Перспективный план по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности/Помораева И.А., Позина В.А. ФЭМП. Старшая группа 5-6 лет.
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа)

Глазкова Наталья Вячеславовна

Перспективный план по  формированию элементарных математических представлений в старшей группе  компенсирующей направленности/Помораева И.А., Позина В.А. ФЭМП. Старшая группа 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx72.2 КБ

Предварительный просмотр:

ФЭМП  старшая группа

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1 неделя

Диагностика.

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.13

1.Выявить степень сформированности умения считать в  пределах 5, образовывать числа  на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами (1, 2; 4, 5 и т д.).

2. Выявить степень сформированности умения различать и называть плоские и объемные геометрические

фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

3.Уточнить уровень представлений  о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов,

цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал.

Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и

прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением

геометрических фигур, двухполосные карточки.

1.Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».

2. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

3. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».

4. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».

Закрепление счета до 5.

Игра «Найди геометрические фигуры вокруг себя».

Наблюдение за сменой времени суток.

Сентябрь

2 неделя

Занятие 1.

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.13

1.Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

2.Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические

фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

3.Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов,

цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал.

Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и

прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением

геометрических фигур, двухполосные карточки.

1.Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».

2. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

3. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».

4. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».

Закрепление счета до 5.

Игра «Найди геометрические фигуры вокруг себя».

Наблюдение за сменой времени суток.

Сентябрь

3 неделя

Занятие 2

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.15

1.Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных

анализаторов (на ощупь, на слух).

2.Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»)

3.Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его

словами: вперед, назад, направо, налево.

Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2

ленты (красная — длинная и широкая, зеленая — короткая и узкая), фланелеграф,

аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.

Раздаточный материал. Наглядный материал («Сравнение множеств. Повторение»,

задание Б), цветные карандаши.

1. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

2. Игровое упражнение «Раскрась столько же»

3. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».

4. Игровое упражнение «Правильно пойдешь — клад найдешь».

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5, совершенствовать умение двигаться в заданном направлении.

Сентябрь

4 неделя

Занятие 3

И.А.Поморева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.17

1.Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

2.Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

3.Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного

цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5

разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины.

Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины

(по 5 штук для каждого ребенка).

1. Игровое упражнение «Поручение» (проводится на демонстрационном

материале).

2.Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки».

3. Самостоятельное выполнение задания.

4. Игровое упражнение «Когда это было?».

Счет в пределах 5, упражнять в сравнении предметов по длине, Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

Октябрь

1 неделя

Занятие 1

И.А.Поморева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.18

1.Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

2.Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет,форма,величина).

3.Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно

себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Демонстрационный материал. Кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика,

колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и

прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).

Раздаточный материал. Три коробки с таким же набором геометрических фигур.

1. Игровое упражнение «Соберем игрушки для куклы».

2. Игровое упражнение «Не ошибись».

3. Эстафета «Кто быстрее».

4. Дидактическая игра «Веселый круг».

Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах, совершенствовать умение определять пространственное направление относительно

Себя.

Октябрь

2 неделя

Занятие 2

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.19

1.Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

2.Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения

обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

3.Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение

раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

Демонстрационный материал. Наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6

штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (один набор на двоих детей), 4

набора с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах).

1.Игровое упражнение «Учись считать».

2. Выполнение задания  надвухполосных карточках с

бабочками и листочками.

3. Игровое упражнение «Исправь ошибку».

4. Игровое упражнение «Не ошибись».

Считать в пределах 6, сравнивать  предметы по длине, закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах.

Октябрь

3 неделя

Занятие 3

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.21

1.Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.

2.Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения

обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот).

3.Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов

относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Демонстрационный материал. Двухступенчатая лесенка, матрешки и пирамидки (по 7

штук), фланелеграф (магнитная доска), 7 полосок-«дощечек» одинакового цвета и разной

ширины.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, квадраты и прямоугольники (по 7

штук для каждого ребенка); наборы полосок-«дощечек» одного цвета и разной ширины

(по 6 штук для каждого ребенка).

1. Игровое упражнение «Считаем дальше».

2. Самостоятельное выполнение задания.

3. Игровое упражнение «Разложи дощечки в ряд».

4. Дидактическая игра «Кто где стоит».

Считать в пределах 7, сравнивать предметы по ширине, определять местоположение окружающих людей и предметов

относительно себя.

Октябрь

4 неделя

Занятие 4

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.22

1.Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значением чисел

6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

2.Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

3.Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о

последовательности частей суток.

Демонстрационный материал. Корзина, муляжи овощей (помидор, огурец, свекла,

лук, морковь, капуста, картофель), 2 корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с

изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, мяч.

Раздаточный материал. Наборы елочек разной высоты (по 6 штук для каждого

ребенка).

1.Игровая ситуация «Собираем урожай овощей». Чтение стихотворения.

2. Игровое упражнение «Посадим елочки в ряд».

3. Игровое упражнение «Разложи по порядку».

4. Игровое упражнение с мячом «Назови соседей». (части суток).

Считать в пределах 6 и 7, сравнивать  предметы по высоте, беседа о деятельности членов семьи в разное время суток.

Ноябрь

1 неделя

Занятие 1

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.24

1.Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

2.Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.

3.Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Демонстрационный материал. Волшебный куб, на каждой грани которого

изображено от 2 до 7 кругов, барабан, бубен, ширма, фланелеграф, наборы кругов и

квадратов (по 8 фигур), 3 игрушки.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов.

1. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

2. Работа с демонстрационным материалом.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4. Игровое упражнение «Правильно пойдешь — клад найдешь».

Считать в пределах 8, совершенствовать умение двигаться в заданном направлении.

Ноябрь

2 неделя

Занятие 2

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.25

1.Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

2.Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке

предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

3.Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди,

сзади, рядом, между.

Демонстрационный материал. Письмо с заданиями, наборное полотно, плоскостные

изображения лисиц и зайцев (по 9 штук); предметы, имеющие форму круга, квадрата,

прямоугольника, треугольника (по 3–4 штуки), кукла.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9

штук для каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник; по 3–4 штуки для каждого ребенка).

1.Игровая ситуация «Играем в школу».

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

4. Игровое упражнение «Что где?».

Считать в пределах 9.

Игра: «Найди геометрическую форму в окружающих предметах.»

Ноябрь

3 неделя

Занятие 3

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.27

1.Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на

вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

2.Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты

сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот).

3.Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Демонстрационный материал. Веер, состоящий из 8 лепестков разного цвета,2

картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, 9 бантиков

красного цвета, 1 бантик зеленого цвета.

Раздаточный материал. Бантики красного цвета (по 9 штук для каждого ребенка),

бантики зеленого цвета (по одному для каждого ребенка), 7 кругов-бусинок разного цвета

и величины (по одному набору на двоих детей), ниточка (одна на двоих детей).

1. Игровое упражнение «Считаем по порядку».

2. Игровое упражнение «Разложим бантики».

3. Игровое упражнение «Собираем бусы для куклы» (работа парами).

4. Игровое упражнение «Найди отличия».

 Закреплять порядковое значение чисел 8 и 9, упражнять в умении сравнивать предметы по величине.

Ноябрь

4 неделя

Занятие 4

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.28

1.Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов,

выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

2.Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.

3.Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

Демонстрационный материал. Мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук), полоски разной и одинаковой длины.

Раздаточный материал. Наборы треугольников разного вида, картинки с

изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребенка), счетные палочки,

полоски разной длины.

1.Игровое упражнение «Считай дальше».

2. Игровое упражнение «Отсчитай фигуры».

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Игровое упражнение «Составь сутки».

Счет до 10, закреплять представления о частях суток.

Декабрь

1 неделя

Занятие 1

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.29

1.Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

2.Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей

и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

3.Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

4.Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

Демонстрационный материал. Мяч, картинки с изображением дятла и зайца,

молоточек, ширма, елочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов,

сундучок.

Раздаточный материал. Елочки разной высоты (по 8 штук для каждого ребенка),

карточки с изображением разных геометрических фигур (по количеству детей), карточки,

на которых изображено от 1 до 10 кругов, цветные карандаши.

1.Игровая ситуация «В лесу».

2. Игровое упражнение «Считай дальше» (счет в пределах 10).

3. Игровое упражнение «Звуки леса».

4. Игровое упражнение «Расставь елочки в ряд».

5. Игровое упражнение «Идем по следам».

6. Игровое упражнение «Украшение для елочки».

Счет до 10, сравнивать  предметы по высоте, упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Декабрь

2 неделя

Занятие 2

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.31

1.Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины

предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

2.Познакомить с цифрами 1 и 2.

3.Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

4.Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, набор квадратов и прямоугольников

разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур,

большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), шар, 2 куба, 2 коробочки.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, карточки с цифрами

1 и 2.

1. Игровое упражнение «Сравни фигуры».

2. Игровое упражнение «Найди четырехугольники».

3. Игровое упражнение «Найди цифру».

4. Игровое упражнение «Покажи цифру».

5. Игра с кругами.

6. Игровое упражнение «Не ошибись».

Счет в пределах 10, закреплять представление о четырехугольнике.

Декабрь

3 неделя

Занятие 3

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.32

1.Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

2.Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов

(на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).

3.Познакомить с цифрой 3.

4.Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).

Демонстрационный материал. Музыкальный инструмент, ширма, мешочек с

желудями, 4 картинки с изображением частей суток; квадрат, разделенный на части, и

картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов, 3 шишки, карточки с цифрами 1, 2, 3, карточки с цифрами 1 и 2.

Раздаточный материал. Наборы квадратов и треугольников, карточки с цифрами 1, 2,3.

1.Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает».

2. Игровое упражнение «Сосчитай желуди».

3. Игровое упражнение «Обозначь цифрой».

4. Игровое упражнение «Дни недели».

5. Дидактическая игра «Пифагор».

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, закреплять названия дней недели.

Декабрь

4 неделя

Занятие 4

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.34

1.Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между

ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число

меньше?», «На сколько число… больше числа...», «На сколько число… меньше числа...».

2.Познакомить с цифрой 4.

3.Продолжать учить определять направление движения, используя знаки — указатели

направления движения.

4.Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Демонстрационный материал. Наборное полотно с 5 полосками, 15 квадратов одного

цвета, 4 квадрата другого цвета, матрешка, 2 набора числовых карточек с изображением

от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движения,

карточки с цифрами от 1 до 4, игрушки: зайчонок, бельчонок, лисенок, медвежонок.

Раздаточный материал. Пятиполосные карточки, прямоугольники одного цвета (по

15 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 4.

1.Игровое упражнение «Строим лесенку».

2 Работа с раздаточным материалом.

3. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

4. Игровое упражнение «Собираем гостей на праздник».

5. Дидактическая игра «Поможем зайчишке найти свою маму».

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5, закреплять умение последовательно называть дни недели.

Январь

1 неделя

Занятие 1

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.36

1.Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа...», «На сколько

число… меньше числа...»

2.Познакомить с цифрой 5.

3.Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

4.Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские

геометрические фигуры.

5.Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Демонстрационный материал. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета

(снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор

плоских и объемных фигур-«льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки), картинка с

изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 5.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20

штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей),

карточки с цифрами от 1 до 5, листы бумаги, цветные карандаши.

1. Игровая ситуация «Снежный городок».

2. Игровое упражнение «Строим снежную крепость».

3. Игровое упражнение «Играем с льдинками».

4. Игровое упражнение «Найди пару лыж».

5. Игровое упражнение «Одеваем перчатки на прогулку».

6. Игра-эстафета «Кто быстрее разложит «льдинки».

7. Игровое упражнение «Строим ледяной дом».

Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские

геометрические фигуры.

Январь

2 неделя

Занятие 2

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.39

1.Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

2.Познакомить с цифрой 6.

3.Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины,

равной образцу.

4.Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева,

справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

5.Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными

изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки,

«шарфики»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей),

6 кругов разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 6.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого

ребенка), «шарфики»-полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика»-

полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка),

цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 6, листы

бумаги.

1.Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Незнайки».

2. Игровое упражнение «Подбираем краски для Карандаша».

3. Игровое упражнение «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки».

4. Игровое упражнение «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша».

5. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

6. Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи».

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, закреплять пространствен-ные представления.

Январь

3 неделя

Занятие 3

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.41

1.Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

2.Познакомить с цифрой 7.

3.Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

4.Учить ориентироваться на листе бумаги.

Демонстрационный материал. Трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички,

медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1

штуке), 4 елочки разной высоты, карточки с цифрами от 1 до 7.

Раздаточный материал. Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по

количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9

штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 7.

1. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

2. Работа с раздаточным материалом.

3. Игровое упражнение «Расположи правильно».

4. Игровое упражнение «Рисуем узор».

5. Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты».

Закреплять представления о равенстве групп предметов,  учить  ребенка ориентироваться на листе бумаги.

Январь

4 неделя

Занятие 4

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.43

1.Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

2.Познакомить с цифрой 8.

3.Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

4.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и

углы листа.

Демонстрационный материал.

Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок;

предметы разной формы (по количеству детей), 8 снежинок, карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный материал.

Наборы плоских геометрических фигур, плоские или

объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы бумаги

квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1

до 8.

1.Игровое упражнение «Составим число».

2. Работа с раздаточным материалом.

3. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

4. Игровое упражнение «Приготовим снежинки для салфеточки».

5. Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно».

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых

геометрических фигур, определять и называть стороны и углы листа.

Февраль

1 неделя

Занятие 1

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.44

1.Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

2.Познакомить с цифрой 9.

3.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и

углы листа.

4.Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Демонстрационный материал. Предметыпосуды (10 предметов), карточка с

изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и

по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые

карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

1.Игровое упражнение «Составим число».

2. Работа с раздаточным материалом.

3. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».

4. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

5. Игровое упражнение «Назови день недели».

6. Игра «Живая неделя».

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Февраль

2 неделя

Занятие 2

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.46

1.Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

2.Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.

3.Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

4.Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Демонстрационный материал. Веер из 10 лепестков разного цвета, картинка с

изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников,

карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6–7 штук, из них 4

картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и

четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.

1. Игровое упражнение «Собираем веер».

2. Игровое упражнение «Игра с веером».

3. Игровое упражнение «Составим число».

4. Дидактическая игра «Танграм».

5. Игровое упражнение «Что где находится».

Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.

Февраль

3 неделя

Занятие 3

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.48

1.Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

2.Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.

3.Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

4.Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать

их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать

соответствующими словами.

Демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1

цилиндр, равный самому высокому цилиндру, 5 бантиков разного цвета, карточки с

цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7–8 штук для каждого ребенка),

полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для

определения ширины полосок (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9.

1.Игровое упражнение «Угостим гостью».

2. Игровое упражнение «Составим число».

3. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен…»

4. Игровое упражнение «Прятки».

5. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».

6. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».

Закреплять счет в прямом и обратном порядке в пределах 5,  учить делить предмет на две равные части,

учить называть части, сравнивать целое и часть.

Февраль

4 неделя

Занятие 4

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.49

1.Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

2.Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.

3.Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две

равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

4.Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

5.Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная

одной из лент, 4–5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, контур платьица, 10

кругов-пуговичек одинакового цвета.

Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на

9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат,

треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором

карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной

форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов-пуговичек одинакового

цвета.

1. Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому

платью».

2. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».

3. Игровое упражнение «Салфетки для кукол».

4. Дидактическая игра «Геометрическое лото».

5. Подвижная игра «Автомобили и гаражи».

Счет в пределах 10,

учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета.

Март

1 неделя

Занятие 1

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.51

1.Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе

числа из единиц в пределах 5.

2.Познакомить цифрой 0.

3.Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

4.Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в

Возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими

словами.

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, карточка с изображением четырех

кругов, фланелеграф, наборное полотно, 5–6 предметов мебели, 5–6 карточек с

изображением диких птиц, 5–6 карточек с изображением транспорта, 9 цветочков

одинакового цвета, карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный материал. Треугольники разного цвета (по 6–7 штук для каждого

ребенка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с

цифрами от 0 до 9.

1. Игровое упражнение «Кто быстрее составит число».

2. Игровое упражнение «Составим число».

3. Игровое упражнение «Сколько осталось».

4. Дидактическая игра «Кто ушел».

5. Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок».

6. Игровое упражнение «Где лежит предмет».

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе

числа из единиц в пределах 5

Март

2 неделя

Занятие 2

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.53

1.Познакомить с записью числа 10.

2.Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать

целое и часть.

3.Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры,

равной одному из сравниваемых предметов.

4.Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Демонстрационный материал. Грузовик, 10 брусков, 2–3 полоски (условные меры),

круг из цветной бумаги, котенок-игрушка, фланелеграф, 2 карточки с цифрой 1, карточки

с цифрами от 0 до 9, набор игрушек (10 шт.).

Раздаточный материал. Круг из цветной бумаги, ножницы, 2 набора числовых

карточек с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 0 до 9, карточка сцифрой 1 (по 2 штуки для каждого ребенка), счетные палочки

1.Игровое упражнение «Игрушки в ряд».

2.Игровое упражнение «Строим дорогу для машины».

3. Игровое упражнение «Игрушки для котенка».

4. Подвижная игра «Живая неделя».

Запись числа 10,

закреплять умение последовательно называть дни недели.

Март

3 неделя

Занятие 3

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.55

1.Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

2.Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами.

3.Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

4.Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед — назад, направо — налево).

Демонстрационный материал. Цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного

цвета, фланелеграф, карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, клей, кораблики.

1.Игровое упражнение «Строим лодочки».

2.Подготовка заготовок для лодочек.

3. Игровое упражнение «Кораблики уходят в море».

4. Игровое упражнение «Маршрут корабликов».

Закреплять навыки деления квадрата на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Март

4 неделя

Занятие 4

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.56

1.Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

2.Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного

расположения предметов.

3.Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 равные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и

равносторонний), карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный материал. Круги, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники, по 1 фигуре для каждого ребенка).

1.Игровое упражнение «Раздели круг на части».

2. Игровое упражнение «Раздели круг и покажи его части».

3. Игровое упражнение «Определи сколько».

4. Подвижная игра «Найди свой аэродром».

Совместно с ребенком делим круг на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Апрель

1 неделя

Занятие 1

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.58

1.Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и

сравнивать целое и часть.

2.Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

3.Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны,

углы и середину листа.

4.Закреплять знание цифр от 0 до 9.

Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4

квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по

углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре

листа нарисована точка.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски-образцы (1-а на двоих детей),

кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (1-а на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши

1.Игровое упражнение «Раздели квадрат на части».

2. Игровое упражнение «Раздели квадрат и покажи его части».

3. Игровое упражнение «Построим ворота для машины».

4. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Закреплять знание цифр от 0 до 9, делить квадрат на 4 равные части, учить называть части и

сравнивать целое и часть.

Апрель

2 неделя

Занятие 2

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.60

1.Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение обозначать их цифрами.

2.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

3.Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых

геометрических фигур (плоских).

Демонстрационный материал. Картинка с изображением космического пространства

и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по

количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур,

соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки, карточки с цифрами.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей),

наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.

1.Игровая ситуация «Полет в космос».

2. Дидактическая игра «Считай дальше».

3. Игровое упражнение «Найди свой сувенир».

4. Игровое упражнение «Соберем ракеты».

5.Игровая ситуация: «Продолжение полета».

6. Игра «Найди свой космодром».

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых

геометрических фигур (плоских).

Апрель

3 неделя

Занятие 3

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.61

1.Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

2.Совершенствовать умение сравнивать величину

предметов по представлению.

3.Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов;

карточка с тремя окошками (в центральном окошке — числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой

карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна

четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур

(одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.

1.Дидактическая игра «Отсчитай-ка».

2. Дидактическая игра «Найди соседей».

3. Дидактическая игра «Составь целое по его части».

4. Игровое упражнение «Определи правильно».

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

Апрель

4 неделя

Занятие 4

И.А.Помораева

Формирование элементарных математических представлений. Стр.63

1.Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

2.Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

3.Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Демонстрационный материал. Три плана-схемы движения, карточки с изображением

от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой, карточка с цифрой 5.

Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные

карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для

каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые

карандаши, карточки с цифрой (по 5 штук для каждого ребенка).

1.Игровое упражнение «Составь число правильно».

2. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану».

3. Игровое упражнение «Назови дни недели».

4. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта».

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Май

1 неделя

Занятие 1

1.Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

2.Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного

расположения предметов.

3.Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и

зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 равные части;

геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и

равносторонний), карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный материал. Круги, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники, по 1 фигуре для

каждого ребенка).

1.Игровое упражнение «Раздели круг на части».

2. Игровое упражнение «Раздели круг и покажи его части».

3. Игровое упражнение «Определи сколько».

4. Подвижная игра «Найди свой аэродром».

Совместно с ребенком делим круг на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Май

2 неделя

Занятие 2

1.Закреплять знания цифр от 1 до 10.

2.Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

3.Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева,справа).

Демонстрационный материал. Веер из 10 лепестков разного цвета, картинка с

изображением птицы, составленной с помощью треугольников и

четырехугольников,

карточки с цифрами от 1 до 10.

Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6–7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1

до 10.

1. Игровое упражнение «Собираем веер».

2. Игровое упражнение «Игра с веером».

3. Игровое упражнение «Составим число».

4. Дидактическая игра «Танграм».

5. Игровое упражнение «Что где находится».

Закреплять знания обозначения в речи положение одного предмета по отношению к другому.

Май

3 неделя

Занятие 3

1.Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

2.Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

3.Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учитьназывать части и сравнивать целое и часть.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов;

карточка с тремя окошками (в центральном окошке — числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой

карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна

четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур

(одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.

1.Дидактическая игра «Отсчитай-ка».

2. Дидактическая игра «Найди соседей».

3. Дидактическая игра «Составь целое по его части».

4. Игровое упражнение «Определи правильно».

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

Май

4 неделя

Занятие 4

1.Образовывать число 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

2.Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их

последовательности.

3.Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

Демонстрационный материал. Мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10

штук), полоски разной и одинаковой длины.

Раздаточный материал. Наборы треугольников разного вида, картинки с

изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребенка), счетные палочки,

полоски разной длины.

1.Игровое упражнение «Считай дальше».

2. Игровое упражнение «Отсчитай фигуры».

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Игровое упражнение «Составь сутки».

Счет до 10, закреплять представления о частях суток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.

Перспективно-тематический план по программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Вид деятельности: математическое и сенсорное развитие.Средняя группа...

Годовое перспективное планирование. Формирование элементарных математических представлений. Старший возраст. 5-6 лет

Годовое перспективное планирование. Формирование элементарных математических представлений. Старший возраст. 5-6 лет...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективное планирование «Формирование элементарных математических представлений», вторая младшая группа

Перспективное планирование ОО «Познавательное развитие» Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений», вторая младшая группа...