Палочки Кюизенера как средство математического развития дошкольников 5-7 лет
материал по математике (старшая группа)

Савенко Маргарита Анатольевна

В помощь педегогам дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_moy_sayt_.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

Педагог и математик-А. Маркушевич

Формирование у детей дошкольного возраста познавательных способностей, умений и навыков, развитие логического мышления является одной из главных задач подготовки детей к школе. Дошкольников следует научить выполнять действия с числами и считать, т. к. это способствует развитию их познавательной сферы.

В дошкольном образовании большая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является известный во всём мире дидактический материал – набор палочек Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Набор содержит 241 палочку, изготовлены они из пластмассы и представляет собой прямоугольный параллелепипед. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину - от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Все они распределены по семействам, которые включают числа кратные двум, трем или пяти.  Наименьшая палочка в наборе является кубом.

Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки применяются на практике с детьми, начиная с трёхлетнего возраста. Палочки Кюизенера являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.

Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников.

К таким задачам относятся: освоение прямого и обратного счёта, деление целого на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда.

Палочки Кюизенера развивают фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Цветные палочки в процессе игр и упражнений способствуют усвоению таких понятий как: «столько же», «больше - меньше», «больше (меньше) на 1, 2…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.

В работе с палочками Кюизенера существуют два этапа.

  • Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой.

Палочки заменяют конструктор и мозаику. Для начала будет достаточно знакомства с этим материалом: дети их рассмотрят. Это задание само по себе полезно: развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Затем действия можно дополнить комментариями: эта палочка красная, она длинная, а эта палочка белая, она короткая.

  • Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический

Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не теоретически, а практически.

Палочки Кюизенера помогут изучить состав числа. Например:

  • «Возьмите палочку красного цвета. Сколько белых палочек поместиться на красной палочке? Значит, красная палочка означает какое число?»;
  • возьми несколько белых палочек и поставьте их близко друг к другу в ряд;
  • найди в наборе палочку равную определенному числу: педагог называет число — дети находят палочку соответствующего цвета (сначала числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется).

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Обучение в форме игры  интересно и занимательно для дошкольников, поэтому при формировании элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера я использую именно рлоигровую форму. 

Вот несколько игровых упражнений с палочками Кюизенера.

 1.«Едем в гости на поезде»

Задача:

- способствовать овладению счётом;

- воспитывать общение ребенка со сверстниками.

Создаю игровую ситуацию, когда животные едут в гости на поезде. Предлагаю построить железную дорогу. Дети выбирают палочки самые длинные, соединяют их в рельсы, а палочки вполовину короче будут являться шпалами. У поезда есть вагоны (палочки, например, в 6 см), в вагонах есть строго определённое количество мест. Спрашиваю у детей:

- сколько палочек (белых кубов) можно разместить в вагоне? (6 белых палочек)

- кто ещё может ехать в вагоне вместе с двумя белыми палочками? (2 белых и 2 розовых палочек и т.д.).

Сумма палочек должна быть равна длине вагона.

2. «Дополни фигуру»

Задачи:

- развивать воображение, умение анализировать;

- формировать чувство удовлетворения от проделанной работы.

Выкладываю половину  рисунка, разделив картинку осью посередине. Предлагаю дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. Это могут быть различные предметы, например, тарелка, мяч, кувшин и т.д. (Для этого задания можно использовать альбом для игр с палочками кюизенера).

 3. «Магазин»

Задачи: освоение деления целого на части, отношений «больше – меньше – равно»;

формировать у детей основ уважительного отношения к окружающим.

Приглашаю детей пойти в магазин и сообщаю, что надо расплачиваться за покупки деньгами-палочками Кюизенера.

Чтобы детям было легче найти необходимую палочку, нужно разложить белые палочки - “единицы” в ряд и дети по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать нужную палочку, прикладывая её к ряду из “единиц” и считая, сколько “единиц” получилось в палочке. Когда находится необходимая палочка, “покупатель” расплачивается ею и получает свою покупку.

Помимо явной эффективности обучения математике палочки Кюизенера развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку. Систематическое включение дидактического пособия «палочки Кюизенера» в различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, познаваьельно-исследовательская, конструирование) способствует развитию логико-математических представлений, что является показателем интеллектуального развития, формирования культуры и самостоятельности мышления дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»

Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»

Мастер - класс для педагогов  использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....

Статья на тему: "Палочки Кюизенера, как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста."

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольника очень важна. Повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Основные особенности дидакт...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...

Практикум «Возможности использования палочек Кюизенера в логико – математическом развитии дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, част...

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...