Технологическая карта Игры по решению проблемных ситуаций «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Дмитрук Ирина Юрьевна

Способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредствам формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Игры по решению проблемных ситуаций

«Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Составитель: Дмитрук Ирина Юрьевна

Воспитатель соответствие занимаемой должности

НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок»

I. Методический блок

Цель

Способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредствам формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить.

Задачи

- Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства

- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

- Объяснить, что при трате денег необходимо прежде всего ориентироваться на доходы семьи, способствовать потребности и желания с возможностями (т.е. доходом семьи)

- Стимулировать познавательный интерес детей к значению слов копить, сберегать,, откладывать, копилка, экономить

- Показать, что, сберегая деньги и аккуратно относясь к купленным вещам и товарам, мы показываем уважение к труду родителей, участвуем в повышении благосостояния семьи

- Способствовать пониманию, что сбережения – это полезная привычка и способ реализации желаний, особенно дорогостоящих

- Развивать осмотрительность в денежных тратах с двух точек зрения: «хочу» и «могу»

- Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания

Форма

Игровая программа

Время

20 – 25 мин

Материал

Карточки с изображением различных видов продуктов, картонные монеты (условные деньги). Иллюстрированное меню со всеми видами бутербродов, салфетки, пластилин. Фотографии или картинки с изображением разнообразных копилок. Свинка - копилка в виде керамической поделки. Листы бумаги белые и цветные, карандаши и ножницы.

Предварительная работа

Чтение художественного произведения. Изготовление раздаточного материала,

атрибутов для игр.

Формы

контроля

Контрольные закрепляющие вопросы в

конце игр.

Методические

рекомендации

организаторам

игры

Целевая группа: группы старшего и подготовительного к школе возраста

(5 – 7 лет)


II. Практический блок

Содержание:

Анализ сказки с точки зрения экономики и финансов        3

Игра «Деньги получили – ерунды накупили»        4

Игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»        4

Игравое занятие «Копим и сберегаем»        6

Анализ басни с точки зрения экономики и финансов

В басне Леонардо да Винчи «Муравей и пшеничное зерно» рассказывается о Муравье и пшеничном зерне, муравей всю жизнь трудится и делает запасы для себя и своего муравейника. И найдя однажды на поле пшеничное зерно, хотел его отнести в муравейник, но зерно ему предложило не торопиться и подождать до лета и получить сто таких зерен, через время. Муравей сомневался, но согласился с зерном, летом у муравья было уже не одно, а сто пшеничных зерен.

 Так муравей, закопав зерно в землю и выждав время увеличил свой капитал.

Главная мысль басни заключается в том, что нужно быть разумными в своём поведении. Понимать, что сберечь однажды, можно приумножить капитал. Только в этом случае можно добиться желаемого результата.

 Герой басни последовал совету зерна, сомневался в его правдивых словах, рискнул и приумножил свой капитал.

В конце басни, когда муравей пришел на поле, он увидел, что зерно не обмануло и вместо одного у муравья стало сто таких же зерен. Мечта пшеничного зерна и муравья воплотились в жизнь.

 Экономические понятия:

СБЕРЕГ – значит, не потратил, проявил силу воли, приумножил.

БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.

ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.

Басня «Муравей и пшеничное зерно» показывает, что надо обдуманно и серьезно относится к выбору мелких трат в пользу будущих умножений капитала и необходимости их сбережения.

Социально-нравственные качества героев:

В басне «Муравей и пшеничное зерно» всего два главных героя, оба положительных. Муравей работяга, пшеничное зерно тоже растет и умножается на пользу окружающим. Доброе зерно мечтало прорасти и приумножиться и в басне оно научило муравья как правильно это сделать.

Басня учит детей быть добрыми, уметь дружить и помогать друг другу. Сберегать и приумножать свои доходы. Не расскажи пшеничное зерно муравью, как надо правильно закопать зерно в землю, мечта зерна и мечта муравья не исполнилась бы.

Вопросы к сказке с экономической точки зрения:

Почему муравей все время трудиться?

Сдержало ли свое слово зернышко?

Чем вознаградило зерно муравья?

Можно ли сказать, что муравей, закопав зерно, увеличил свой доход?

Пословица: Поздно быть бережливым, когда все растрачено. Доход не живет без хлопот.


Игра «Деньги получили – ерунды накупили»

Цель: формируем представления о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег.

Словарь: покупки, тратить, покупать, упаковка, реклама.

Материалы: карточки с изображением товаров: с одной стороны, изображение красивых упаковок с яркими рисунками, пакеты красивые и прочее, с другой – изображение товара (всякая ерунда): веники, платки, хлопушки, соски, погремушки, гвозди, молотки, клей, ложки, лампочки, лимоны, шишки, бантики, пуговицы, лопатки, грабли, кубики; картонные монеты (условные деньги)

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Научиться тратить деньги грамотно - нелегко. В магазинах много интересных товаров в красивой упаковке, разных коробочек, пакетиков. Хочется купить и то и другое. Но на все денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.

Сейчас мы сыграем в игру и убедимся, если покупки не планировать, а делать их только из – за красивой упаковки или следуя призывам рекламы, можно истратить деньги на ненужные товары.

Ведущий делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет.

На столе раскладываются карточки лицевой стороной вверх, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться друг с другом и ориентироваться на упаковку и рекламу; не переворачивая карточки, кладут их в сумку (пакет, коробочку,….) Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав покупки (истратив все деньги), семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили.

Все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги.

Игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»

Цель: поддерживаем уважение и интерес к трудовой деятельности, стимулируем проявление к самостоятельности и фантазии в приготовлении бутербродов, знакомимся с различными видами бутербродов, определяем их стоимость.

Словарь: меню, бутерброд открытый, закрытый и слоеный, сандвич, канапе, ломоть, раскладывать, украшать, закупать, стоимость.

Материалы: иллюстрированное меню со всеми видами бутербродов: открытые, закрытые (сандвичи), слоеные, тартинки, канапе; карточки с изображением продуктов (хлеб, масло, сыр, колбаса, яйцо, помидор, огурец, листья салата, котлета, рыба, яблоки, капуста, морковь, сметана, макароны, крупа, бананы, лук, молоко, сахар, торт, конфеты, сосиски, мука, мясо, курица, вафли, печенье, кофе, чай, ягоды клубники и малины); картонные монеты, салфетки, пластилин.

ХОД ИГРЫ

Дети делятся на группы. Каждая группа придумывает название для кафе – бутербродной.

Ведущий. Давайте вспомним, какие бывают бутерброды и как их делают.

Что такое бутерброд?

Это – НА,

И это – ПОД.

Что кладется сверху – НА?

Масло, рыба, ветчина,

Огурец, икра и сыр,

И кусочек колбасы….

Хлеб кладется снизу, ПОД –

И выходит бутерброд!

(Андрей Усачёв)

Ведущий: Обычный бутерброд – ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой, рыбой, икрой и пр. Слово бутерброд образованно от сочетания двух слов: бутер – масло и брод – хлеб, потому что самый простой бутерброд состоит из масла и хлеба.

Дети рассматривают меню из различных видов бутербродов. Ведущий заостряет их внимание на том, что бутерброды делятся:

  • на открытые (готовят из одного ломтика хлеба, намазав его маслом и положив сверху какой - нибудь продукт)
  • закрытые или сандвичи (готовят из двух ломтиков хлеба, между которыми различные мясные и овощные продукты)
  • слоеные (готовятся из трех и более ломтиков хлеба, между которыми кладется разная начинка)
  • холодные
  • горячие
  • с одной начинкой
  • с несколькими начинками
  • тартинки
  • канапе

Канапе – очень маленькие («на один зуб») бутерброды из подсушенного или поджаренного хлеба. Для таких бутербродов характерна красивая форма и оформление, так как обычно их подают на праздничный стол.

Тартинки тоже очень маленькие бутерброды и схоже с канапе, но готовят их с горячей начинкой, например, с жаренной ветчиной, котлетами или колбасой, яичницей.

 Каждая групп придумывает свой бутерброд и дает ему название («сочный», «нежный» и пр…)

Ведущий. Закупаем продукты для наших бутербродов. (Показывает карточки с изображением продуктов, дети должны выбрать (купить) те из них, которые подходят для приготовления ими бутербродов. Если продукт подходит - дети хлопают в ладоши, если нет- качают головой.)

Детям предлагают проверить, нужные ли продукты выбраны.

Ведущий. (задает вопрос). Что самое главное для бутерброда? Чтобы узнать, отгадаем загадку:

Кто с корочкой душистой,

Румяной, золотистой,

К нам на стол из печки пришел? (хлеб)

В зависимости от выбранных продуктов дети берут пластилин разных цветов изготовляют (лепят) задуманные каждой группой бутерброды.

Все сделанные бутерброды дети выкладывают на салфетки.

Ведущий предлагает определить сколько стоит каждый сделанный бутерброд. Каждой группе по 10 карточных монет (условные деньги). Используя их, дети определяют, сколько всего затрачено средств на изготовления бутербродов. Каждый продукт, составляющий бутерброд, стоит одну монету (откладываем столько монет, сколько продуктов использовали: хлеб, сыр, масло, помидор…). Далее учитываем еще салфетку, труд и время, затраченные на приготовление бутербродов (тоже все по одной монете). Сложив все монеты, получаем стоимость бутерброда (например: хлеб, колбаса, помидор, салат, салфетка, труд, время = 8 монет).

В процессе определения стоимости бутербродов детям помогает ведущий.        

Ведущий. (задает вопросы) в какой бутербродной самый дорогой бутерброд, а в какой самый дешевый?

Дети определяют по картонным монетам, сколько израсходовано на приготовление бутербродов, и выявляют самый дорогой и самый дешевый.

Ведущий. (задает вопрос) где можно купить бутерброд? (кафе, магазин, киоск…)

Что лучше - купить бутерброд или сделать самим? Почему?

Ведущий. (подводит итог.) что нового мы узнали сегодня?

 Игровое занятие «Копим и сберегаем»

Цель игры: формируем понимания того, зачем нужно копить и сберегать деньги, развиваем терпение, вводим в активный словарь понятия сбережение, накопление)

Словарь: копить, сберегать, копилка, бережливость,

Материалы: фотографии или картинки с изображением разнообразных копилок. Свинка - копилка в виде керамической поделки. Листы бумаги белые и цветные, карандаши и ножницы.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Посмотрите на изображения этих забавных свинок. Как вы думаете - это просто игрушка или у них есть практическое предназначение?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим керамическую свинку прямо сейчас.

Обратите внимание, от обычной игрушки ее отличает прорезь. Как вы считаете, это бракованная игрушка, или ее сделали специально?

Правильно - это не просто игрушки, это копилки. Копилка у всех народов считается очень хорошим и полезным подарком. Но пустую копилку дарить не принято, надо обязательно опустить хотя бы одну монетку в прорезь. Новый хозяин копилки кладет туда еще монетку (ведущий отпускает в копилку монетку), потом еще и еще одну…

Когда наберешься терпения и продолжить опускать монетку за монетой в прорезь копилки, заветная покупка становится ближе. Некоторые называют содержимое копилки богатством, ведь это деньги, которые удалось не истратить, а  сберечь (накопить)

Представьте, что вам подарили такую копилку, а вы договорились с вашими родителями, бабушкой, дедушкой, что они будут вам помогать копить. Легко ли не соблазнится и не вынуть из копилки деньги, например, на мороженое или шоколадку? Потребуется ли от вас сила воли?

Прямо сейчас возьмите листочки бумаги цветные карандаши и нарисуйте игрушку или дорогой товар, который вы бы мечтали приобрести на деньги из копилки.

Ведущий. (подходит к каждому, смотрит на рисунок и спрашивает). Как ты считаешь, много ли времени тебе придется копить, чтобы исполнить свои желания?

Если терпения хватит ненадолго, только на неделю, то другую вещь не купишь, а если подождешь месяц-два, то можно накопить больше и осуществить свою мечту.

Главное, понимать, если родители не могут в данный момент исполнить ваше желание, то можно потерпеть и попробовать накопить самому.

 Сейчас проверим, кто из вас самый бережливый. (раздает каждому по листку цветной бумаги и просит вырезать как можно больше квадратиков и кружков.) А теперь посчитайте, у кого сколько кружков и квадратиков получилось.  У кого больше всего, тот и самый бережливый зря лист не испортил, все в дело пошло.

Если вы  не будете бережливыми, будете ломать игрушки, портить новые вещи, то вместо того чтобы класть деньги в копилку, родителям придется покупать новые вещи.

В этом случае копить будет очень трудно. Только своим правильным поведением и бережливостью каждый может приблизить осуществления своей мечты.

Копилка будет хорошей помощницей в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников....

Решение проблемной ситуации на занятии. Тема "Игры с кляксами".

Решение проблемной ситуации на занятии....

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Экономическое воспитание дошкольников. Занятие "Тратим разумно, сберегаем и экономим".

Экономическое воспитание дошкольников. Занятие "Тратим разумно, сберегаем и экономим"....

Решение проблемной ситуации «Как солнышко лучики искало» Образовательная квест-игра с детьми ОВЗ 4 года обучения

Решение проблемной ситуации «Как солнышко лучики искало» Образовательная квест-игра с детьми ОВЗ 4 года обучения...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Тратим разумно, сберегаем, экономим»

Финансовая грамотность ребенка – это образование экономической направленности, формирующее основы финансовой культуры. Основы финансовой грамотности можно начинать изучать в дошкольном возрасте....

Консультация для педагогов. Описание методики работы с детьми на тему: «Решение проблемных ситуаций в процессе сюжетно-ролевой игры» технология ОТСМ-ТРИЗ

Описание методики ОТСМ ТРИЗ "Решение проблемных ситуаций", целью которой является развивать умение видеть и принимать проблемные ситуации, также развивать у каждого ребенка стремление к проя...