Консультация
консультация по математике (младшая группа)

Коваленко Евгения Анатольевна

Исполбзование мыслительных операций в ООД по ФЭМП с использованием игровых ситуаций в младшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Формирование мыслительных операций в ООД по ФЭМП при использовании игровых ситуаций у детей младшего дошкольного

возраста»

План.

Введение.

  1. Особенности развития мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста в процессе ФЭМП.
  2. Использование игровых приемов в НОД по ФЭМП у младших дошкольников.
  3. Инновационные методы и приемы в развитии логического мышления у младших дошкольников в ФЭМП.

Заключение.

Литература.

Введение.

Современное общество, предъявляет требование к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие мыслительных операций позволяет приобрести данные качества.

Мыслительные операции это инструмент познания человеком окружающей действительности. Именно поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Мыслительные операции формируются уже в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мышления.

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственна огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны.

Обучение математике в дошкольном учреждении в наибольшей мере способствует развитию мышления у детей. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются такие процессы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация. Развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сопоставления, обобщения способствует использование занимательных упражнений математического содержания.

Желание достичь результата на основе имеющихся знаний и умений заставляет ребёнка преодолевать трудности, проявлять настойчивость, гибкость мысли, смекалку, сообразительность, творческую активность. Всё это позволяет нам использовать занятия по математике как средство развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Таким образом, в процессе занятий по формированию элементарных математических представлений ребенок усваивает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями.

  1.Особенности развития мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста.

Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

Большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

В  младшем дошкольном возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. На основе наглядно-действенного мышления к 4 - м годам у детей формируется наглядно-образное мышление т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими- либо признаками. Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Абстракция состоит в вычленении каких - либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.

Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании предметами к концу первого года жизни ребенка. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное.

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установления связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш ещё не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать предметы по выделенному признаку.

Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подготавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.

У ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимом для решения задачи орудии. А значит, складываются предпосылки наглядно - образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.

В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции. Формирование интеллектуальных операции в раннем детстве, как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главным образом происходит при овладении орудийными действиями, поскольку они более определенны и постоянны, в отличии от других действий; в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которые направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребенка на эту связь. В процессе формирования предметных действий, в основном орудийных, ребенок выделяет в предметах общие и постоянные признаки, на основе чего складываются обобщения.[19; с.193]

Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малыша и , находя в предметах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребенок переход к обобщениям, к первым общим представлениям.

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи с речью. Такие взаимосвязи приводят к бурному развитию мыслительных операций.

Дошкольник переход к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого.

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки.

Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков или на основе использования назначения предметов.

Таким образом, в процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями.

2.Использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников.

  В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Дети младшего дошкольного возраста лучше всего усваивают материал, имеющий яркую эмоциональную окраску, их память пока еще носит непреднамеренный характер. Поэтому так важно во время занятий использовать различные игровые приемы и дидактические игры. Данные игры необходимо организовать так, чтобы в ней участвовали сразу все дети. Эти игры должны носить активный характер, но педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не отвлекались от основной цели занятия —ознакомления с математическими представлениями. 

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших - в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.,  в старших - приобретают характер поиска, угадывания, соревнования. В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме. Все виды занятий проводятся в форме игры или с содержанием игровой ситуациииспользуя персонаж (игрушку).

Внимание у детей 3 – 4 лет непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Поэтому широко использовали игровые приемы 

Процесс развития элементарных математических представлений у детей  младшего дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях  таких игровых методов и приемов:

  • Игровые образы;
  • Игровые ситуации;

Внимание у детей младшего возраста неустойчивое. Для того, чтобы обеспечить активную работу детей на занятиях, широко применяются игровые приемыИспользуя игровые приемы, следует, чтобы дети не отвлекались от главного в работе математического содержания. Например, для знакомства с количеством «один» или «много», используется такой игровой прием ".

Например.

 Игровая ситуация №1:

В гости из леса приходит лисичка и на машине привозит елочки"

- Сколько елочек? (много)

- Сколько машин? (одна)

Чтобы вызвать у детей интерес к занятию, нужно менять игровые приемы. В гости к детям приходил слоник, приносил волшебный мешочек, в котором лежали круг, квадрат и треугольник. Слоник вместе с ребенком доставал одну из фигур и рассказывал о ней.

Формируя представления о сутках (утро, день, вечер, можно использовать сюрпризный момент «В гости к детям пришел Чебурашка», который помогает детям определять части суток.

Чтобы дать детям представления о понятиях «большой»«поменьше»«маленький», можно использовать игровую ситуацию.

Например.

Игровую ситуацию № 2

«В гостях у трех медведей»Материал к занятию: игрушки трех медведей, по три чашки и ложки разных по величине. Сначала дети рассаживают медведей по размеру от большого до маленького, затем, соответственно размеру медведей, расставляют посуду.

На последующих занятиях усложняются познавательные задачи:

1вариант.

Предлагается детям самостоятельно положить медведей спать, затем рассказать в каком порядке они это сделали.

2 вариант.

Из всех карточек со схематическим изображением стульев, кроватей необходимо было выбрать пары, одинаковые или противоположные по размеру (большая кровать и большой стул; маленькая кровать, но большой стул.)

Интерес детей в этом возрасте проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Подбираются игры и упражнения на выделение качественных свойств предметов

Например: ребенку предлагаем найти среди нескольких игрушек такую же, как в руке у воспитателя«Дай такой же кубик» (флажок, шарик). Затем дается задание выбрать среди двух, трех предметов разного цвета (размера, формы) предмет такого же цвета (размера, формы).

Упражнения на подбор и группировку предметов по заданным признакам: «Положи все кубики красного цвета в эту корзинку. В эту коробку сложи всех маленьких матрешек, а в другую- всех больших. Предметы объединяются в группу по общему признаку«это-куклы»«это-мячи»«это-флажки».

Детей учат видеть признаки, являющиеся общими только для какой-то части предметов группынапример: флажков много, но одни из них желтые, а другие-синие и т. Д.

Определенное место занимают игровые упражнения на составление группы из однородных предметов и дробление группы на отдельные предметыНапример: восп. показывает зайчиков в количестве равном числу детей. Обратив внимание малышей на то, как много игрушек, предлагает взять каждому ребенку по одной игрушке. Дети видят, что в результате таких действий «много» исчезает. – «Ребята у вас у каждого по одному зайчику, а на столе нет ни одного. Затем просит всех поставить на стол по одному зайчику, в результате чего игрушек оказывается «много». При проведении таких упражнении побуждает детей употреблять слова- «много»«один» «нет ни одного»

Детей учат составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Эта задача решается в основном в игровой и практической деятельности. Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов, овладевают терминами «один»«много».

Например.

Игровая ситуация 3.

Дети сидят на стульчиках- пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня- пчелка, Ира-пчелка, Валя-пчелка…Сколько у нас пчелок? «Много пчелок», - отвечают дети. «Сережа будет медведем», - говорит воспитатель и спрашивает: - Сколько медведей?»- «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка-много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь- пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» - «Одна». - «Не поймал медведь пчелок и пошел спать».

Игровая ситуация 4.

Восп. приглашает детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много)Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

Игровая ситуация 5.

На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов. Воспитатель: вы все-летчики. Лена-летчица, Костя-летчик, Ира-летчица. Сколько у нас летчиков? (много).

Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмите самолет. Сколько самолетов взял Женя? (Ира,) Полетели красные самолеты: Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов? (много самолетов).

На посадку заходят красные самолеты. Затем по сигналу совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры постоянно обращаю внимание детей на количество самолетов: «Сколько самолетов у Иры, Кости, Жени? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?.

Игровая ситуация 6.

Восп. раздает каждому ребенку по разноцветному фонарику. При этом 

спрашивает: сколько фонариков у него в руках? сколько у его соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись и пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» - «Много». - «Сколько фонариков в руках у Кати, у Нины, у Веры?»-«Один, еще один».-«Наступило утро. В комнате стало тепло. Погасли синие фонарики (дети присели, погасли желтые фонарики, красные и зеленые. Сколько фонариков у Риты? Сколько у Тани?» Дети отвечают. Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется.

Сравнение групп предметов. Обучение детей приемам наложения и приложения. Здесь можно использовать самый разнообразный материал: зайчикам раздают морковки, белкам – орешки, девочкам мячи и т. д. Важно научить малышей выделять каждый элемент в множествеопределять его границы. Не пересчитывая предметы, надо показать детям, что числовой состав может быть различным.

Играя с детьми, учим их сравнивать не только полоски, предметы, но и звуки, движения. 

Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Восп. дает образец ответа. Если ребенок затрудняется, можно начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем.

Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.

Наглядный материал должен  эстетично и красочно оформлен,  вызывать у детей желание работать. При использовании данного приема необходимо соответствовать некоторым требованиям предъявления материала: все действия педагога должны сопровождаться словесным описанием его действий, пояснения должны носить четкий и краткий характер, педагог должен четко показывать пример действия с дидактическим материалом.

Одним из главных приемов формирования элементарных математических представлений является прием задавания вопросов. Данный метод работы помогает активизировать мышление детей, их речь, память и восприятие. Давая ответы на вопросы воспитателя, дети намного лучше усваивают новый материал и осмысливают новую для себя информацию. Наиболее действенным является задавание детям серии вопросов, переходя от простых вопросов о качественных или количественных характеристиках и свойств предметов, к более сложным вопросам, устанавливающим связи между предметами и действиями с ними, отношениями между данными предметами илигруппами предметов. Обычно воспитатель задает во-

просы после показа дидактического материала (Какой формы данный предмет?, Сколько здесь шаров?, Какого цветы кубики?) или после демонстрации способа действия с предметами. Форма и характер вопросов позволяют педагогу активизировать два типа познавательной деятельности детей: продуктивной, позволяющей ребенку получить новые знания, умения и навыки и репродуктивной, необходимой для повторения и закрепления полученных ребенком знаний. Вопросы, задаваемы ребенку, должны быть точными и конкретными, иметь логическую последовательность. Педагогу должен уметь задавать один и тот же вопрос в разных формулировках. Данный прием позволяет закрепить знания детей. Количество репродуктивных и продуктивных вопросов должно соответствовать возрастным особенностям детей. Вопросы должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку усвоить новый материал, активизировать его мышление, выделять изучаемы признаки предмета, проводить анализ и сравнение предметов. Обычно воспитатель задает вопрос всем детям, а отвечает на него определенный ребенок. В младших группах

допускаются и хоровые ответы. Детям надо дать время на обдумывание ответа, не стоит требовать от них ответ сиюминутно.

В течение всего занятия педагог проводит контроль и оценку действий воспитанников. Педагог тщательно наблюдает за действиями детей, результатами их работы и ответами детей на поставленные воспитателем вопросы. Этот прием педагог сочетает со словесными приемами работы — пояснениями и разъяснениями, а также с наглядными приемами работы — показами. Данный метод работы включает так же исправление ошибок. Исправление ошибок может осуществляться как во время коллективной работы, так и во время индивидуальных занятий. Педагог

исправляет не только неправильные действия детей, нои их речевые ошибки. Воспитатель объясняет причину ошибочного действия и показывает правильное действие, а также привлекает других ребят для показа правильных действий или дачи верного ответа на вопрос. Оценке подлежат не только действия детей, но и их поведение во время занятия.

  1. Инновационные методы и приемы в развитии логического мышления у младших дошкольников в ФЭМП.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников используются инновационные  методы и приемы:

Активные методы: экспериментирование, моделирование, логико-математические игры, проблемные вопросы, проблемно-игровые ситуации, математические сказки и т.д.

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитию речи и творческого воображения.

Моделирование - наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений. Модель облегчает усвоение и запоминание учебного материала, разгружает память детей, поскольку образ является более компактной единицей, чем цепочка знаковых преобразований или вербальных рассуждений. Моделирование в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольника.

Для ребёнка дошкольного возраста оптимальными являются вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). При этом, чем младше ребёнок, тем значимее первый вид моделирования. Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения психологических особенностей детей младшего возраста, так и с точки зрения процесса усвоения понятий.  Использование моделей и моделирования естественно должно сочетаться с другими приёмами обучения, при этом воспитатель, владея разнообразными методами и приёмами, имеет в виду главную задачу их использования и творческого применения.

Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Игры с Палочками Кюизенера. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования).

Игры Никитина. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Игры Воскобовича. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленную на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребёнка-дошкольника("Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Математические корзинки» «Складушки»).

Круги Эйлера – это схемы, которые позволяют изобразить наглядно отношения между подмножествами и пересечение, и объединение множеств. При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и значительно упрощает рассуждение. Модели кругов Эйлера – просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. Построение и использование моделей в большей степени способствует развитию логических способностей у дошкольников. Используя круги Эйлера, дошкольникам можно продемонстрировать все варианты расположения множеств относительно друг друга.

Игры – головоломки. Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Дети старшего дошкольного возраста могут использовать игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигу полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в игре «Танграм», головоломке «Пифагор», прямоугольника – в игре «Пентамино», овала – в игре «Колумбово яйцо», круга – в играх «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления. Цель упражнений – способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей).

Особое значение уделено использованию ИКТ. Дидактические игры и пособия, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, ненавязчиво ввести детей в мир геометрических фигур, важны для развития логического мышления, творческого воображения, умения рассуждать и доказывать, декодировать информацию, так же познавательные игры – онлайн (размещенные на детских порталах).

Технология интеграции-   как средство формирования математических представлений  дошкольников, можно тоже отнести к разряду инновационных . 

  • Интеграция через художественно-эстетическое  развитие  отражается в тесной  связи  математических   упражнений  с музыкально-ритмическими движениями, составлений  задач во время музыкальных распевок,   в проведении математических  развлечений   и викторин,  совместно с музыкальными руководителями. Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия  (пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры,  «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» -  разукрашенные  цифры человечки из соленого теста.  
  • Интеграция через физическое развитие : умственная и физическая нагрузка может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, мы предлагая детям различные упражнения, учитываем не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем внимание  на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции.
  • Развитие математических способностей  неразрывно связано с таким образовательным направлением как речевое развитие.  Чтение художественной литературы,  также содействует формированию у детей основ математической культуры ,способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции.  На своих занятиях мы стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
  • Социально-коммуникативное развитие через  игровую деятельность стоит на первом месте.  В процессе игры уточняются и закрепляются  знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Также игра способствуют развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Заключение. Таким образом, использование игровых ситуаций у младших дошкольников  в непосредственно образовательной деятельности ведёт к развитию мыслительных операций и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Достижению этих целей и задач по математике осуществляю с учётом следующих принципов:

  • принципа сознательности и активности,
  • принципа доступности и индивидуализации;
  • принципа систематичности и последовательности;
  • принципа научности;
  •  принципа развивающего обучения;
  • принципа наглядности.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Литература:

  1. Новосёлов С.А., Воронина Л.В.. Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства». Ж. «Педагогическое образование», №3, 2009г.

Интернет-источники

  1. Интернет-сайт: maam.ru
  2. Интернет-сайт: nsportal.ru
  3. Интернет-сайт: infourok.ru
  4. Интернет-сайт: dohcolonoc.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....