«Дидактические игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
презентация по математике

Тутаринова Оксана Владимировна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_wecompress.com_.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПЫТ РАБОТЫ « Дидактические игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Подготовила в оспитатель МКДОУ «Д/С №№37», г. Бакала Тутаринова Оксана Владимировна

Слайд 2

«Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, т.е. от манипуляций руками к сути предмета» Мария Монтессори

Слайд 3

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель , М . Монтессори , а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Л. А. Венгер , Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного развития ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания

Слайд 4

Актуальность выбранной темы заключается в том, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, цвету, степени шероховатости или гладкости и т.д.. Поэтому, я решила работать над темой «Дидактические игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста» так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания, а далее начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры

Слайд 5

Игра - это потребность растущего детского организма. В игре развиваются познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; развиваются любознательность и умственные способности, первичные интеллектуальные умения и навыки. Игра становится ведущей деятельностью в раннем возрасте. Дидактическая игра - одна из важных разновидностей игровой деятельности. Любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, которые являются основными структурными элементами дидактической игры. Дети раннего возраста активно познают мир по принципу " Что вижу, с чем действую, то и познаю."

Слайд 6

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

Слайд 7

Большое значение в этом возрасте имеют: -игры с песком и водой, где ребенок пересыпает и переливает из одной емкости в другую; -различные движущиеся игрушки, динамические игрушки; -игрушки контрастных размеров для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки, формы-вкладыши и т.д.; -пластмассовые и деревянные конструкторы, конструкторы « Лего », настольная и напольная мозаика; -игрушки различной формы (круглые, кубические), емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать; -разрезные картинки, кубики с картинками; парные картинки; -шнуровки, застегивающиеся коврики; -игрушки различной величины (например: машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель); -мячи разных размеров и в достаточном количестве; -настольно – печатные игры по ФЭМП и другие. Правильно подобранные по цвету, форме, величине, звучанию, тактильным качествам игрушки и пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.

Слайд 8

Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств: • цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый; • форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; • величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; • звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости; • элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же.

Слайд 9

Цель : обеспечить своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизиологических особенностей; активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, также систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Задачи проекта : Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве); знакомство с дидактическими играми и правилами; Развивать у детей сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление; Упражнять в установлении сходства и различия между предметами; воспитывать познавательный интерес, любознательность; Развивать мелкую моторику рук;

Слайд 10

Этапы реализации: Диагностический: . изучение литературы; . проведение анкетирования родителей; . проведение диагностики 2. Организационный . Составление плана работы с детьми и родителями . Обогащение развивающей среды . Консультации для родителей . Индивидуальные беседы с родителями 3. Практический . Подбор и изготовление дидактических игр . Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть» . Наглядная информация : «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». . Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий . Проведение индивидуальной работы с детьми 4. Обобщающий . Оформление наглядного и дидактического материала . Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию . Оформление фотовыставки.

Слайд 11

Свои цели в работе с детьми я реализую через : - развивающую среду -непосредственную образовательную деятельность -дидактические игры -пальчиковые игры -игры с водой и песком, крупой - взаимодействие с родителями -индивидуальный подход

Слайд 12

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППА «НЕПОСЕДЫ»

Слайд 13

Дидактические игры : « Найди пару», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Шарики», «Бабочка», «Найди домик», «Загадочные пуговки», «Загадочные пуговицы», «Волшебное поле», «Шарики», «Радуга», «На что похожа фигура», «Постираем одежду», «Спрячь мышку», «Развесим одежду», Подбери чашки к блюдцам», «Бусы», «Разложи фигуры по местам», «Разноцветные дорожки», « Найди такой же», « Оденем куклу», «Ведерки и крышечки», «Цветные мячики», « Бантики для солнышка», «Веселый грузовик» (геом. Фигуры), «Что звучит?», «Где позвонили?», «Украсим бабочку», «Починим одежду зайчатам», «Большой – маленький», «Круг – квадрат», «Построим машину», «Зажги фонарик», «Какая фигура спряталась», «Дорожка», «Веселые человечки», «Варежки»…….

Слайд 25

Работа с родителями : Консультации для родителей «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет » Проведение родительского собрания «Участвуем в проекте » Проведение анкетирования родителей. Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей «Открой коробочку», «Укрась ёлочку шарами», «Сложи пирамидку», «На что похожа фигура?» , «Разноцветные шумелки », «Кто что услышит?» , «Угадай на вкус», «Чем пахнет?», «Сюрприз», « Пересыпалочки », "Озорные ладошки», «Тонет, не тонет», «Тактильная коробка», «Теплый – холодный», «Маленький секрет», «Застёжки», «Закрути ленточку», «Поиграем с прищепками », «Мягкий конструктор », «Сенсорный конструктор», Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста» . Оформление фотовыставки Вместе с родителями создали в группе «Сенсомоторный уголок», для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.); развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

Слайд 26

Результат, которого я достигла: - Дети: Стали лучше различать цвета, группировать предметы по цвету, выделять предметы по форме, узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), ориентироваться в 2-3 контрастных величинах, появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание па свойства окружающих предметов и демонстрируют эти знания окружающим. - Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений. У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Слайд 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Слайд 28

Литература: 1.Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду.-М:Просвещение,2005.-176с. 2.Белкина Л.В. Сенсорные игры детей раннего возраста.авт.-сост.Л.В.Белкина-Воронеж:Учитель,2006,-236с. 3.Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997. 4 .Интернет ресурсы 5 . Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003. 6.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина , - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996. 7. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

Характерная форма обучения для детей раннего возраста....

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способносте...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста Воспи

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обоснов...

Дидактические игры как средство социализации детей Раннего возраста

СодержаниеВведение…………………………………………………………..3Гла...

Презентация: Использование дидактической игры как средства ознакомления детей раннего возраста с правилами безопасного поведения

Проблена сохранения здоровья детей и охрана их жизни на сегодня одна из актульных. Дидактические игры помогут детям узнать и запомнить правила безопасного поведения в экстримальнвх ситуациях....