Конспект познавательного занятия по ФЭМП "Трое из Простоквашино"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Долинина Екатерина Леонидовна

Материал содержит конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе - счет в пределах 7.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в Простоквашино.

Цель: формирование у старших дошкольников математических представлений о количестве и счете в пределах 7.

 Задачи: 

1. Образовательные.

Формировать умение считать в пределах 7, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Упражнять в умении показывать и объяснять образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами; решать математические задачки.

Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах: круг, квадрат.

Активизировать знания об овощах и фруктах, содержании сказки «Трое из Простоквашино», деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

2. Развивающие.

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, слуховое и зрительное внимание, воображение, логическое мышление, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

3. Воспитательные.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, желание помогать игровому персонажу, умение работать в коллективе сообща.

Словарная работа: три, четыре, пять, шесть, семь, квадрат, круг, овощи, фрукты, части суток, первый, второй, третий, .четвертый, пятый, шестой, седьмой.

Предварительная работа:

1. Чтение и просмотр сказки «Трое из Простоквашино».

2. Игры на закрепление формы, размера и цвета предметов.

3. Выполнение заданий на формирование зрительного восприятия, умения соотносить число с элементом множества.

4. Решение математических задач.

5. Продуктивная деятельность.

Оборудование:  ноутбук, проектор, аудиозаписи, столы, доска.

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие в Простоквашино», письмо, геометрические фигуры, картинка, пазлы, зонтик, 7 видов овощей (муляжи): помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста, кабачок.

Раздаточный материал: геометрические фигуры; карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Слайд – солнышко в сопровождении музыки

Утро настало,

солнышко встало!

Мы в кружочек собрались,

крепко за руки взялись.

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу,

И пожмем друг другу руки.

2. Мотивационный компонент.

Аудиозапись – кто там? Это я – почтальон Печкин

Слайд – Печкин

- Ребята, Печкин нам принес письмо (подходит к дверям, берет письмо). Показывает его детям. На нем фото Простоквашино.

- Как вы думаете, от кого оно? Вам интересно узнать, что в нем? Прочитаем?

«Здравствуйте, ребята!

Пишет вам кот Матроскин. Мы с Шариком пошли в школу учиться. Но у нас возникли проблемы. Мы не можем выполнить некоторые задания по математике. Очень надеемся, что вы нам поможете.

Кто Матроскин и пес Шарик».

- Ребята, что будем делать? Согласны помочь жителям Простоквашино? Как мы туда попадем?

- Я принесла с собой необычный зонтик, он волшебный. И если мы раскроем зонтик, закроем глаза и покрутим им над головой, то мы попадём с вами в сказку. Вставайте ко мне поближе.

Зонтик раскрывается,

Сказка начинается.

Покружились, покружились,

Вот и в сказке очутились!

(Воспитатель, раскрывает зонтик и крутит его)

- Вот мы с вами и попали в сказку …. (слайд) – «Трое из Простоквашино».

- А вот и школа. За каждое правильное задание вы будете получать пазл от картинки, которую нужно помочь сложить нашим друзьям.

- Ну, что готовы помогать нашим друзьям? Тогда начнем.

1). Игровое задание «Посчитай и назови».

Матроскин и Шарик с базара пришли.

Продукты они домой принесли.

А сколько купили, посчитать не смогли.

В корзине 7 видов овощей (муляжи): помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста, кабачок.

Вызванный ребенок раскладывает овощи на столе, а дети называют их. Как одним словом можно назвать эти продукты?

Воспитатель уточняет: «Сколько овощей? (Дети считают.) Как нужно посчитать, чтобы узнать на котором месте находится тот или иной овощ? (Дети считают овощи по порядку.) Который по счету помидор? На котором месте свекла?»

Воспитатель меняет овощи местами и предлагает детям определить их место в ряду.

С этим заданием вы справились, получаете первый пазл.

2). Игровое упражнение «Положи столько же».

- Матроскин и Шарик пригласили нас посетить их школу. Проходите, присаживайтесь за столы. Поможем им задания выполнить?

Перед вами лежат карточки и тарелочки с фигурами. Какая это фигура? (квадрат). Докажите, что это квадрат. А эта фигура как называется? (круг). Почему вы так считаете?

- А теперь слушайте внимательно задание.

Расположите на верхней полосе ваших карточек столько квадратов, сколько банок варенья у Матроскина (6).

На нижней полосе расположите столько же кругов.

- Что можно про них сказать? (поровну).

- Положите ещё один квадрат. Сколько их стало? (7). Как получили число 7? (к 6 прибавили 1).

- Что можно сказать про количество кругов и квадратов? (разное количество).

Чего больше? Меньше? Что можно сделать, чтобы их стало поровну? (положить 1 круг или убрать 1 квадрат). Воспитатель уточняет, какое число получили и как.

Задание выполнили – получили второй пазл.

3). Игра «Сделай столько же».

Два заданья выполнили

Друзьям вы помогли.

Матроскин это оценил,

И танцевать вас пригласил.

Весёлый танец

- Вы так хорошо танцевали, и получаете – третий пазл.

4). Весёлые задачки.

Задачки на слайдах

Выполнили – получили четвёртый пазл.

5). Игра «Чего не хватает?».

Дети, какие части суток вы знаете? (Ответы детей) А сейчас я хочу узнать, умеете ли вы правильно ориентироваться в частях суток. (На экране появляются слайды  с частями суток, дети их должны назвать, что пропущено).

6). Игра «Верно-неверно».

- Молодцы! Вы все справились с таким непростым заданием! И я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно».

Правила - если я говорю правильно, то вы хлопаете ладошками, если неправильно - не хлопаете.

Утром солнышко встает.

По утрам нужно делать зарядку.

Утром люди ужинают.

День наступает всегда за утром.

Днем в небе ярко светит луна.

Днем люди обедают.

Днем на улицах светят фонари.

Заканчивается день и наступает утро.

Вечером дети идут в детский сад.

Ночью все спят.

- Вы помогли выполнить Матроскину и Шарику все задания. Получаете последний пазл.

Сейчас из этих пазлов Вам надо собрать картинку.

(На картинке овощи и фрукты, а внизу надпись – овощи и фрукты – полезные продукты).

- Что у Вас получилось? Как, одним словом можно их назвать?

Воспитатель читает фразу и спрашивает: «Как вы понимаете фразу: «Овощи и фрукты – полезные продукты»?».

3. Заключительная часть.

- Матроскин и Шарик благодарят Вас за помощь и дарят вам на память игру новую.

Ну а нам пора возвращаться домой. Попрощаемся с нашими друзьями.

Вставайте ко мне ближе.

Открываем зонтик:

Зонтик раскрывается,

Глазки закрываются.

Покружились, покружились,

Вот и в группе очутились!

- Ребята, у кого в гостях мы сегодня были? А что мы делали в Простоквашино? Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? Что у вас получалось лучше? А какие задания вызвали затруднения?

- Вы очень хорошо выполнили все задания, а сейчас можете или зарисовать самые интересные моменты нашего путешествия, или раскрасить картинки с героями этой сказки, а можете попробовать выполнить те же задания самостоятельно.

А для желающих потанцевать, я включу песенку из мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста Тема занятия: Профессия моих родителей

Формировать представления детей о трудовой деятельности  -  её цели, планировании, общественном значении;Конспект занятия, цели, материал, предварительная работа....

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Тема занятия: «Путешествие с Маленьким принцем» (конспект познавательного занятия)

Возраст детей: 6 – 7 лет.Данные автора: Киселёва Марина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 с.МесягутовоЦель занятия: Расширять и углублять знания детей о космосе.Задачи:Образовательна...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Познавательное развитие (окружающий мир) Конспект познавательного занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) Тема: «День народного единства»

Конспект познавательного занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей  подготовительной к школе группы  (6-7 лет)Тема: «День народного единства»...