Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
консультация по математике (младшая группа)

Крисанова Евгения Евгеньевна

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form_elem_matem_pr.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

« Сенсорное развитие в группе раннего возраста – первая степень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека.     Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.

   В этот период необходимо обучать детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.


  Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра.
  Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме.  Ребенок, играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности  и  достижение результата вызывает чувство радости.

   Вначале детям раннего возраста необходимо научиться различать величины и цвета, подбирая тождественные. Развивать у детей память, внимание, логическое мышление. Для этого следует использовать дидактические игры:

 «Подбери по цвету»

  «Собери бусы»

 «Шары» и др.

   Как правило дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка . Такой же цвет».

   Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

   Формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Это целенаправленное совершенствование , развитие у детей сенсорных процессов ( ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорные ощущения могут быть разными:

  • Зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их колличество и расположение в пространстве.

  • Слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, учится их различать.

  • Осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов.

  • Вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

   На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

   Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этот период происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового.

   Одной из важнейших особенностей детей раннего возраста является развитие ребенка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активный словарь становится шире.

   С развитием речи начинает развиваться мышление ребенка. Для нас это очень важно. Так как обобщенное значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температуру.

   Сенсорное развитие детей было и остается во все времена важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

   Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания»  и зрительного соотнесения. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определенные действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Так же совершенствуется координация движений рук под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.

   Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется.

   Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств  предмета,  как  мягкость-твердость,  форма, вес (легкий-тяжелый), температура (холодный-горячий), особенность поверхности (гладкий-шершавый).

   Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата – что делает движения руки более точными.

   Пальчиковые игры – «Семья», «Замок», «Мы капусту рубим» и так далее… помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального сопереживания. Такие игры имеют развивающее значение, они дают малышу возможность «почувствовать» свои пальцы, ладони, развивают не только мелкую моторику, но и речь.

   Упражнения на нанизывание – «Собери пирамидку», «Собери бусы» и так далее… с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень.

   Игры на выкладывание – (пазлы, кубики) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами, совершенствует движение «рука-глаз», развивают воображение малыша, обогащают словарный запас, совершенствуется зрительное восприятие.

   В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук ( шнуровки, сенсорное панно, тканевых образцов различной фактуры).

   Эти игры развивают:

  • Мелкую моторику рук
  • Пространственное ориентирование
  • Способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа
  • Формируют навыку шнуровки
  • Способствуют развитию речи
  • Развивают творческие способности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Предлагаемый материал представляет методическую разработку по развитию математических представлений у детей раннего возраста....