Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Мехралиева Наталья Викторовна

Мастер - класс для педагогов  использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическое развитие по праву занимает большое место в  дошкольном образовании.                                                                                                Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.                        Особая роль по ФЭМП на современном этапе отводиться нестандартным дидактическим  средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера. Разработанные бельгийским математиком Джорджем Кюизенером,  они развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу настойчивость в достижении цели у дошкольников.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами.

Цветные палочки  дают возможность понять и решить следующие задачи:              -        познакомить с понятием цвета                                                                                           - познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины                                           - познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда                            - осваивать прямой и обратный счет- познакомить с составом числа                  - помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания                      - научить делить целое на части и измерять объекты                                                         - развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже)          

Давайте познакомимся с цветными счетными палочками.        Итак, исследование первое.                                                                                Предлагаю  вам  взять по одной палочке каждого цвета.  Сколько палочек перед Вами?                                                                                                        Ответ: Получилось десять палочек разного цвета.                                                Второе исследование. Разложим палочки по длине, от самой короткой до самой длинной. Что у вас получилось?                                                     Ответ: У нас получилась «лесенка»                                                                Третье исследование. Я попрошу каждого из вас взять палочки только одного цвета. ( педагоги выбирают палочки по цветам)  Что можно о них сказать?                                                                                                                Ответ: Они одной длины.                                                                                         Как вы это поняли?                                                                                             Ответ: Мы это проверили путем наложения.                                                        Четвертое исследование. Возьмите розовую, красную, фиолетовую, бордовую и оранжевую палочки. Это палочки 2, 4, 6, 8, 10-они образуют «красную семью»;  3,6,9  - «синюю семью». «Семейство желтых" составляют 5 и 10. В "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета.                                                                                                        Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".                                                                                  

А теперь давайте рассмотрим как работать с материалом.

Первый этап:  Работа с детьми 2-4 лет  палочки  используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. Далее предлагается  выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.  Для этого можно использовать альбом «Волшебные дорожки».                                                                                                         Также с 2-х лет: выкладывание геометрических фигур;  сравнение  палочек по длине, высоте, количеству и упражнения «продолжи ряд».                                                                                    Второй  этап: Работа с детьми 4-7  лет здесь используют   упражнения в плоскостном и объемном моделировании.                                                      Детям предлагают выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин.  Можно применять исследовательскую  деятельность при знакомстве с палочками.                                                                                                     Палочки   используют для освоения количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаков арифметических действий, натурального ряда чисел.                                                        Детей обучают составу  числа, лучше показать, это на примере коврика.                                      Берем одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается рядом, состоящим из белых палочек, который носит название «бахрома». Опишите свои коврики.                                                                -   Цветом: « Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».                        -   Числами: « Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один ».                                                                    Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера способствует успешности обучения ребенка в школе по математике.

муниципальное автономное дошкольное  образовательное             учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»

Мастер - класс                                                      «Возможности использования  палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»

                                                                             

                                                                                   Подготовила воспитатель: высшей категории                                                                                            Мехралиева    Наталья Викторовна                                                                          

                                                 Наталья Викторо        

п. Малое Луговое                                                                                                                   2018 год



Предварительный просмотр:

А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса. Я предлагаю Вам отправиться в сказку. А в какую сказку вы узнаете, отгадав загадку:

Среди зимних вьюг, морозов, на окошке у друзей,

Расцвели вдруг пышно розы красотой пленя своей.

Только вот беда случилась, зеркало зимы разбилось.

И совсем не нежная явилась…

          (Королева Снежная)                                                                                                                 Вы правильно отгадали сказку, это сказка «Снежная королева»                                    Но, чтобы картины в нашей сказке ожили, мне понадобится ваша  помощь.

«В большом городе жили девочка, Герда,  и мальчик Кай. Давайте их оживим».                                                                                                    Игровое упражнение «Выкладываем из палочек»                                                 Цель: умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Альбом «На златом крыльце…»                                                                          Педагогам предлагается  схема  с изображением детей. Нужно путем наложения палочек нужного цвета сконструировать девочку и мальчика.

«Жили они в большом красивом доме. Пришла зима. Кай пошел кататься, на санках, и его похитила Снежная королева. Герда очень любима Кая. Она отправилась на  его поиски. А идти ей нужно было по одной из цветной дорожке».

Игровое упражнение «Строим дорожки» Цель: учить различать и группировать палочки по цвету; использовать слова «длинная, короткая» Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр.8

Перед педагогами стоят тарелочки на которых лежат приготовленные палочки Кюизенера (по 5 шт.желтая, красная, голубая, розовая , белая). Давайте  построим дорожки: желтую, красную, белую и т.д.

-какого цвета самая длинная дорожка?

-какого цвета самая короткая дорожка?

-какая дорожка короче желтой дорожки?

«Выбрала Герда самую короткую дорожку и пошла, искать Кая. Пришла она к Садовнице. У Садовницы был красивый сад, где росли разные цветы» Игровое упражнение «Выложи из палочек» Цель: умение выкладывать, воспроизводить предметы по контуру.                                                                  Давайте с Вами выложим цветы по контуру. Педагоги выкладывают цветы по образцу. Какого цвета самый большой (маленький) цветок?

«Герда погостила у Садовницы и пошла дальше. По дороге она увидела сказочный дворец».                                                                                 Игровое упражнение «Замок» Цель: связь между числом и цветом палочки. Педагоги выкладывают сказочный дворец по схеме.                                                                       «Во дворце жили Принц с Принцессой. Они были очень добры: накормили  и  уложили спать Герду. На следующий день они подарили ее карету и лошадь, и Герда отправилась дальше»                                                                                

А теперь мы с вами немного отдохнем.                                                          Игра «Зима» - развитие общих движений.                                                Наконец пришла зима, (Руки в стороны.)                                                                Стали белыми дома, (Руки в виде крыши над головой.)                                                Снег на улице идет, (Движения руками сверху вниз.)                                        Дворник улицу метет, (Изобразить.)                                                                        Мы катаемся на санках, (Присесть, руки вперед.)                                                Пишем на катке круги, (Руки за спину, повороты кругом.)                                        Ловко бегаем на лыжах (Изобразить.)                                                                И играем все в снежки. (Изобразить.)

«Добралась Герда до леса. В лесу росли разные деревья. Давайте оживим лес»                                                                                                                                 Игровое упражнение « Выложи из палочек» Цель: умение выкладывать, воспроизводить предмет по контуру. Развитие  аналитических способностей. Альбом «На златом крыльце …» стр.37,35.

«В лесу жили разбойники, они напали на Герду и взяли ее в плен. У главной разбойницы была дочь, она была очень злой девочкой. Она держала у себя в пещере разных животных. А каких вы узнаете, если выложите их по схеме»                                                                                                                         Игровое упражнение «Расколдуй животное» Цель: Связь между числом и цветом палочки. Освоение операции «Декодирование»                                 Альбом «На златом крыльце …» стр. 2,36-37: Альбом «Волшебные дорожки» стр. 10, 12

«Стало жалко маленькой разбойнице Герду, она подарила ее оленя, а остальных животных отпустила в лес. Герда продолжает свой путь к Снежной Королеве. Долго она добиралась  и вот добралась она до низенького дома, в котором жила старая финка. Она рассказала ей свою историю. Старая финка сказала: «Я тебе помогу, если ты поможешь мне  разложить мою рыбу»         Игровое упражнение «Составь число»  Цель: знакомство с составом числа из единиц и двух меньших чисел. ( Е.Н.Панов «Дидактические игры- занятия»        стр.16, игра №11.                                                                                                                        Педагогам предлагают найти палочку бордового цвета (это число 8), и разложить ее на единицы и несколько меньших.                                                              Из каких палочек можно составить число 8? Сколько единиц в числе 8?                                               «И вот наконец-то Герда добралась до замка Снежной Королевы. Она увидела Кая и очень обрадовалась, но Кай был очень занят, он собирал из осколков разбитое зеркало. Давайте поможем Каю и Герде собрать зеркало»                                                                                                                                          Игровое упражнение « Заверши картинку» Цель: умения работать по схеме и переносить на схему собственные проекты, умения ориентироваться на плоскости.  Познакомиться с симметрией, системой координат, цифрами, научиться самостоятельно, добиваться результата.                                                                                «Мы помогли Герде  и  Каю. И они вернулись домой»                                                   Вот и закончилось наше сказочное путешествие.

Прошу оценить работу мастер-класса:

Выберите и положите в вазу: палочку красного цвета ,те кому понравился мастер- класс, а черную палочку, те которым не понравился мастер- класс.



Предварительный просмотр:

Игра «Цветные числа»

Дидактические задачи:
- Закреплять знания о цифрах в пределах 10.
- Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой.
Материал:
- наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант),
- карточки с цифрами от 1 до 10 на каждого ребенка,
- ковролин.
Организация деятельности: 
- Воспитатель демонстрирует игру на ковролине, дети играют за столами (возможно к ковролину пригласить ребенка с высоким уровнем развития).
- Дети выкладывают любое количество белых палочек в ряд, затем это количество заменяют одной палочкой и подбирают соответствующую цифру.

«Палочки можно вычитать»

Дидактические задачи:
- учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»);
- развивать количественные представления детей;

Материал:
- набор палочек (полосок) Кюизенера,
- набор карточек с цифрами и знаками,
- изображение мальчика (он стоит к детям спиной).
Организация деятельности: 
- Педагог просит детей дать мальчику в правую руку голубую палочку (полоску), а в левую - желтую и задает детям вопросы: Какие числа в руках у мальчика? Какое число больше (меньше)?» (У мальчика числа 5 иp. 5>3; З5.)
- Педагог спрашивает у детей, что получится, если из большего числа вычесть меньшее.
Дети приходят к выводу о том, что если из большего числа вычитают, то получается меньшее число

Картотека  игр с палочками Кюизенера.  

«Помоги зайчикам добраться до домика!»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.                                                              Материалы: три домика, палочки Кюизенера, три зайчика.
Содержание: Зайчики идут к домикам по трем дорожкам. Второй зайчик идет по дорожке, которая шире первой, а третья дорожка шире второй. Сложи дорожки из палочек и помоги каждому зайчику дойти до домика. Какая дорожка самая широкая? Какая дорожка шире (уже) первая или третья?                                  Примечание: можно предложить детям сложить домики из геометрических фигур; из палочек Кюизенера. 

«Чей домик»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизнера.
Содержание: Построй из палочек домики для каждой матрешки. Домик синей матрешки выше, чем домик красной, а домик желтой матрешки выше домика синей матрешки. Что можно сказать о домиках красной и желтой матрешек, какой выше, какой ниже?

«Назови число – подбери палочку»

Дидактические задачи:
- Учить детей соотносить число с цветом палочки;
- Закреплять название цветов и чисел;
- Развивать внимание, память, логическое мышление.

Материал:
- наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант).

Организация деятельности:
 Вариант 1. Ведущий называет число и предлагает детям найти соответствующую палочку.
- Вариант 2. Педагог показывает детям палочку, а они в свою очередь называют число.
- Начиная игру — числа называются по порядку. В дальнейшем — в разбивку.

«Паровозик»
Дидактические задачи: 
- Упражнять детей в счете в пределах 10.
- Учить детей соотносить число с цветом палочки;
- Закреплять название цветов и чисел;
- Развивать внимание, память, логическое мышление.


Материал:
- наборы палочек Кюизенера;
- Силуэт паровоза (для каждого ребёнка);
- два кубика: с числовым обозначением и цветовыми пятнами (можно использовать два кубика каждой группы — так как палочек 10, а граней 6).


Организация деятельности:
- Педагог или ребёнок кидает кубик с числами — выпавшее число будет обозначать число вагонов паровоза.
- Кидается цветной кубик — выпавший цвет — цвет вагонов.
- дети строят паровозы из цветных вагонов заданного количества и цвета.

http://bondina-n-a.ru/?page_id=1025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.

             Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать...

«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

Практикум «Возможности использования палочек Кюизенера в логико – математическом развитии дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, част...

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...


 

Комментарии

Шумская Марина Владимировна

Спасибо! Позаимствую ваш опыт!