программа кружка "математическая игралочка"
методическая разработка по математике (средняя группа)

Тимашева Рита Рамильевна

1. «Математическая игралочка»

2.  Прогрмама «Математическая Игралочка" ориентирована на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. В основу положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход, представленная в непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»).

3. Программа « Математическая игралочка» Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова предназначена для работы с детьми с 4 - 5 лет. Она направлена на развитие математических представлений детей и  является начальным звеном обучения математике. Программа рассчитана на 1 год обучения. Методы и приемы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.

 Программы «Игралочка», соответствует современным целям и задачам образования, направлена на формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников,  что, без сомнения, усиливает  раздел примерной образовательной программы дошкольного образования. Данная дидактическая система является интегративной, полностью соответствует современным целям образования на всех его ступенях (Заключение РАО от 14.07.2007, гриф 2010), а сам курс допущен к использованию Министерством образования Российской Федерации, начиная с 1998 года.

 Данный курс содержит краткое описание концепции программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации занятий по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000 ...» (Премия президента РФ в области образования за 2002 год)и соответствует ФГОС ДО

 Программа ориентирована на всестороннее развитие ребенка, развитие  мышления, творческих способностей детей, их познавательной активности и интереса к математике.

4.Содержание программы.

В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод. Это означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Взрослый подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их совместную игровую деятельность через систему вопросов и заданий, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения —делают «открытия». Взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой в ходе таких игр носит личностно ориентированный характер и позволяет вовлечь каждого ребенка в активную познавательную деятельность.

Большое внимание уделяется развитию у детей вариативного и образного мышления, воображения, творческих способностей. В процессе исследования математических объектов дети предлагают свои варианты решения, перебирают различные варианты, обсуждают и согласовывают разные мнения, придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

Программа курса « Игралочка » для детей 4-5 лет содержит следующие разделы:

   Сравнение предметов и групп предметов.

   Числа 1 – 8.

   Величины.

   Пространственно-временные представления.

 

Основные типы занятий с детьми:

  1. Занятие открытия нового знания;
  2. Тренировочное занятие;
  3. Итоговое занятие.

 

5.Цель программы: осуществление всестороннего развития ребенка, развития мышления, творческих способностей детей, их познавательной активности и интереса к математике.

6.Прогнозируемые результаты

К концу года дети могут:

1.      Уметь выделять в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

2.      Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

3.      Уметь соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов.

4.      Уметь показывать правую и левую руки, предметы расположенные справа и слева от неживого и живого объекта.

5.      Уметь сравнивать группы, содержащие до 8 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше), и на сколько.

6.      Уметь устанавливать пространственно-временные отношения.

7.      Уметь называть части суток, устанавливать их последовательность, находить последовательность событий и нарушение последовательности.

7. Оснащение. Материально-техническая база

кабинет для занятий

 • раздаточный материал по темам

• демонстрационный материал к изучаемым темам

• касса цифр

 • карточки с изображением цифр

• магнитные цифры и знаки

 • счётные палочки

 • «волшебный мешочек»

• простые и цветные карандаши

• блоки Дьенеша

• мозаика

 • игрушки

• мячики

8. Особые условия.

Особых условий данная программа не требует.

 

9.  Руководитель: Тимашева Рита Рамильевна

Режим занятий.

Программа ориентирована на детей 4-5- летнего возраста. Срок реализации программы- 1 год. Занятия будут проводится 2 раза в неделю. Включают в себя дидактические игры, сопровождающиеся наглядностью, физминутки, тематически связанные с учебными  заданиями, которые позволяют переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую) не выходя из игровой ситуации, разнообразные упражнения, которые выполняют индивидуально, в парах, в группах. Длительность каждого занятия для детей данного возраста 20 мин. Количество занятий – 72 в год.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

  Принята

на педагогическом совете №1

от _______________________

           Утверждена:

        Приказ №_________от _____________

Заведующий МБДОУ д/с №272

____________________К.А Тимофеева

Дополнительная образовательная программа

             «Математическая игралочка»

для детей 4-5 лет

Руководитель:

Тимашева Р.Р

                                                          Уфа,2020г

Режим работы кружка

Понедельник 15:15-15:35

Среда 15:15-15:35

Список воспитанников

№ п/п

Ф.И.ребенка

Дата рождения

Адрес

1

Апсатыева Лейла

07.08.2016

Касимовская2-68

2

Зайнуллин Анил

07.04.2016

Гвардейская, 58/2

3

Ромадова Софья

02.05.2016

Пер.Майский,15

4

Мухаметгалеев Амир

03.07.2016

Гвардейская 54/2-36

5

Смышляева Эвелина

16.05.2016

Сельская 9-48

6.

Мухамадьярова Дарина

13.10.2016

Сельская 8-292

7.

Имамутдинова Элина

29.04.2016

Сельская 6-214

8

Старостина Злата

20.12.2016

Боевая,45

9

Антонова Злата

11.08.2016

Почтовая,18а

10

Файзуллина Алексия

01.05.2016

СНТ УМПО№27,уч.ж 486

11.

Коновалов Матвей

20.07.2016

СНТ Локомотив 63 А,уч.11

12

Гизетдинова Милена

21.07.2016

Касимовская6/2-84

13

Разяпов Тамерлан

24.05.2016

СНТ Локомотив 63А,уч.65

Пояснительная записка

    1.Программа «Математическая игралочка» разработана на основе программы «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, М.: Ювента , 2014 г. в соответствии с ФГОС ДО.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка

играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. Поэтому обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач,

развлечений. Удовлетворить естественные потребности ребенка в познании и изучении окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую интересную пищу для ума.

    2. Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры - вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые  расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

   В соответствии с основной идеей дополнительная программа нацеливает педагогов и родителей на полноценное и общее развитие детей, их позитивную социализацию.        Содержание программы включает совокупность направлений развития ребёнка –социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей  с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей

  3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы

    В соответствии с принятым в программе методологическим подходом ее основной целью становится не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни. Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения его уровнях. При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний. В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса, что нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.

Таким образом, с точки зрения приоритета развивающей функции образования конкретные математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средства развития личностных качеств ребенка, формирования у него первичного опыта выполнения таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок и др. Поэтому конкретное содержание в программе «Игралочка» подчинено задаче общеинтеллектуального и общекультурного развития детей, формирования у них предпосылок математического стиля мышления, что обеспечит не только успешное освоение математического содержания в школе, но и станет фундаментом для развития умения учиться и изменять себя, способности к саморазвитию.      Задачи математического развития в программе определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка.

Так, приоритетными задачами в программе являются

развитие:

 • логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);

• мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);

 • сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);

 • любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);

• находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

• вариативного мышления, воображения, творческих способностей; • мелкой моторики;

ознакомление:

• с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);

• с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.); формирование опыта:

• аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;

 • работы по правилу и образцу;

• фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;

• выбора способов преодоления затруднения;

 • постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий;

 • проверки результатов своих действий, исправления ошибок;

воспитание:

 • нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);

• положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.

4. Отличительные особенности данной образовательной программы:

     Работа ведется с детьми желающими и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи.

    Программа задает содержание и характеристику учебной деятельности ребенка, определяя зону ближайшего развития. Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

5.Возраст детей

 Программа  предназначена для развития математических представлений и познавательных способностей  детей 4-5 лет. Программа предполагает последующее усложнение и непрерывность на следующих этапах дошкольного детства.

6. Сроки реализации программы :1 год

7.Формы и режим занятий

 Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного (тренировочное занятие), проверке усвоения знаний детьми (итоговое занятие).

Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

3) Открытие детьми нового знания.

4) Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

5) Итог занятия.

  На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Основная цель занятий такого типа – тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т. д.)

Цель итогового занятия – проверить уровень сформированности (мыслительной операции, познавательного процесса, способности, навыка и т. д.).

Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему мы используем большое количество игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 - 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь помогает нам в последующем скорректировать свою работу.

 Методы и приёмы.

Словесный метод: беседы, чтение рассказов, загадок, использование физкультминутки.

Информационно-рецептивные методы: рассматривание иллюстраций.

Репродуктивный метод: самостоятельная деятельность на занятиях.

Исследовательский метод: направлен на развитие фантазии и творчества

Продолжительность занятий 20 минут.

Занятия проходят во второй половине дня.

В каждое занятие включены физкультминутки, загадки.

  Объём образовательной нагрузки рабочей программы «Игралочка»:

Количество в неделю:2

Количество в месяц:32

Количество в год:72

8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

   К завершению обучения по программе «Игралочка» основным результатом должно стать не только и не столько накопление определенного запаса знаний и умений математического содержания, сколько продвижение ребенка в развитии высших психических функций (памяти, восприятия, мышления, речи, воображения, внимания), познавательного интереса и инициативы, самостоятельности и независимости суждений и оценок, готовности в нестандартной ситуации к поиску наиболее адекватных путей решения, умений приводить доказательство, устанавливать зависимости, планировать свои действия, находить и исправлять свои ошибки, договариваться, аргументированно отстаивать свою точку зрения и пр.

         

      Мониторинг освоения детьми программного материала.

Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование).

Проверка знаний детей:

1. Умение считать в пределах 8 в прямом порядке.

2. Умение узнавать цифры в пределах 8.

3. Умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте.

4. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, прямоугольник.

5. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

6. Умение различать правую и левую руку.

7. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).

8. Умение сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, на основе составлений пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну. Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил;

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя;

3 балла – ребёнок ответил правильно.

Подсчёт результатов:

8-11 баллов – низкий уровень;

12-18 баллов – средний уровень;

19-24 балла – высокий уровень.

9.Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

 

   Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование), оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:                     Первый раз – в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка.                                                                                                                       Второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные рекомендации родителям на лето.

 С целью презентации обученности детей проводятся «открытые» занятия с детьми для родителей, при организации участия в праздниках, в ходе проведения тематических праздников, например: «Праздник числа» и другие, постоянно действующие выставки достижений детей. В числе традиционных мероприятий учреждения – День открытых дверей, праздники Осени, Новогодняя елка, Мамин день, День здоровья, Масленица, Выпускной праздник, в каждом из которых дети принимают участие, и наблюдается степень обученности воспитанников.

В качестве перспективной формы презентации обученности педагог использует портфолио воспитанника (листы с выполненными заданиями) Листы с выполненными заданиями проверяются индивидуально у каждого ребенка. Если какое-либо задание вызывает трудность у большинства детей, целесообразно рассмотреть на последующих занятиях аналогичное в новой игровой ситуации, при индивидуальных затруднениях проводится индивидуальная работа и консультирование родителей. После проверки листы с дополнительными заданиями складываются в папку или вклеиваются в альбом. Папка в начале года была пустой, а к лету наполнится многими интересными работами. За год там собираются все работы ребенка. Таким образом, формируется первое портфолио ребенка.

10. Работа с родителями

Планируется родителей ориентировать  на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.

Форма работы:  консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.

В конце учебного года запланирован опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения

11. Материально-технические условия:

 • кабинет для занятий

 • раздаточный материал по темам

• демонстрационный материал к изучаемым темам

• касса цифр

 • карточки с изображением цифр

• магнитные цифры и знаки

 • счётные палочки

 • «волшебный мешочек»

• простые и цветные карандаши

• блоки Дьенеша

• мозаика

 • игрушки

• мячики

• Картотека литературного материала

 • Картотека загадок

• Картотека динамических пауз

• Касса цифр на магнитах – 1

• Магнитные объемные цифры и знаки – 1

• Наборы магнитных карточек:

• «Знаки действий» -2

• «Для устного счета» - 5

 • «Числовая горка» - 1

• «Цифры» - 1

• «Числа от 1 до 20» - 1

 • Наборы тематических картинок

Наглядные пособия:

Настольные игры:

• «Фигуры»

• Лото «Цифры»

 • «Счет до 5»

 • «Цветное лото» (от 4-х лет)

• «Цвета»

• «Цветные паровозики» (от 3-х лет)

 • «Учимся сравнивать»

 • «Где мышонок»

• «Фигуры и формы» (от 3-х лет)

 • «Часть и целое»

 • «Формы»

Литература

1.Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации».

2.«Игралочка». Математика для детей 3-4 лет. Часть 1.

3. «Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. Часть 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Игралочка»

Рабочая программа кружка по математике для детей старшей группы...

Программа по "Игралочке"

Математика Л. Г. Петерсон "Игралочка"...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ИГРАЛОЧКА» для младшей группы (3-4 г.)

Цель:·         Обучение  детей забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Игралочка». Возрастная группа первая младшая.

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Игралочка». Возрастная группа первая младшая.

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

Программа кружка "Игралочка" для детей раннего возраста 2018-2019 г.

Программа кружка "Игралочка" для детей раннего возраста 2018-2019 г....

Программа кружка "Игралочка"

Рабочая программа кружковой работы в средней группе по математике...