Конспект занятия по ФЭМП в смешанной дошкольной группе на тему Составляем и решаем арифметические задачи на сложение и вычитание
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Степанцева Ирина Николаевна

Программное содержание

• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

• умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом.

• формировать умение определять отрезок прямых линий и измерять его длину по клеткам.

• Развивать представления о величине предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в смешанной дошкольной группе по ФЭМП на тему: «Составляем и решаем задачи на сложение и вычитание»

Программное содержание

• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

• умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом.

• формировать умение определять отрезок прямых линий и измерять его длину по клеткам.

• Развивать представления о величине предметов.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и знаками «+», «—», «=», 9 флажков, 9 ленточек, 2 набора карточек с цифрами от 1 до 7 разных цветов; картинка с изображением горшка (высота 15 см) и 2 палочек (длина 4,5 см), полоска бумаги в клетку.

Раздаточный материал. Счетные палочки, карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку, цветные карандаши.

Ход занятия:

 Организационный момент.  

- Ребята! Сейчас занятие математики. Прежде чем мы начнем, я хочу поиграть с вами.  Игровое упражнение «Круглый год». Дети встают полукругом. Бросаю мяч ребенку и задаю вопрос:

-Сколько месяцев в году?

-Назови зимние месяцы по порядку?

-Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль?

-Назови соседей зимы?

-Назови осенние месяцы по порядку?

-Какой месяц идет после января?

-Сколько дней в неделе?

-Назови первый день недели?

-Предыдущий день вторника?

-Назови последующий день среды?

-Назови месяц, в который вы пойдете в школу?

- Молодцы!  А вы хотите ходить в школу? У меня сюрприз – я приглашаю вас  в школу. Займите свои места в нашей школе, сейчас прозвенит звонок. Звонит колокольчик.

- Итак, мы с вами сейчас будем решать задачу. Слушайте внимательно, чтобы ответить правильно.

I часть.  Игровое упражнение «Решим задачу».

Воспитатель читает задачу, а вызванные дети выполняют действия в соответствии с ее условием: «У Вани было шесть флажков. Дима подарил ему еще три флажка. Сколько всего флажков стало у Вани?»

Какой вопрос? Что известно в этой задаче? А что неизвестно?  Какое арифметическое действие нужно сделать, чтобы объединить части? (сложение). Кто запишет решение этой задачи у доски?

Вызванный ребенок выкладывает цифры и знаки к задаче. Остальные считают на палочках.

Воспитатель уточняет, на какое арифметичекое действие была задача, и объясняет, что в математике есть знак, который обозначает действие сложения, называется «плюс» (показывает карточку со знаком «+»). Затем читает стихотворение:

Я – плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья
И в том мое предназначенье.
А.Усачев 

Воспитатель говорит: «Знак „плюс“ мы поставим между цифрами шесть и три, потому что к шести мы прибавляем три. Шесть плюс три равно девять».

Воспитатель показывает карточку со знаком «=», ставит его перед цифрой 9 и вместе с детьми читает запись. Дети выкладывают «запись» решения задачи под счетными палочками.

Аналогичная работа проводится при решении задачи на вычитание: «У Светы было девять ленточек, три ленточки она отдала Тане. Сколько ленточек осталось у Светы?»

Воспитатель читает детям стихотворение:

Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь выполняю.
А.Усачев 

Физкультминутка.  

-Пришло время отдохнуть. Дети выполняют движение по тексту упражнения.

Мы считали и устали, (встать)

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, раз, два, три. (похлопать в ладоши)

Ножками потопали, раз, два, три. (потопать ногами)

Сели, встали, встали, сели, (два раза присесть и встать)

И друг друга не задели. (повернуть голову вправо, влево)

Мы немножко отдохнем (руки выставить вперед ладонями вверх)

И опять считать начнем. (руки поставить на пояс)

II часть. Дидактическая игра «Неделька».

Дети делятся на 2 команды, берут карточки с цифрами (от 1 до 7) и по сигналу воспитателя строятся в ряд, образуя неделю от понедельника до воскресенья.

Затем воспитатель уточняет: «Расскажите, как вы построились. (Дети последовательно называют дни недели.) Какой день наступает после четверга? Какой день недели идет потом? (После пятницы.) Какой день недели идет раньше среды? Какой день недели наступает после субботы?»

Игра повторяется 2–3 раза под музыку со сменой карточек и дня, от которого надо образовать неделю.

III часть. Игровое упражнение «Украшаем линии».

На доске образец отрезка прямой линии длиной 5 клеток. Воспитатель уточняет у детей: «Какой длины отрезок? Скольким клеткам он равен? В тетради отсчитайте от предыдущего задания слева вниз четыре клетки и поставьте точку. Проведите от нее отрезок прямой линии, равный трем клеткам, пропустите две клетки и нарисуйте еще один такой же отрезок прямой линии и так до конца строчки.

После выполнения задания воспитатель спрашивает у детей: «Какой длины отрезок прямой линии? Сколько клеток уложилось в длине отрезка? Сколько отрезков уместилось на строчке?»

Воспитатель предлагает детям цветными карандашами нарисовать над отрезками крестики, а под ними – кружочки. Показывает, как выполнить задание: крестик (кружочек) в каждой клеточке.

IV часть. Игровое упражнение «Мальчик с пальчик».

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены горшок (высота 9 см) и 2 палочки (длина каждой 4,5 см). Объясняет, что раньше на Руси высоту измеряли вершками, и измеряет палочку при помощи полоски бумаги в клетку. Вызванный ребенок считает, сколько клеточек уложилось в длине палочки. Воспитатель поясняет, что 1 вершок равен 9 клеткам, а 2 вершка – 18 клеткам; высота горшка равна 2 вершкам.

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми показывает величину его персонажей:

Это мальчик с пальчик,
Жутко вредный мальчик:
(Показывают мизинец.)
Если в дом приходит гость,
Он подложит гостю гвоздь…
То горшок с печи уронит,
То в тарелке с медом тонет.
(Складывают ладошки «лодочкой».)
Бедокурит у меня,
Как и вся его родня —
Семья большая, бедная
И поголовно вредная:
Первый мальчик – с пальчик,
(Показывают мизинец.)
Второй браток – с ноготок,
(Показывают ноготь пальчика.)
Еще молодец – с огурец,
(Большим и указательным пальцами показывают размер огурца.)
Да мужичок – с кулачок,
(Показывают кулак.)
Да еще два дружка – в два вершка,
(Картинка с изображением горшка.)
Но самый вредный из крошек —
Тот вообще с горошек.
(Пальцами показывают кружочек.)

Организация окончания занятия. Оценка работ воспитанников.  

А вам понравилось в нашей школе? Хотели бы еще позаниматься со мной? Что еще бы вы хотели узнать на моих уроках? Вы мне тоже очень понравились! Звенит колокольчик. Можно отдохнуть, это перемена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в смешанной дошкольной группе на тему Измерение жидких веществ

Задачи. Познакомить с правилами измерения объема жидких веществ с помощью условной меры; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; совершенствовать умение увеличивать (уменьшать)...

Конспект занятия по ФЭМП в смешанной дошкольной группе на тему Подготовимся испечь разное печенье

Программное содержание:·        Продолжать измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.·        Про...

Конспект занятия по ФЭМП в смешанной дошкольной группе Составление и решение задач на сложение

Цель: Продолжать формировать у детей умение составлять и решать арифметические задачи на сложение.Задачи:- Совершенствовать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение;- упр...

Конспект занятия по ФЭМП «Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание»

Конспект занятия по ФЭМП «Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание»...

Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Помоги Незнайке»

Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему:«Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Помоги Незнайке»...

Конспект НОД по познавательному развитию/ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»

Цель: закрепить умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.Задачи :Образовательные:- Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;-Закреп...