«Дидактическая игра, как форма обучения элементарным математическим представлениям»
учебно-методическое пособие по математике (подготовительная группа)

Еськова Наталья Владимировна

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mmo.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  

учреждение детский  сад  № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа

Тема:

«Дидактическая игра, как форма обучения элементарным математическим представлениям»

                                                               Подготовил воспитатель:

                                                                    Базарова Евгения Сергеевна

                                                                            Новикова Наталья Владимировна

Старый Оскол, 2021

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального, логического мышления и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью.

Изучив определенную литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у старших дошкольников мы используем следующие инновационные методы и приемы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

  • сравнение, воссоздание и преобразование;

 • метод моделирования и конструирования;

 • решение логических задач;

 • экспериментирование и опыты;

•  информационно коммуникативные технологии;

•  здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками мы проводим в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция,  интеллектуальный марафон, викторина;  КВН, презентация, тематический досуг).

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, мы знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 20, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как:

«На зарядку становись» - совершенствовать навыки счета в пределах 20.

 «Назови «соседей» числа» -  учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.

 «Считаем по порядку» - закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

 2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

 «Живая неделя» -  закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

«Назови пропущенное слово» - закрепить знания о днях недели. 

3.  В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Наша задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. 

 «Линии и точки» - развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение. 

«Расскажи про свой узор» - учить овладевать пространственными представлениями. 

 «На что это похоже» -  развитие умственных способностей.

 «Сравни и заполни» -  учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.

 «Как расположены фигуры» -  учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

6. Логические задачи для дошкольников (задачки на смекалку!)

Работая углубленно в данном направлении, мы всегда помним, что в дидактической игре математического направления -роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности.

Всегда надо помнить, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.

Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

         Мы считаем – что дидактические игры по ФЭМП, как форма обучения необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников, закреплять их представления   о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. 

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

В заключение можно сделать следующие вывод: ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях о...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

представлены игры для детей от 3 до 4 лет по формированию элементарных математических представлений...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 4 - 5 лет (о форме, объеме, пространстве)

Одним из важнейших вопросов интеллектуального развития является математическое развитие ребенка, и окружающаяжизнь  предоставляет для этого неограниченные возможности.  Трудно  найти та...