«Развивающие игры В.В. Воскобовича»
консультация по математике

Лещенко Ольга Владимировна
  • Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  • Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
  • Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
  • Развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_voskobovicha.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

    «Развивающие игры В.В. Воскобовича»

                                   

 Немного истории

        Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.

        Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».

        Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

  • Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  • Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
  • Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
  • Развитие мелкой моторики.

  Развивающие игры Воскобовича  - включают в себя 5 блоков:

  1. Сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
  2.  Интеллектуальное развитие (на основе наглядно – действенного мышления)
  3. Творческое (воображение, творчество)
  4. Математическое развитие (количество, счет, пространственные отношения, форма, размер)
  5. Обучение чтению, развитие речи

   

Виды игр Воскобовича:

Творческое конструирование  - Логоформочки, Прозрачный квадрат, Геоконт Великан,

 Играем в математику  - Волшебная восьмерка, Кораблик «Брызг-Брызг»

Логика и воображение –  Игровизор, Квадрат Воскобовича, Коврограф «Ларчик»

Чтение через игру – Конструктор букв,  Забавные буквы

Особенности развивающих игр Воскобовича

- Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

- Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

- Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).

- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.

- Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Самые популярные игры Воскобовича

«Геоконт» - ее еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" - представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на нее координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.

Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком Красного зверя", "зеленым свистом Желтой птицы" или "синим шепотом Голубой рыбы". В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.

В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4-х цветным (для 3-7летних детей).

 

         Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях Квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение предмета.

        Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничение по возрасту.

        Сначала нужно прочитать ребенку сказку. Затем найти схему сложения. Маленькому ребенку нужно показать, как складывать, ребенок постарше и сам догадается о последовательности действий.

      Некоторые схемы сложения начинаются не с квадрата, а уже со сложенной фигуры. Например, чтобы сложить башмачок, надо знать, как складывать ежика, или сложить его в процессе игры.

    С помощью «Квадрата» можно получать и объемные фигуры, например самолетик. Для этого надо уже готовый башмачок повернуть против часовой стрелки, как показано на схеме, отогнуть крылья и самолетик готов.

   Фигуры, которые складываются из двухцветного квадрата, можно сложить и из четырех цветного. Но главная задача четырехцветного квадрата — развитие логического мышления. Здесь нет готовых схем сложения, здесь надо так сложить квадрат, чтобы получилась фигура заданная героем книги. А всего героев три: Дион, Дван, Трин.

Разновидностью «Игрового квадрата» является игра-головоломка «Змейка».

     

Одна сторона «Змейки» красно-зеленая. Другая — желто-синяя. «Змейку» можно складывать по вертикальным линиям, по диагональным, ее можно перекручивать, ставить вертикально, накладывать части друг на друга.

        Конструирование можно разделить на три уровня сложности:

1 уровень — плоскостные фигуры (лист 1).

2 уровень — цветовые фигуры (лист 2).

3 уровень — объемные фигуры (лист 3).

        Наивысший уровень ребенок показывает, когда складывает из «Змейки» фигуры по собственному замыслу.

     

«Прозрачный квадрат Воскобовича»

Анализ геометрических фигур, соотношение целого и части

Предложите ребенку выложить точно такой же ряд из четырех пластинок.

Какая пластинка лишняя? Чем она отличается от всех остальных? (Пластинка с квадратом, потому что на остальных пластинках изображены треугольники)

          Складывание квадрата из частей

Сложи 9 квадратов из всех пластинок. Сначала 5 квадратов из одинаковых геометрических фигур и 4 из разных. Потом сложи 9 квадратов из разных геометрических фигур.

Решение примеров и задач

Наименьшей единицей измерения у прозрачного квадрата служит маленький треугольник, он соответствует числу 1. Квадрат, составляющий 1/4 части большого квадрата состоит из 2 маленьких треугольников, соответственно это число 2 и т.д.

        Составление фигурок по схемам из альбома

Это разновидность конструирования. Главное правило: при складывании   фигур пластинки не накладываются друг на друга, а соединяются сторонами квадрата.

  Занимаясь с ребенком играми — головоломками Воскобовича вы     разовьете:

  • Сенсорные способности. Научите различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры.
  • Интеллект: процессы внимания, памяти, умения сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение.
  • Мелкую моторику рук.
  • Творческие способности.

«ЧудоКРЕСТИКИ» представляют собой игру с вкладышами.

Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое.

        Как играть.

1. Крестики составляем из частей в игровом поле произвольно или в определенном порядке. Например:

  • по цветам радуги - от красного до фиолетового;
  • выборочно - зеленый, синий и т.д.;
  • по количеству частей: целый крестик, затем крестик из двух частей, из трех частей и т.д.;
  • по пространственному расположению: в центре игрового поля - крестик красного цвета (в дальнейшем он является ориентиром). Слева и повыше его - крестик оранжевого цвета, над ним — крестик желтого цвета и т.д.

2. Крестики собираем на столе, накладывая друг на друга -

 «строим башню». Сначала произвольно, затем по алгоритмам:

  • По цвету. Первый этаж - крестик красного цвета, второй - оранжевого и т.д.
  • По количеству частей. Первый этаж - крестик из двух частей, второй из трех, третий - из четырех, пятый - из пяти частей и т.д.
  • По геометрическим фигурам. Первый этаж - крестик с кругом, второй - с квадратом, третий - с трапецией и т.д.

3. Составляем фигуры из приложения к игре.

Приложение состоит из схематичных рисунков уменьшенного масштаба двух вариантов:

- составных, в которых части крестиков прорисованы;

- силуэтных, в которых части крестиков не показаны.

Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» ребенок собирает драконов, человечков, птиц, животных, растения, бабочек, рыцарей, ракеты, самолеты, посуду,  солдатиков и многое другое.

     Отдельно к игре «ЧудоКРЕСТИКИ» прилагается трафарет. Используя этот трафарет, можно составлять свои фигуры из деталей игры. Преимущество — используя трафарет, мы можем одну и ту же деталь нарисовать несколько раз, а в наборе она была одна

Коврограф «Ларчик»

Коврограф представляет собой поле, расчерченное на квадраты 10х10 см.

  1. Коврограф - полотно из ковролина (1х1 м), разлинованное на клетки.

Приложение к коврографу:

  • «Забавные цифры» - картонные карточки с изображениями цифр от 0 до 9 в виде животных.
  • «Забавные буквы» - картонные карточки с изображениями 10 гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов.
  • «Буквы, цифры, знаки»(на прозрачной основе) - 90 карточек из прозрачной пленки с изображениями гласных букв (красного цвета), согласных букв (синего и зеленого цвета), мягкого знака (зеленого цвета), твердого знака (синего цвета), цифр и арифметических знаков (желтого цвета).
  • «Кармашки» - набор из 10 кармашков (75х75 мм, ковролин, ПВХ) для закрепления картинок и карточек на коврографе.
  • «Цветные квадраты» - 10 квадратов из цветного ковролина (7 цветов радуги, белый, серый, черный) размером 75х75 мм.
  • «Разноцветные веревочки» - 5 прилипающих к коврографу веревочек разного цвета длиной по 1 м каждая и др.

        

Например: Воспитатель ставит красную точку (липучку). Просит первого ребенка поставить синюю точку через 2 клетки вправо. Второму ребенку предлагается поставить желтую точку через 3 клетки вниз от красной и т.д. Когда дети поставят 4 цветные точки, воспитатель спрашивает их, какая фигура получилась. После правильного ответа детей, воспитатель разноцветной веревочкой «чертит» ромб на коврографе. Таким образом, используя разноцветные веревочки, можно заниматься графическими диктантами на коврографе или создавать различные картины.

Кроме того, в качестве приложений к «Ларчику» могут использоваться многие игры, разработанные в ООО «Развивающие игры Воскобовича».

        Например — дубликатом «Прозрачного квадрата Воскобовича» служит МиниЛарчик. На ковролине серого цвета прикреплены красные, зеленые фигуры различной формы, но идентичной формам игры «прозрачный квадрат». Таким образом, воспитатель может использовать МиниЛарчик как демонстрационный материал.

При составлении примеров главное учитывать, какая фигура берется за единицу измерения (квадрат или треугольник). Примеры в цифровом выражении будут разными.

        С помощью коврографа можно решать и другие задачи. Например, дети редко могут ответить на вопрос: «Какая из этих фигур больше?»

  Но когда они сосчитают треугольники в каждой фигуре, то они придут к выводу, что фигуры одинаковы (по 4 треугольника в каждой фигуре).

Кораблик «Брызг-брызг» Ларчик

Представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках — паруса.

проверяет, есть ли там Корабль — образ числовой оси (1-я мачта, 2-я мачта, 7-я мачта).

Флажок:

  • может быть повернут на нос корабля (налево),
  • может быть повернут на корму (направо).

Это свойство можем использовать на закрепление направления.

        Флажки могут быть расположены:

  • по вертикали (как на фото),
  • по горизонтали (нижний ряд - фиолетовый, верхний флажок - красный),
  • по диагонали (все верхние флажки - фиолетовые, нижний на 7 мачте — красный).

Если флажки перемешать, то задания могут быть такими:

  • Снять 2 флажка — не красных, не зеленых, не синих. (Закрепление: цвет, количество, отрицание).
  • Снять зеленый флажок между желтым и синим (Пространственная характеристика).
  • Развернуть на 7 мачте красный флажок по корме (Направление).

Можно проводить графический диктант. Для этого под один из флажков прячется кружок-фишка на липучке. Взрослый проводит графический диктант, на слове «стоп» ребенок снимает флажок и фишка. Если фишка обнаружилась, задание выполнено верно. Только говорим не «клетка», а «шаг». Например: - От голубого флажка 2 шага вправо и т.д.

        Есть также другие разновидности математических корабликов:

- Кораблик «Плюх-плюх» - 5 мачт. Он не прикрепляется к коврографу, а стоит на столе. Флажки снимаются с мачт.

- Кораблик «Буль-буль» Ларчик - 10 мачт. Можно использовать для счета в пределах 100. Флажки соединены парами, тройками, четверками, белые - десятками. В упаковке 10 десятков. Например 12 это 1 белый (соединенный) десяток и еще 2 флажка.

«Теремок Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.   

«Складушки». Воскобович переработал идею складов Зайцева, создавшего кубики со складами. Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей чтению в складовой системе. Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Так же имеется CD-диск с озвученными складовыми песенками.

        Игры-шнуровки «Ромашка» развивает у детей: сообразительность навыки чтения обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:

  • Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
  • Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
  • Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.
  • Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника  к будущей жизни? Безусловно – это игра.Как учитель-логопед,  я...

Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Мастер-класс для родителей, направленный на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста....

Практикум для родителей. «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома».

laquo;Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»....

Конспект НОД "На день рождения девочки Дольки" по технологии развивающие игры В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

Развивающие игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ре...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:показать участникам мастер-класса разл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. …»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми  младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. &helli...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича».

Задачи:1. Развитие познавательного интереса к окружающему миру, логического мышления, приёмов сравнения, анализа и синтеза,2. Сформировать у детей представления об особенностях жизни диких ж...