Выступление на методическом объединении "Роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка"
консультация по математике (старшая группа)

Выступление на методическом объединении "Роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Презентация

Слайд 1. Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах.

Во время образовательной деятельности дети четвёртого года жизни должны усвоить такие понятия как:

Слайд 2. Множество (группа). Дошкольники учатся определять общий признак у совокупности предметов (к примеру, все мячики имеют круглую форму, эта группа кубиков синего цвета, другая же — большого размера), составлять группы из одинаковых предметов и вычленять из них отдельные. Более трудная задача — отыскивать однородные предметы в окружающей среде (например, принести все зелёные кубики).

Слайд 3. Количество. Одна из задач обучения в младшем дошкольном возрасте – знакомство с понятием количества. В младшем возрасте изучение чисел ещё не вводится, количество предметов определяется только такими понятиями, как «один», «много» либо «ни одного» (так малыши отвечают на вопрос педагога «сколько?). Воспитанники младшей группы также обучаются сравнивать группы предметов путём сопоставления (к примеру, на каждый цветочек нужно посадить пчёлку), устанавливать равенство между неравными группами (добавить ещё один цветочек, чтобы их стало столько же, сколько пчёлок). Малыши осваивают понятия «больше», «меньше» и «поровну» (синоним «одинаково»). В дальнейшем качественные отношения плавно перейдут в понимании дошкольников в количественные.

Слайд 4. Величина. Формирование понятий «большой», «маленький», «длинный», «короткий». Малыши учатся сравнивать предметы по конкретному признаку –  это размер, длина, ширина и высота, оперируя понятиями «длинный» и «короткий», широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий», «большой» и «маленький», «равные». Для сравнения они осваивают приёмы наложения и приложения.

Слайд 5. Форма. Малыши должны узнавать круг, квадрат, треугольник и прямоугольник независимо от их цвета и размера. Дети знакомятся с основными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником и прямоугольником, исследуют их, используя зрение и осязание.

Также у малышей должны быть сформированы навыки:

Слайд 6. Ориентировки в пространстве. Ребята учатся ориентироваться в расположении частей своего тела, различать направления относительно себя (справа или слева, вверху или внизу), на плоскости.

Слайд 7. Ориентировки во времени. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», учатся правильно их употреблять в речи.

Приёмы формирования математических представлений.

Слайд 8. Эмоциональное воздействие. Малыши гораздо лучше усваивают любой материал, если он преподнесён эмоционально. В этом поможет соответствующий тон педагога, умение сопереживать происходящему на занятии, радоваться и огорчаться вместе с детворой, выразительно преподнести ту или иную проблемную ситуацию.

Слайд 9. Игровой приём. Поэтому введение игрового компонента обязательно на занятиях по ФЭМП. Это могут быть дидактические или подвижные игры, причём желательно задействовать в них всех детей, чтобы никому не приходилось долго ждать очереди. Однако игровые приёмы должны выполнять свою задачу — помочь освоению определённого математического понятия, а не просто развлекать ребят. Особенно они уместны на этапах повторения и закрепления.

Слайд 10. Обучение должно быть наглядно-действенным. Ребёнок следит за движениями взрослого, слушает его инструкции (предельно чёткие и ясные) и повторяет манипуляции с раздаточным материалом. Педагог обязательно должен давать подробный образец действия, иначе малыш не справится с заданием и быстро утратит к нему интерес. Наглядность должна быть выразительной — воспитатель использует картинки и игрушки, у которых конкретное свойство выражено отчётливо, без ненужных деталей. Для лучшего восприятия малышам рекомендуется обследовать предмет с помощью осязания, например, провести ручкой по лентам (сравнение их по длине).

Слайд 11. Во второй младшей группе особенно актуален приём повторения. Для лучшего усвоения знаний воспитатель многократно показывает и обозначает конкретный способ действия, меня в то же время наглядный материал. Дошкольники также два или три раза выполняют однотипные упражнения, изменяя приёмы работы (чтобы избежать утомления).

Слайд 12. Внимание малышей 3–4 лет ещё неустойчиво, поэтому, чтобы заинтересовать их познавательной деятельностью, занятие по ФЭМП следует начинать с сюрпризных моментов, появления игрушечных персонажей, необычных вещей, прихода гостей. Для поддержания внимания и активности маленьких детей необходима смена характера деятельности.  Кроме того, избежать утомления поможет интеграция образовательных областей, например, соединение математики и изобразительного искусства: ребята складывают из бумажных геометрических фигур простое изображение (домик), а затем наклеивают его на основу.

Слайд 13. В свободное от занятий время полезно давать младшим дошкольникам поручения, закрепляющие математические знания. Например, воспитатель просит малыша принести столько же ложек, сколько ребят сидит за столом либо достать из коробки карандаши и раздать каждому ребёнку по одному.

Слайд 14. Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие ребёнка

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дош­кольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошколь­ники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, боле...

Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста

Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума....

Интеллектуальное развитие ребёнка с использованием занимательной математики

Конспект родительского собрания по образовательной области математическое развитие...

Интеллектуальное развитие ребёнка с использованием метода Г.Домана

Использование метода Г.Домана в развитии  ребенка...

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка...

Значение сюжетно-ролевых игр для интеллектуального развития ребёнка

Интеллектуальное развитие начинается в семье: с простой игры, с элементарного общения со взрослыми, со сказок, рассказанных бабушкой....