Картотека дидактических игр по ФЭМП раздел "Геометрические фигуры"
учебно-методический материал по математике

Портола Лариса Николаевна

В статье представлены игры для разной возрастной категории детей с целью ознакомления и закрепления полученных знаний о геометрических фигурах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр и игровых упражнений

по формированию элементарных математических представлений

Раздел «Форма. Геометрические фигуры»

Возрастная

группа

Задачи

Название игры

Младшая группа

Млад

Совершенствование умения различать и называть объёмные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования

* «Чудесный мешочек»

* «Шарики и кубики»

Совершенствование умения различать и называть плоские фигуры»

* «Какой фигуры не стало?»  

* «Найди своё место»

Средняя группа

Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр

* «Собери гирлянду»

* «Составь узор»

Старшая группа

Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур

* «Найди пару»

* «Найди (назови) предмет такой же формы»

Подготовительная к школе группа

Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения

* «Геометрическое лото»

* «Угадай, что спрятано»

Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры

* «Чудесные превращения»

* «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»

Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы

* «На что похоже?»

* «Дорисуй предмет»


Картотека

дидактических игр и игровых упражнений

по формированию элементарных математических представлений

Раздел «Форма. Геометрические фигуры»

  1. Совершенствование умения различать и называть объёмные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования
  • «Чудесный мешочек»

Оборудование: мешочек, шары, кубики.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить..

  • «Шарики и кубики»

Оборудование: четыре корзинки: две красных и две зеленых мячи и кубики красного и зеленого цветов.

Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), по подражанию действиям логопеда.

  1. Совершенствование умения различать и называть плоские фигуры»
  • «Какой фигуры не стало?»

Ход игры: Прежде чем искать фигуру,  ребенку нужно рассмотреть образец и запомнить. Воспитатель закрывает одну из геометрических фигур, а ребенок называет ту фигуру, которую закрыл воспитатель. Ребенок называет геометрическую фигуру и цвет.

  • «Найди своё место»

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Ребенок раскладывает фигуры по форме, при этом называет цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета. Например, какого цвета сердечко? (красного).

  1. Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр
  • «Собери гирлянду»

Ход игры: воспитатель рассаживает детей за столы. У них есть бумага, где нарисована «нить для гирлянды» и рядом множество геометрических фигур. Далее воспитатель предлагает детям или по своему замысле делать гирлянду из определенных геометрических фигур (в разном порядке), или воспитатель диктует детям геометрические фигуры, что за чем идет, а дети собирают гирлянду в определенной последовательности.

  • «Составь узор»

Ход игры: воспитатель предлагает детям составить узор из определенных фигур, которые назовет воспитатель. Перед ребенком лежат много разных фигур, ему необходимо отобрать только нужные (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр)

  1. Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур
  • «Найди пару»

Ход игры: Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

  • «Найди (назови) предмет такой же формы»

Ход игры:  Воспитатель рассматривает с ребенком панно с фигурами, обсуждает картинки: «Смотри, яблоко он какое по форме?» (Круглое). Теперь давай найдет похожую фигуру и т. д.

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

  1. Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения
  • «Геометрическое лото»

Ход игры: Карточки перемешиваются и выкладываются на стол изображением вниз. Первый играющий берёт из общей кучи любую карточку и переворачивает её изображением вверх. Предположим, что на карточке изображён маленький жёлтый квадрат. Следующий игрок берёт другую карточку и смотрит, если у фигуры на этой карточке, хотя бы один из признаков (цвет, форма или величина), совпадающий с предыдущей геометрической фигурой. Т.е. если на второй карте изображён какой – нибудь квадрат(например синий квадрат) какая – либо жёлтая геометрическая фигура (например жёлтый круг) или любая маленькая фигура (например синий треугольник), то эта карточка выкладывается за предыдущей (как в домино). Если же ни один из признаков (цвет, форма, величина) не совпадает с предыдущей фигурой, то игрок забирает карточку себе. Карточки берут все игроки по очереди. Дети должны объяснить, почему они остановили свой выбор на данной карточке и по возможности дать полный ответ. Выигрывает тот, у кого в результате окажется меньше карточек.

  • «Угадай, что спрятано»

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти клад по описанию. Воспитатель описывает детям фигуру, но не называя ее. Дети находят и приносят ее воспитателю.

  1. Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры
  • «Чудесные превращения»

Ход игры: воспитатель предлагает детям составить любую геометрическую фигуру, они могут ее нарисовать. Дети называют геометрические фигуры, говорят на что похожа та или иная фигура и “ превращают” геометрическую фигуру в знакомые образы с помощью семян.

  • «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»

Ход игры: воспитатель сажает детей за столы, у них есть карандаши и бумага для рисования. Воспитатель загадывает загадки про геометрические фигуры, но дети не поднимают руку и не говорят отгадку, а рисуют ее у себя на бумаге. После всех загадок, листы с отгадками проверяет воспитатель.

  1. Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы
  • «На что похоже?»

Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребенком панно с фигурами, обсуждает картинки: «Смотри, яблоко он какое по форме?» (Круглое). Теперь давай найдет похожую фигуру и т. д.

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

  • «Дорисуй предмет»

Ход игры: педагог предлагает ребенку ряд рисунков с недорисованными геометрическими фигурами. Ребенок самостоятельно додумывает и дорисовывает геометрические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по ФЭМП «Домик фигуры-цвет»

Дидактическое пособие по ФЭМП "Домик фигуры-цвет" предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и сам...

Картотека дидактических игр по ФЭМП (игры с геометрическими фигурами)

Картотека игрр по развитию пространственных и геометрических представлений....

Картотека дидактических игр по теме "Геометрические фигуры"

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»Задачи: формировать представления об основных цветах и о геометрических           фигурах, развивать зрительное во...

Дидактическая игра по ФЭМП "Умные фигуры"

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений, предназначена для закрепления у детей знаний о геометрических фигурах....

Презентация "Дидактическая игра по ФЭМП: Цветные фигуры"

Игра-презентация предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Дошкольники упражняются в различении и назывании геометрических фигур, в выделении величины фигуры, обозначении её словами (боль...

Дидактическая игра по ФЭМП "Геометрические фигуры"

Закрепление свойств геометрических фигур (сенсорные эталоны). Развитие мыслительных операций обобщения, классификации. ...

Картотека "Картотека дидактических игр по ФЭМП"

quot;Подбери фигуру"Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоуголь...