Главные вкладки

    «Формирование математических представлений (временные понятия) у детей с ОНР»
    статья по математике (старшая группа)

    «Формирование математических представлений (временные понятия) у детей с ОНР»

    Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Закон «Об Образовании» ориентирует педагогов на преемственность дошкольного и начального школьного образования. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей в тоже.

    Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_pechat_fevral_2021g.office_word_6.docx16.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование математических представлений (временные понятия) у детей с ОНР»

    Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Закон «Об Образовании» ориентирует педагогов на преемственность дошкольного и начального школьного образования. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей в тоже.

    Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков.

    Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста:

    • затруднения при освоении сенсорных эталонов;
    • затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
    • затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
    • затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.

    Поэтому формирование математических навыков у детей с ОНР должно быть направленно на исправление и речевой патологи и совершенствование познавательной сферы, т.е. прорабатываются одновременно задачи обучения, коррекции и воспитания. Наши дети с ОНР должны овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и дети массовых детских садов с нормальным речевым развитием. На педагогов коррекционных речевых групп возлагается ответственная задача по совершенствованию у детей с ОНР знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как это требует Программа воспитания и обучения в детском саду.

    Конкретнее о специфике работы педагогов разберем на примере формирования временных понятий у детей старшего дошкольного возраста.

    Образовательные задачи при формировании временных понятий:

    • oпрактически различать и называть времена года, части суток;
    • oиметь представления о годе, месяцах и их последовательности, названиях;
    • oзнать названия и последовательность дней недели;
    • oпонимать значение и уметь правильно употреблять слова-понятия вчера, сегодня, завтра, быстрее, медленнее, сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время;
    • oпределение время по часам, понятие минута, час, развивать чувство длительности отдельных временных интервалов (минута, 10 минут, 1 час)

    Задачи воспитательного характера могут реализовываться педагогом в ходе разбора жизненных ситуаций и развития у детей морально-волевых основ личности (прилежности, точности, организованности, собранности, дисциплинированности).

    Коррекционно-развивающие задачи

    В ходе формирования временных понятий у детей с ОНР предполагается решать следующие коррекционно-развивающие задачи:

    • Развитие познавательных возможностей;
    • Совершенствование сенсорного и интеллектуального развития ребенка-логопата;
    • Совершенствование словесно-логического характера мышления, произвольного внимания и памяти ребенка с ОНР.
    • Совершенствование понимания речи; речевого подражанием
    • Обогащение пассивного и активного словарного запаса;
    • Работа по совершенствованию правильных лексико-грамматических структур;
    • Работа над связной речью;
    • Работа по закреплению правильного звукопроизношения и слог наполнению.

    Именно в ходе формирования временных представлений дети с речевыми проблемами усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их, рассказывают о действиях, свершаемых в определенный временной отрезок.

    Решение всех этих задач предполагает специфичную, отличительную методику обучения для детей с ОНР. Она имеет ряд отличительных особенностей от методов обучения детей массовых детских садов, учитывает как обще дидактические, общепринятые принципы обучения, методы, средства, так и специальные подходы к обучению.

    Принципы коррекционного обучения.

    • Не только развивающий, но и воспитывающий характер обучения. Необходимо определенное направленное формирование личности обучаемого.
    • Научный характер коррекционно-развивающего обучения, т.е освоение детьми некоторого объема общечеловеческой культуры.
    • Активное и деятельное познание
    • Систематичная последовательность и очередность преподавания учебного материала
    • Полезная, прикладная составляющая в процессе коррекционно-развивающего воздействия.
    • Наитеснейшая связь речевого развития и познавательного развития каждого ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

    Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

    Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

    Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...

    Выступление очная консультация: "Повышение качества усвоения элементарных математических представлений и понятий детьми"

    Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. Одними из самых сложных знаний, умен...

    Технологическая карта дня воспитательно-образовательной работы в подготовительной возрастной группе ДОУ (дети от 6 лет до 7 лет) по формированию математических представлений. Тема: Закрепление представлений о порядковом значении числа.

    Данная методическая разработка представляет собой полный комплекс мероприятий на день с детьми подготовительной  группы по ФЭМП; цель: закрепление представлений о порядковом значении числа.Т...

    Теоретические основы формирования математических представлений о времени у старших дошкольников

    В статье показано, что детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, ...

    Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

    Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

    Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

    Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...