«Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Панина Татьяна Алексеевна

Отчет по самообразованию "Формирвание пространственно-временных представлений у дошкольнков с ЗПР"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование пространственно-временных представлений                                              у дошкольников с ЗПР»

        Дети с ЗПР имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Им сложно воспринимать пространственные и временные понятия, и ещё труднее ими оперировать в своей жизни.

Часто дети с ЗПР не выполняют задания из-за неумения организовать свою деятельность, хотя по уровню интеллектуальных возможностей могли бы легко справиться с ним. В условиях индивидуальной работы, когда взрослый организует их деятельность, с тем же заданием  ребенок справляется.

        Для решения данной проблемы мной были изучены новые методики и новинки  методической литературы в интернете.

Пополнила предметно-развивающую среду по развитию пространственно-временным представлениям. Подготовила различные дидактические игры, картотеки загадок и пословиц, стараюсь создать условия для эффективного использования их.

С родителями проводила индивидуальные консультации, рекомендовала игры для развития  и уточнения пространственно-временных представлений.  

Формирование временных представлений у детей  ЗПР  осуществляю по следующим направлениям:

  • Формирование представления детей о частях суток (называть части суток, их последовательность).
  • Формирование представлений о временах года (называть времена года, их последовательность).
  • Формирование представлений о днях недели (Подготовительная группа).

На занятиях ФЭМП, ознакомление с окружающим  особое внимание детей обращаю на последовательную смену частей суток, времен года (на смену осени приходит зима, которую сменяет весна и т.д.) и дни недели. Формируются обобщенные понятия: «сутки»,  «времена  года», «сезон», «год», «неделя». Когда ребенок имеет представление о годе и временах года, его знакомлю с названием месяцев, относящихся к каждому времени года.

Развивая временные представления, использовала в своей работе следующее дидактические игры: «Когда это бывает?» (закрепляются части суток, времена года), «Дни недели назови».  Игровые задания  («День и ночь», «Долго-быстро»,  «Медленно-быстро», «Вчера-сегодня» и т. д.), в дидактических играх с картинками отражаются события во времени, что позволяет вернуться к содержанию картинки неоднократно, со словами, с поэтическими произведениями.

Итак, ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школьному обучению.

Уровень развития временных представлений у детей – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школе.

Формирование пространственных представлений делят на три этапа.

1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов («влево»«вправо»«вперед»«назад»«близко»«далеко»)

по отношению к нему.  Нечетко сформированные представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной  расстройств письменной речи.

2этап: ребенок учится ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.

3 этап: ребенок учится ориентироваться на плоскости. Развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. 

Пространственные представления связаны с работой головного мозга, а именно, тех отделов, которые перерабатывают зрительную, слуховую и тактильную информацию. Другими словами пространственные представления объединяют работу нескольких анализаторов.

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Большое внимание  уделяется развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физической культуре и музыкальным  руководителем). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

Формирование пространственно-временных представлений  у дошкольников ЗПР должно крайне осуществляться с помощью широкого использования конкретных наглядных и практических  методов, и на их основе выполнения  детьми различных  действий с реальными  предметами.

Использование дидактических игр помогает при решении следующих задач: обогащение словарного запаса детей и формирование у них грамматических категорий, развитие связной речи, развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания), формирование пространственно-временных представлений.

Делая вывод, хочется сказать, что порой нам взрослым кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево-право»«ближе-дальше»«раньше-позже» даны всем от рождения.

Но это не так, и к освоению пространственно-временных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."

В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

Дидактические игры в формировании пространственно временных представлений дошкольников

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных ...

Формирование пространственно - временной ориентации у дошкольников на лошопедических занятиях

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей....

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР (2017)

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР...

Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников

Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника. Пространствен...

Отчет по самообразованию «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

Дошкольники с ЗПР  имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Им сложно воспринимать ...

Дидактические игры в формировании пространственно-временных представлений дошкольников

В материале представлены дидактические игры для педагогов, по формированию у детей пространственно-временных представлений....