Перспективный план по самообразованию воспитателя
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Балашова Ольга Сергеевна

«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc470 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию воспитателя старше-подготовительной группы

Тема: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний»

                                                         

         

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                В.А.Сухомлинский                                              

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников.

Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
  • Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;
  • Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • Использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного   возраста.

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр, предлагаемые детям для усвоения математических представлений:

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.  В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

 Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В группе создан центр «Познание». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Вся работа в центре математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Ребёнку предлагается игра, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаются в игры малоактивные, пассивные дети.

     Работа по данной теме осуществляется в тесном контакте с родителями:

- они знакомятся с занимательными и развивающими играми;

- проводятся консультации, индивидуальные беседы;

- родители привлекаются к пополнению математического уголка.

Тема «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи:

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.  
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Этапы работы:

  1. Личный план педагога
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями

  1. Личный план педагога

Направления работы

Месяц

Изучение литературы:

Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2001.

А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и дети»

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Т.В. Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников»

М.: Просвещение, 1980.

Создания перспективного плана работы.

Сентябрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

Просмотр вебинаров по теме.

Октябрь

Разработка конспектов занятий с детьми

Ноябрь

Подбор д/и для детей

Доклад для воспитателей на тему: «Подготовка детей по ФЭМП к школе»

Декабрь

Разработать картотеку развивающих игр по ФЭМП по разделам:

  • Ориентировка во времени
  • Ориентировка в пространстве
  • Количество и счет
  • Геометрические формы
  • Величина

Январь

Февраль

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение уголка математики)

Участие в смотре-конкурсе познавательных уголков в ДОУ

Март

Пополнение личной страницы на сайте nsportal

Изготовление Лэпбука по математике

Апрель

Подготовить анализ темы по самообразованию

Май

  1. Работа с детьми

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Сентябрь

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Приключения колобка»)

С.р.и. «Магазин»

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Маша и гуси-лебеди»)

Составление различных фигур из счетных цветных палочек Кюизенера

Октябрь

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Сказка о том, как кошка мама потеряла своих котят»)

Геометрические фигуры в загадках.

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Про пескаренка»)

Рисование на тему «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»

Ноябрь

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Теремок»)

Д/и «Составь множество»; «Помоги числам найти свое место»

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Рыбалка»)

Презентация «Веселый счет»

Декабрь

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Сказка о том, как круг и квадрат отправились в поход»)

Д/и «Поможем Элли вернуться домой» - закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Полезный прямоугольник»)

Компьютерные тесты на внимательность, логику, смекалку

Январь

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Любопытный квадрат»)

Презентация «Веселые фигурки»

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Как лягушки болото искали»)

Февраль

Презентация «Засели цифры в домик»

Чтение «Математические сказки для дошкольников» («Когда это бывает»)

Д/и «Составь число»; «Геометрическое лото»

П/и «День-ночь» - упражнять детей в соотнесении деятельности (человека, животных) с названиями частей суток

Март

Составление из геометрических фигур «Подарок для мамы»

Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

Рисование на тему «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам»

Д/и «Фигуры из цветной мозаики»; «Раньше - позже»

Апрель

Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП»

Д/и «Найди на ощупь»; «Составь узор»

Работа с любыми головоломками типа «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др. – способствовать развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей, мелкой моторики

Д/и «Танграм» - учить составлять силуэты по образцу

Май

Компьютерные игры «Скоро в школу. Развиваем внимание, логическое мышление, память», «Скоро в школу. Учимся считать»

Д/и «Успей вовремя» - развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность.

Работа с геометрическим конструктором.

  1. Работа с родителями

Формы работы

Сроки выполнения

Изготовление памяток для родителей «Развитие логического мышления у детей 6-7 лет»

Сентябрь

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о времени»

Октябрь

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»

Ноябрь

Буклет «Конструируем из счетных палочек»

Декабрь

Изготовление буклета для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Январь

Конкурс среди родителей «Математические игры для наших детей»

Февраль

Оформление выставки для родителей «Математические игры и упражнения для дошкольников»

Март

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр»

Апрель

Памятка для родителей «Нам пора в школу»

Май

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Посещение мероприятий различного уровня по теме

п/п

Дата

Место проведения

Тип и тема мероприятия

Примеч.

Участие в методической работе ДОУ

п/п

Дата

Тип мероприятия

Форма и тема участия

Повышение квалификации по теме (курсы, вебинары и др.)

п/п

Дата

Тип мероприятия

Тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа

Перспективно-тематический план по  самообразованию воспитателя первой квалификационной категории  Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...

Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг. воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Сабировой Гузалии Наиловны МБДОУ №53

Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой  личности и развитие речи дошкольников»....

Конспект на тему:"Перспективный план по самообразованию воспитателя".

Перспективный план по самообразованию воспитателя Ионовой С.Ю. Тема: «Нетрадиционное рисование во второй младшей группе»...

Перспективный план по самообразованию воспитателя средней группы

Тема:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний»...

Перспективный план по самообразованию воспитателя подготовительной группы

Тема:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний»...

Перспективно - тематический план по самообразованию воспитателя.: «Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»

laquo;Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников» Цель: - Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста- форм...