"Мультимедийные технологии в образовательном процессе ДОУ"
статья по математике (средняя группа)

Кильдиярова Светлана Геннадьевна

Актуальность применения мультимедийных технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mo.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций

Сообщение из опыта работы по теме:

«Применение мультимедийных технологий в работе с дошкольниками по ФЭМП»

подготовила

Кильдиярова С.Г., воспитатель МАДОУ

Детский сад № 2 «Светлячок» г. Бирска

г. Бирск – 2020 г.

Мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса на сегодняшний день.  

Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Актуальность проблемы определяется тем, что современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей дошкольного возраста в мир знаний становится интересным и увлекательным.

Наша работа предусматривает внедрение в образовательный процесс эффективных методов и разнообразных форм обучения детей дошкольного возраста с помощью применения мультимедийных технологий.

Одним из самых популярных программных средств, используемых на занятиях педагогами ДОУ, является программа компании Microsoft – PowerPoint (Microsoft PowerPoint – является программой, которая применяется при создании и проведении презентаций). Основное назначение данной программы – создание иллюстративного материала для показа с экрана. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией в определенном порядке.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, развивает внимание и память, воображение и мышление;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам (выполняет функцию демонстрационного материала);
  • движения, звук, мультипликация надолго удерживают внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • компьютер очень "терпелив", ждет, пока ребенок сам исправит ошибки;
  • подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

Но нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. И, кроме того, при частом использовании информационно-коммуникационных технологий у детей теряется интерес к таким занятиям. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладала мультимедийная технология, но заменить живого общения педагога с ребенком она не может и не должна.

Сегодня хотим поделиться опытом работы по созданию мультимедийных презентаций на  занятиях по формированию элементарных математических представлений.   Обычно, на занятиях по ФЭМП, педагогам приходится использовать много наглядного материала, который не всегда бывает нужных размеров и хорошего качества. При проверке заданий, выполняемых детьми индивидуально, педагоги часто используют меловую доску или фланелеграф, что тоже вызывает много неудобств.

В своей работе применяем презентацию  как часть занятия, например, для проведения дидактической игры, ознакомлении с новым материалом,  для проверки знаний. Но основное назначение мультимедийной технологии мы видим в выполнении отдельных заданий, а также в демонстрации иллюстративного материала.  

Мультимедиа-технологии могут быть органично вписаны в любой этап образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей. Все зависит от темы занятия, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей. Так, детей можно подвести к компьютеру в начале занятия. Это вызовет интерес к теме. Элементы мультимедиа технологий могут использоваться в середине занятия, что позволит сменить виды деятельности. Применение интерактивных игр возможно и уместно в заключительной части занятий на этапе оценки работы детей, тогда она выступает наградой за хорошую работу на занятии.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.

При создании занятия по ФЭМП с использованием мультимедийных презентаций мы соблюдаем следующий план работы:

  1. Определение цели и задачей занятия (с учетом возрастных особенностей детей).
  2. Выбор темы занятия.
  3. Для написания конспекта необходимо определиться с видом занятия (это может быть занятие-путешествие, занятие-викторина, занятие - дидактическая игра и т. п.).
  4. Написание конспекта занятия. В конспекте занятия необходимо прописать: предварительную работу, используемые материал (демонстрационный и раздаточный, ход занятия: организационная, основная, заключительная часть, физкультминутка).
  5. После написания конспекта необходимо приступить к созданию презентации.

Как создать презентацию или мультимедийную игру?! Для создания интерактивных игр надо использовать весь доступный арсенал инструментов и всех технические возможности программы PowerPoint. 

С чего начать?

1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры.

2. Определить цели и задачи игры.

3. Определить действия дошкольников в игре, направленные на решение обучающей задачи.

4. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего) – инструкция.

5. Показать способ выполнения задания.

Алгоритм создания интерактивных игр и памятка по работе с триггерами/переключателями:

1. Создайте новый слайд (пустой).

2. Установите фон (если требуется).

3. Расположите на слайде необходимые изображения.

4.Настройка анимации:

- выделите объект, задайте анимацию (вкладка «Анимация» «Настройка анимации»),

- добавить эффект (вход/ выделение/ выход).

5. Настройка триггера /переключателя:

- правой кнопкой мыши щелкаем на объекте в окне «Настройка анимации» (справа от рабочего пространства),

- выбираем в выпадающем списке пункт «время»,

- нажимаем кнопку «Переключатели»,

- устанавливаем флажок «начать выполнение по щелчку»,

- в выпадающем списке выбираем название нужного нам объекта.

Настройка смены слайдов

1. Выбираем вкладку «Анимация», ищем на рабочей ленте раздел «смена слайдов». В более поздних версиях программы нужно найти вкладку «Переходы».

2. Снимаем галочку с пункта «по щелчку».

3. Обязательно! Нажимаем кнопку «применить ко всем».

Как установить управляющую кнопку?

На вкладке «Автофигуры» выбираем «Управляющие кнопки». Выбираем специальную кнопку и устанавливаем ее на слайд, при необходимости задаём параметры самостоятельно. После установки кнопки на слайд появляется меню настройки «Настройка действия». Здесь вы можете установить цель, куда приведет кнопка – следующий слайд, последний или первый, любой слайд по выбору, присвоить запуск музыки или видео.

Готово! Педагоги выполняют действия на своих ноутбуках в процессе объяснения с папками заготовками, предоставленными им заранее.

Нами подобрано и создано небольшое количество компьютерных обучающих и развивающих игр, презентаций, предназначенных для развития и формирования элементарных математических представлений воспитанников.

Очень удачной оказалась обучающая игра «Маленький гений». Эта игра состоит из 25 мини-игр, содержащих разные виды заданий: на знание цифр, геометрических фигур, на сравнение количества предметов, на знакомство с составом числа. Имеет 3 уровня сложности, можно дифференцированно подобрать задания каждому ребёнку.

Таким образом, у ребенка формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе.

Интерактивные обучающие игры помогают закрепить знания детей, они могут использоваться в индивидуальном обучении, в целях развития и коррекции психических качеств и свойств детей. Мультимедиа технологии, используемые в ДОУ, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля.

Литература

  1. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  2. Микляева Н.В., Буданова О.В., Виноградова Н.А. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2012.

Интернет-ресурсы

  1. http://inftis.narod.ru/it/n13.htm Занятие по курсу «Информационные технологии».
  2. https://ddu30grodno.schools.by/pages/sozdanie-interaktivnyh-igr-dlja-doshkolnikov Создание интерактивных игр для дошкольников в Power Point.