению организма,поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне;исправлению имеющейся деформации...

Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме ...

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей плаванию"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей плаванию"...

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрываются вопросы воспитания детей дошкольного возраста посредством интерактивного праздника, который способствует не только социально-эмоциональному развитию дошкольника, но и выступает в...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования.

В настоящее время актуальна данная тема. В наше время большое количество детей имеют различные нарушения речевого развития. И чтобы речь развивалась, необходимо уделять большое внимание развитию мелко...

Игры для детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования - нудлов (гибкие палки)

Методика этой технологии заключается в том, что все упражнения выполняются в игровой форме с использованием нудлов. Новизна программы заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи игр и иг...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному искусству

Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо...