Игры по математике
картотека по математике (младшая группа)

Низамова Дания Ахметовна

игры по математике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_matematike.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по математике

2 младшая группа

«Воробушки и автомобиль»

(Столько – сколько)

)

Дети-«воробушки» сидят в своих «гнездышках» — обручах, лежащих на полу в 2 ряда на небольшом расстоянии друг от друга. В противоположном углу комнаты с рулем в руках стоит ребенок — он водитель автомобиля.

Воспитатель. Вы «воробушки». У каждого «воробушка» свое гнездышко. Сколько гнездышек, столько «воробушков».

«Воробушки» вылетели из гнездышек, размахивая крылышками, летают.

Воспитатель. Из гаража выезжает машина. «Воробушки» улетают в гнездышки.

Автомобиль возвращается в гараж.

Воспитатель. Всем ли «воробушкам» хватило гнездышек? Чего больше? Чего меньше? Может быть, поровну?

Дети отвечают на вопросы, и игра повторяется.

«Найди свой домик»

(Геометрические фигуры)

Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго — круг.

Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, у других — круг.

Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, — к обручу с квадратом.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их.

При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.

«Разложи в коробки»

                           (геометрические фигуры)

 Воспитатель объясняет задание ребятам. Надо разложить фигуры по коробкам. Дети сначала должны рассмотреть их (на одной коробке нарисован круг, на другой — квадрат) и определить, в какую коробку что нужно положить. Затем, по сигналу, раскладывают фигуры: круги — в коробочку с кругом, квадраты — с квадратом. Воспитатель уточняет, сколько фигур у детей и сколько фигур в коробке; все вместе определяют их цвет.

«Найди такую же фигуру»

                    (геометрические фигуры)

Перед детьми на столе геометрические фигуры — круг, квадрат и треугольник.

Воспитатель показывает желтый большой круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем педагог просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнять, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.

Игра повторяется 2—3 раза.

«Догадайся, что я вижу»

                         (геометрические фигуры)

Педагог выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу:

— Отгадайте, что я вижу: оно — круглое.

Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом.

Игра повторяется 2—3 раза.

 «Найди такую же фигуру»

                       (геометрические фигуры)

Перед детьми на столе геометрические фигуры — круг, квадрат и треугольник.

Воспитатель показывает желтый большой круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем педагог просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнять, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.

Игра повторяется 2—3 раза.

                           «Отгадай»

(геометрические фигуры)

Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.

Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.

Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.

Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на тарелку, на мяч...

Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор...

В игре принимают участие все.

Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрацию. Так, красный круг — помидор, желтый круг — мяч.

«Поезд»

(Столько – сколько)

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:

— Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь.

 Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай И морковку ему дай!

(Зайка)                     ;,

После ее отгадывания игра продолжается. Следите за речью детей. Если ребенок не знает, как ответить на вопрос, постарайтесь ему помочь.

«Зоопарк»

(столько – сколько)

Воспитатель рассказывает детям, что в зоопарк приехали новые животные. Спрашивает о том, каких зверей привезли. Далее вместе с ребятами приходит к выводу, что животные не могут находиться все вместе. Поэтому нужно их распределить по разным домам, которые можно заранее построить из деталей набора «Строитель».

Каждый ребенок должен взять по машине и перевезти кого-нибудь из животных в отдельный домик.

В процессе перевозки ребята рассказывают о том, сколько машин, какие животные, сколько их в машине. После того как звери разместятся в домиках, еще раз надо уточнить, какие животные приехали, их количество.

Предложите детям рассмотреть иллюстрацию зоопарка.

«Чудесный мешочек»

(геометрические фигуры)

Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.

Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно.

После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их.

Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.

Во время игры спросите у ребят: знают ли они, что значит «больше»? Объясните это наложением меньшей фигуры на большую.

«Отгадай»

(геометрические фигуры)

Дети встают в круг. Воспитатель говорит, что сейчас они будут придумывать, на что похож тот или иной предмет, который им покажут. Он показывает детям квадрат и кладет его в центр. Затем предлагает подумать, на что он похож. Отвечать будет тот, кому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож квадрат. Например, на коробку, платок, пластинку жевательной резинки... Ответы детей не должны повторяться.

Для того чтобы ребятам был более понятен смысл проводимой игры «Отгадай», покажите им знакомые предметы такой формы, например платок, коробку и т.д.

«Игра с палочками»

(Столько…сколько)

Воспитатель предлагает ребятам поиграть с палочками. По сигналу они правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем, также по одной палочке, убирают обратно. При этом коробка должна стоять перпендикулярно ребенку Одной рукой он должен держать ее, а другой откладывать палочки. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание.

Во время игры педагог уточняет, какой рукой работал ребенок, сколько палочек на столе и сколько палочек в его руке. Это же упражнение можно сделать и левой рукой.

«Бабочки и цветы»

(столько… сколько)

На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей в группе.

Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки».

— Сколько бабочек?

— Много.

Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками-«крылыш-ками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» — каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.

Педагог уточняет: на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка.

—  Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек?

—  Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели.

Игра повторяется 2—3 раза. Во время игры надо положить еще 1—2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.

«Кот и мыши»

 (сколько…столько, поровну)

На небольшом расстоянии друг от друга на полу разложены в два ряда обручи — один напротив другого. Обручей столько, сколько детей — это «норки мышей».

Воспитатель объясняет, что все ребята — «мышки», а кто-то из них (называет) — «кот». «Кот» сидит в другой части комнаты. Все «мышки» живут в «норках».

—  Сколько мышек?

—  Много мышек.

—  Сколько норок?

—  Много норок.

— У каждой мышки — своя норка. Чего больше (чего меньше) — мышек или норок?

—  Поровну: сколько мышек, столько норок.

Далее «мышки» бегают по комнате, ищут корочки, зернышки. И вдруг проснулся «кот», замурлыкал, замяукал. Испугались «мышки» и попрятались в норки.

«Кот» подходит к каждой норке, заглядывает в них, проверяя, затем садится на место.

Воспитатель говорит о том, что в каждой норке — мышка.

—  Чего больше (чего меньше): норок или мышек?

—  Поровну: сколько норок, столько мышек. Игра повторяется 2—3 раза.

Во время игры обращайте внимание на речь детей, следите за тем, чтобы ответы не повторялись и все ребята отвечали на поставленные вопросы.

«Птички»

(столько… сколько, поровну)

Дети сидят в обручах, лежащих на полу в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга.

Воспитатель говорит о том, что они — «птички». У каждой «птички» свое «гнездышко». Сколько «гнездышек», столько и «птичек».

Вылетели «птички из гнездышек», летают, радуются солнышку, песни поют.

Внезапно налетел ветер, погода испортилась, начался дождь «Птички» спрятались в «гнездышках». Воспитатель повторяет, что в этом «гнездышке — птичка», и в этом «гнездышке— птичка», и в этом.

Дети рассматривают противоположный ряд, сравнивают количество 2гнездышек» и «птичек», рассуждают, чего больше, чего меньше, поровну. игра повт. 2-3 раза.

«Куда спряталась мышка»

(ориентировка в пространстве)

Воспитатель начинает игру с загадки:

Под полом таится, Кошки боится. Кто это?

(Мышка)

«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф... Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на.

Игра повторяется 2—3 раза.

«Зеркало»

(ориентировка в пространстве)

Дети встают свободно перед воспитателем, который предлагает им стать его зеркалом и повторять все движения. Когда он поднимает одну руку, дети делают то же самое; если он топает двумя ногами — дети также, он взмахивает сначала кистью одной, а потом обеих рук — дети повторяют.

Сначала лучше давать несложные движения. Затем, когда ребята научатся с легкостью копировать, их можно усложнить.

«Автомобили»

(Ориентировка предметов по длине)

На столе лежат длинные и короткие полоски одной ширины.

Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота — гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» — каждый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать.

Если занятие займет много времени, игру «Автомобили» можно провести на свежем воздухе.

Игра повторяется 2 раза.

В процессе игры «Автомобили» покажите ребятам иллюстрацию. Задайте им вопросы, помогающие смысловому осознанию происходящего.

«Разноцветные шарики»

(Сравнение предметов по длине)

Игра проводится с небольшими группами детей.

Воспитатель кладет на стол 3 зеленых шарика в ряд. Предлагает детям положить столько же красных.

Применяя прием приложения, раскладывая шарики парами (зеленый — красный), дети убеждаются, что зеленых шариков столько же, сколько и красных.

Затем воспитатель изменяет расположение зеленого ряда, увеличивая или уменьшая расстояния между шариками. После каждого изменения педагог спрашивает: зеленых шариков столько же, сколько и красных, или больше (меньше)?

Те дети, которые умеют считать, могут применять счет и пересчитать красные и зеленые шарики.

«В каком ряду больше детей»

(Сравнение предметов по длине)

Дети встают в два ряда друг напротив друга. Один ребенок остается без пары, он — водящий и отвечает на вопросы воспитателя.

Воспитатель спрашивает: «В первом ряду стоит столько же детей, сколько и во втором?»

Ответ ребенка проверяется следующим образом: каждый ребенок первого ряда берет за руку ребенка из второго ряда.

Затем дети из второго ряда образуют круг.

Педагог спрашивает: «А сейчас в первом ряду столько же детей, сколько и во втором?»

Проверяя ответ, дети снова встают в ряд и протягивают друг другу руки.

Воспитатель предлагает показать руками длину обоих рядов детей.

«Куда пойдешь, то и найдешь»

(Сравнение предметов по длине)

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям:

«Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь — машинку найдешь, налево пойдешь — зайчика найдешь. Куда пойдешь?»

Ребенок показывает и называет направление. Идет в этом направлении и берет игрушку.

Игра повторяется несколько раз с различными детьми.

«Угадай, что загадали»

(Сравнение предметов по длине)

Первый вариант. Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка.

Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого педагог предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)».

Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении.

При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими.

Второй вариант. Расположить игрушки вокруг воспитателя. Загадывать игрушку будет ребенок.

Если дети не испытывают трудностей, следует попробовать внести дополнительные понятия: слева, справа.                     jk

«Мы шагаем»

(Длинный – короткий)

Дети ходят по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги Г а при команде «Длинный!» — очень длинные шаги.

После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный — короткий».

В игру могут вноситься дополнения. Например, дети, которые физически более развиты, делают длинные (или короткие) шаги на цыпочках.

«Что длиннее?»

(Длинный – короткий)

Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, он катит мяч кому-нибудь из детей и говорит:

—  Сапоги длинные, а ботинки... Ребенок, у которого мяч, отвечает:

—  Короткие.

Катит мяч воспитателю.

—  У футболки рукава короткие, а у рубашки... (длинные).

—  Гольфы длинные, а носки... (короткие).

—  Шорты короткие, а брюки... (длинные).

—  Платье длинное, а юбка... (короткая).

—  Пальто длинное, а куртка... (короткая).

«Ручеек»

(Сравнение по ширине)

На полу – две длинные параллельные веревки .Расстояние между веревками – 40.

Воспитатетель предлагает детям представить, что это ручеек

 Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.

Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки».

Воспитатель рисуетгих мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.

«А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост».

Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте.

Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.

«Отгадай»

(длинный, короткий)

Игра проводится с теми детьми, которые испытывают затруднения в определении длины.

Ребенок ощупывает под платком две палочки разной длины. После того как он определил, какая длинная, а какая короткая, кладет на стол сначала длинную палочку, а затем — напротив — короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая».

Игра проводится 3 раза. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы (например, длинный и короткий брусок из строительного материала, карандаши и т.д.).

Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких предметов, убеждаются, что у всех предметов различная длина.

«Пройди по мостику»

(широкий – узкий)

Для игры необходимо; широкая, узкая доски, приподнятые над полом на 5 – 10 см.

Первый вариант. Воспитатель предлагает мальчикам пройти по узкому мосточку, а девочкам — по широкому.

Второй вариант. Девочки идут по узкому мосточку, а мальчики — по широкому.

Третий вариант. Воспитатель предлагает детям пройти по мосточку по их выбору, но каждый ребенок должен сказать: «Пройду по узкому (или широкому) мосточку».

Воспитатель проверяет правильность выполнения действий.

После игры он должен похвалить детей и сказать, что они были храбрыми и ловкими путешественниками.

«Зеркало»

(сравнение по ширине)

.

Дети образуют круг. Воспитатель предлагает им повторять движения за ним. Раздвигая руки в стороны, говорит: «шире—шире—шире—широко».

И вместе с детьми широко разводит руки в стороны. Потом начинают сравнивать: у кого шире, у кого уже. При этом говорят: «уже—уже—уже—узко».

Игра повторяется 2 раза.

«Едем в гости»

(Сравнение по ширине)

Игра видоизменена по сравнению с занятиями 3 и 10.

К воротам прикреплены полоски бумаги разной ширины. Такие же полоски в руках у детей — это «номер» машины. Воспитатель объясняет, что все ребята стали машинами. У каждой из них свой «номер». Они будут ездить по городу до тех пор, пока ведущий не скажет: «Машины, в гараж!» Каждая «машина» должна найти гараж со своим «номером» и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» машины к «номеру» на воротах (покажите). Если номера совпадут по ширине, то можно «въезжать».

Дети сравнивают полоски-«номера».

— Какие они по ширине? Одинаковые, разные.

Игра повторяется 2 раза.

«Два бассейна»

(Широкий – узкий)

На полу из строительного материала (или при помощи шнуров) построены два бассейна: широкий и узкий, с выходами с одной стороны. Рядом с бассейнами — касса. Дети по очереди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты — узкие, другие — широкие. По сигналу воспитателя они заходят с узкими билетами — в узкий бассейн, с широкими — в широкий.

Ребята имитируют движения пловцов. Затем по сигналу они выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

Воспитатель должен обращать внимание на то, чтобы дети входили в бассейн только по билетам и по сигналу. «Плавая», ребята не должны наталкиваться друг на друга, надо стараться быть вежливыми, уступать место своим друзьям.

«Скорый поезд»

(Столько – сколько)

Из стульев, поставленных в два ряда, составлены два поезда. Играющих может быть столько же, сколько стульчиков-вагонов, или меньше. Ребята ходят по перрону, готовятся к отъезду.

Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места.

Воспитатель вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивает, кого или чего больше (меньше): пассажиров или мест. Равно или не равно тех и других?

Входит кондуктор. Раздает билеты. Если билеты еще остались — чего больше?

Дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции. На остановке пассажиры выходят. Игра начинается вновь.

«Рыбак и рыбки»

(Сравнение 2х групп предметов)

Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья — это «камешки» на дне реки, за которыми будут прятаться «рыбки». Один ребенок — «рыбак». Он приходит на берег с удочкой. «Рыбки» свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» — «рыбки» уплывают и прячутся за «камешки».

Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка... Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?»

После ответов детей игра повторяется.

«Кто найдет цветок для мотылька»

(Сравнение 2х групп предметов)

 Воспитатель раскладывает по комнате бумажные цветы. Их количество должно соответствовать количеству играющих детей. Потом раздает детям по одному мотыльку. Уточняет, сколько мотыльков у каждого ребенка. Дети должны поблизости найти цветок и посадить на него своего мотылька. Воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание. Уточняет, чего больше (меньше): цветов или мотыльков.

Игру провести 2 раза.

«Зайчики и волк»

(Сравнение 2х групп предметов)

Для игры понадобятся обручи. Их количество должно соответствовать количеству детей.

Дети стоят в своих обручах, лежащих на полу в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга. Воспитатель говорит ребятам о том, что они — «зайчики». У каждого своя «норка», свой домик. «Норок» столько, сколько «зайчиков». Выскочили «зайчики» из «норок» на травку поиграть. Раздается сигнал: «Волк идет!»

«Зайчики» пугаются и бегут прятаться в свои «норки». «Волк» возвращается в лес. Воспитатель спрашивает:

— Сколько зайчиков? Сколько норок? Чего больше (меньше)?

Дети отвечают, и игра повторяется.

Игру «Зайчики и волк» можно провести на свежем воздухе. «Норками» будут круги, нарисованные на снегу.

«Скажи наоборот»

(Сравнение 2х групп предметов)

Дети образуют круг. Воспитатель бросает какому-нибудь ребенку мяч и говорит, например: «Палка длинная, щ карандаш?..»

Ребенок бросает мяч обратно и говорит слово противоположного значения: «Короткий».

Далее игра продолжается с другими словами: шарф — узкий, а платок... Юбка — короткая, а платье... У мальчика волосы короткие, а у девочки... Дверь узкая, а окно...

Если дети не умеют ловить мяч, не надо его бросать. Играть можно и перекатывая его по полу.

Сидя за столом

(Сравнение 2х групп предметов)

Эту работу лучше проводить с небольшой группой детей.

Перед детьми на столе большие и маленькие кружки, на листе бумаги нарисована нитка с одной бусинкой.

Воспитатель загадывает детям загадку про бусы: «Сестрички на одной нитке живут, А нитка разорвется — сестрички разбегутся». Что это? (Бусы.)

Если дети затрудняются с ответом, покажите им бусы. Предложите сделать бусы.

— У вас есть одна бусинка, теперь положите маленькую бусинку, теперь большую, опять маленькую, и так до тех пор, пока не положите все бусинки.

После этого можно наклеить их.

«Что выше?»

(Сравнение предметов по высоте)

На прогулке воспитатель говорит:

-Скамейка низкая, а что выше?

-Что выше куста?

—  Что выше дерева? (Дом.) И т.д. В помещении можно спросить:

— Детский стул низкий, что выше? (Большой стул.)

— Что выше большого стула? (Стол.)

—  Что выше стола? (Шкаф.) И т.д.

«Строитель»

(Сравнение предметов по высоте)

На столе — мелкий строительный набор. Дети сидят за столами: один напротив другого. Воспитатель предлагает им построить домик. После того как ребята выполнят задание, он должен спросить, у кого дом получился выше.

—  Как это определить? Что надо сделать?

—  Придвинуть один домик к другому.

—  Чей домик выше? Ниже? Одинаковые по высоте? Работать со строителем дети могут не только сидя за столами, но и стоя один против другого.

«Вверх по ступенькам»

(Сравнение предметов по высоте)

На полу три куба разной высоты стоят близко друг к другу: низкий, выше, самый высокий.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подняться вверх по «ступенькам». Когда ребенок будет подниматься, все остальные хором должны сопровождать его движения: «Выше—выше—выше».

Поднявшись на последнюю ступеньку, он должен хлопнуть в ладошки. Теперь ему надо спуститься вниз. Дети снова хором сопровождают его движения: «Ниже—ниже-ниже». Спустившись, ребенок опять хлопает в ладоши.

Воспитатель спрашивает:

—  Где ты был?

—  Наверху.

«Игра с кругами»

(Сравнение предметов по величине)

Воспитатель, показывая детям круги, уточняет, какие они по величине. После этого раздает их детям. Получая круг, ребенок должен сказать, большой он или маленький. Затем педагог предлагает детям, которые получили большие круги, построиться слева, а остальным — справа. Теперь они должны выполнить следующее задание: взять в левую руку большие круги, а в правую — маленькие. Поднять круги вверх. Опустить руки вниз. Положить большие круги в большую коробку, а маленькие — в маленькую коробку. Уточнить, сколько каких кругов в коробках.

«Телефон»

(Сравнение предметов по величине)

На большом стуле сидит мишка, на маленьком — кукла. Воспитатель вызывает двух детей и встает с ними в один ряд. Одному из них тихо говорит: «На большом стуле — мишка».

Ребенок передает это соседу. Тот подходит и берет мишку

«Узнай форму предмета»

(Сравнение предметов по величине)

Дети сидят за общим столом.

У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой.

Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе.

И так до тех пор, пока не будут закрыты фигурц'в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель. {>.

«Пузырь»

(Сравнение предметов по величине)

Дети с воспитателем образуют круг. Все вместе говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся».

Затем начинают отходить назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопни, пузырь!»

По сигналу дети отпускают руки и, приседая на корточки, говорят: «Хлоп».

После чего ребята снова берутся за руки и двигаются к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш». Пузырь сдувается.

Попробуйте вместе с детьми прокомментировать происходящее: «Пузырь сначала раздулся, увеличился, а затем лопнул, уменьшился».

Игра повторяется 2—3 раза.

«Игра с пирамидкой»

(Сравнение предметов по величине)

Кольца пирамидки воспитатель рассыпает на столе, вокруг которого сидят 2—3 ребенка.

Первый вариант. Воспитатель показывает самое большое кольцо и говорит: «Это самое большое кольцо».

Ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом, приговаривая: «Это колечко поменьше» и т.д.

Последний ребенок кладет самое маленькое кольцо. Он и собирает пирамидку, нанизывая одно кольцо за другим.

Второй вариант. Один из детей, тот, кто хочет начать игру, выбирает самое большое кольцо и говорит, что оно самое большое. А дальше игра продолжается, как в первом варианте.

Третий вариант. Воспитатель предлагает детям разложить кольца от самого маленького до самого большого, и наоборот: от самого большого до самого маленького.

«Оденем кукол красиво»

(Сравнение предметов по величине)

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель предлагает им взять куклу на прогулку: «Какую куклу мы возьмем?» Выслушивает ответы детей.

— Чтобы она не замерзла, ее надо одеть. Кто принесет ее одежду?

Взрослый заранее подбирает платье или пальто меньшего размера. Ребенку, которому поручено надеть кукле платье, не может это сделать. Почему? Оказывается, что платье узкое. Тогда приносят другое платье.

Таким образом, дети убеждаются, что одежду надо сначала примерить, а потом, если она подойдет, надеть ее.

Когда кукла будет одета, остается подобрать ей шарф. Прикладывая один шарф к другому, дети наглядно убеждаются, что один шарф длиннее, а другой — короче, и выбирают тот, который по длине подходит этой кукле.

После того как кукла будет одета, дети берут ее на прогулку.

Можно повеселиться, одев ребенка во взрослый свитер или пытаясь натянуть детскую одежду на взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по математике в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в страну Математики».

Продолжать учить детей составлять арифметические  задачи на сложение и вычитание. Упражнять в счете в пределах 10. Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел. Закрепить умение срав...

Квест-игра по математике в подготовительной группе по теме: “В поисках тайны Королевы Математики»

Цель: Обобщение знаний и закрепление умений по пройденному материалу. 1. Образовательные задачи:- учить составлять и решать простые арифметические задачи, выделять в задаче условие, вопрос, решен...

Конспект итогового занятия (квест-игры) по математике в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Путешествие в город Математики»

Pакрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года  посредством квест –игры...

Конспект по элементарной математике (ФЭМП) подготовительной к школе группе Тема: «Развивающей игры по математике в подготовительной группе с палочками Кюизенера»

Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера.Задачи:• Закрепить основные цвета, формы и величину предметов (состоящих из палочек Кюизенера...

Конспект НОД по математике (квест-игра «Мистем Математик приглашает в гости»)

Данный материал будет полезен педагогам подготовительных групп в проведении итогового занятия по математике в конце учебного года, а также его могут использовать родители для занятий с детьми....