Конспект занятия по формированию финансовой грамотности в старшей группе «Наличные и безналичные деньги»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Цель: Познакомить детей с понятием «наличные и безналичные деньги»

Скачать:


Предварительный просмотр:

          МУНИЦЫПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

                                 Конспект занятия по формированию

                            финансовой грамотности в старшей группе

                               «Наличные и безналичные деньги» 

Практико-ориентированный

семинар для педагогов

дошкольных образовательных

учреждений «Занимательные

финансы.  Использование

различных форм работы по

формированию основ

финансово-экономической

грамотности у детей

дошкольного возраста»

Воспитатель:

Карлик Светлана Анатольевна

Г.о. Электрогорск

2021г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с предметным окружением), «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения), «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни), «Художественно – эстетическое развитие» (предметное рисование).

Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная.

Цель: Познакомить детей с понятием «наличные и безналичные деньги»

Задачи:

Образовательные:

1.Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «купюра», «пластиковая карта».

2.Формировать представления о деньгах с точки зрения их внешнего вида, свойств и качеств.

3.Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

4. Учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

Развивающие:

1.Развивать смекалку, память, воображение, связную речь.

2.Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
2.Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность. 

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: дети владеют понятием «наличные и безналичные деньги»

Предварительная работа: Рассказ педагога о том, как появились деньги, о заменителях денег. Просмотр «Уроки тетушки Совы» 10 серия «О банке». Рассматривание банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.

Словарная работа: номинал, банкнота, монета, подделка, монетный двор, достойные люди, наличие, обналичить.

Материалы и оборудование:

-демонстрационный: кошелёк с монетами и банкнотами, мяч, картонные монеты, напечатанные купюры, банкомат (бутафория), пластиковая карта.

- раздаточный: листы бумаги А-4, цветные карандаши.

Организация образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ёё.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

Ответы детей: (Кошелёк)

(Воспитатель демонстрирует кошелёк). 

Воспитатель: Для чего же нужен кошелёк?

Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы хранить в нём деньги.

Ребята, кто видел настоящие деньги? Как деньги называются в нашей стране?

Ответы детей.

Воспитатель: Но мне очень интересно узнать, а зачем людям складывать деньги в кошелёк? Что на них можно купить?

Ответы детей.

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Я бросаю мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: 

- для покупки продуктов питания; 

- для оплаты бытовых услуг; 

- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
- для оплаты проезда на транспорте;
- для покупки подарков;
- для оказания помощи бедным (уточнить, что такая деятельность называется благотворительностью ).
- Если мы едем на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
Беседа о монетах и банкнотах. 

Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в кошельке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

(Рассматриваем сначала монеты). 

Воспитатель: Это что такое?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, монеты.

Из чего они сделаны?

Ответы детей: (из металла)

Воспитатель: Какой формы? 

Ответы детей: (круглые)

Воспитатель: Какой издают звук, если в руке несколько монет?

Ответы детей: (звенят)

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? 

(Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям). 

Воспитатель: Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то есть. Давайте достанем. 

(Воспитатель достаёт банкноты). 

Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? 

Ответы детей: (Банкноты.)

Воспитатель: Правильно, банкноты.

Из чего они сделаны?

Ответы детей: (из бумаги)

Воспитатель: Какой формы? 

Ответы детей: (прямоугольные)

Воспитатель: Какой издают звук?

Ответы детей: (шуршат)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что банкнота – это общее название бумажных денег. Но если мы называем стоимость банкноты, например, сто рублей. В этом случае мы называем бумажные деньги купюрами.

Купюры какого номинала вы знаете? 

Ответы детей.

(Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.)

(Детям предлагается разложить монеты и купюры в последовательности по увеличению и уменьшению достоинства)

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни».

Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто имеет право изготавливать монеты и купюры? Можно ли настоящие деньги изготовить самим?

Ответы детей.

Воспитатель: Монеты и купюры изготавливают специальными организациями. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Купюра – это не просто бумажка, а монета – не просто кусочек металла. В отличии от обычных бумажек, настоящие деньги не рвут, на них даже нельзя рисовать. Наоборот, их очень берегут, потому что именно их выдают как вознаграждение за работу. Для того, чтобы их изготовить нужна особая бумага и специальное оборудование. Настоящими деньгами можно считать деньги, выпущенные монетным двором и имеющие специальную защиту от подделки. Обычно на деньгах изображают портреты самых достойных людей страны, или самые великие города, или самые красивые памятники.

Воспитатель: Ребята, монеты и купюры у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (воспитатель показывает пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.

Ответы детей: (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

Воспитатель: А для чего нужно вставлять пластиковую карту в банкомат?

Ответы детей: (Чтобы обналичить деньги, сделать перевод, оплатить услуги и тд.)

Воспитатель: Правильно, посмотрите, как это происходит.

(Воспитатель демонстрирует детям обналичивание денег в банкомате и предлагает детям повторить операцию)

Воспитатель: Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты?

Ответы детей: (можно забыть пароль) 

Физкультминутка «Покупаем продукты»
Сумку в руки мы берём,
(наклоняются и берут воображаемую сумку)
В магазин с тобой идём.
(шагают на месте)
В магазине же на полках
Не шарфы и не футболки.
(поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой)
Вкусно пахнет здесь всегда,
(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)
В доме – вкусная еда.
(«дом» над головой)
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Я считаю, что наша группа очень красивая. У нас тоже есть свои достижения. Я предлагаю вам придумать и нарисовать деньги для нашей группы, чтобы играть в с-р игру «Магазин»

Вам нужно придумать форму, название и нарисовать наличные или безналичные деньги, которыми можно оплатить покупки. 

(Самостоятельная деятельность детей)

Воспитатель: Что вы придумали: монету, банкноту или пластиковую карту? Какой она формы? Как она называется? Что и почему на ней изображено?

Ответы детей.

Рефлексия.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? 

Ответы детей.

Воспитатель: Какие виды денег вы знаете? 

Ответы детей.

Воспитатель: Чем отличается монета от банкноты? 

Ответы детей.

Воспитатель: Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? Ответы детей: (Наличные деньги). 

Воспитатель: А безналичные деньги где у нас хранятся?

Ответы детей: (на пластиковых картах).

Воспитатель: Вам понравились деньги, которые вы придумали и нарисовали для нашей группы?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо вам ребята, за такие хорошие ответы, за любознательность и смекалку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет"

Конспект по формированию финансовой грамотности. Содержит инновационные технологии: использование ИКТ, игровая деятельность, процесс взаимодействия детей друг с другом....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста.

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста....

Комплексное занятие по формированию финансовой грамотности в старшей группе

Комплексное занятие по формированию финансовой грамотности в старшей группе...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Что такое ресурсы»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Что такое ресурсы»...