Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» в средне группе 2019,2020 г.
рабочая программа по математике (средняя группа)

Дехканова Елена Вкторовна

Период дошкольного детства – наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Уровень развития познавательных процессов определяет легкость и быстроту в познании окружающего мира, усвоения новых знаний и умений, что имеет особое значение для подготовки ребёнка к обучению в школе.

Ведущей стороной умственного развития дошкольника является развитие логического мышления, оно подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znayka_novaya.docx71.16 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

     Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка»  (далее – Программа) относится к программам естественнонаучной  направленности.

1.2.Направленность

     Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.

     Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения  игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Рабочая программа составлена на основе программ:

1. Основная образовательная программа ДОУ;

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под редакциейН. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014;

 3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради;

4. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.(Электронный вариант в формате  А4, 406 с.)

1.3.Актуальность

Период дошкольного детства – наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Уровень развития познавательных процессов определяет легкость и быстроту в познании окружающего мира, усвоения новых знаний и умений, что имеет особое значение для подготовки ребёнка к обучению в школе.

Ведущей стороной умственного развития дошкольника является развитие логического мышления, оно подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как «формирование элементарных математических представлений». В математике используется много абстрактного материала. Ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать ,классифицировать , рассуждать, доказывать, опровергать.

1.4.Новизна

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры - вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые  расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

1.5.Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик    формирования у дошкольников элементарных математических представлений и    практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

1.6.Отличительные особенности Программы

Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

1.7.Основные характеристики образования

Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки  реализации

Цель программы:

создание условий для развития математической одаренности у детей, расширения кругозора их математических представлений.

Задачи программы:

Развивающие:

• Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).

• Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

• Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда.

• Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,

размерами, цветом.

• Закрепление представлений о величине.

• Ознакомление с пространственными отношениями.

Воспитательные:

• Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.

 

Планируемые результаты освоения программы

- Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину.)

- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?» - Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов.

- Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду.

- Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.

- Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

-Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

- Различать левую и правую руку.

- Определять части суток.

Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы

1.8.Уровень программы, объем и сроки реализации программы (базовый, стартовый)

Уровень программы - базовый.

Срок реализации - программа «Знайка»   рассчитана на один год обучения.

На освоение  программы отводится 34 часа.

1.9.Организационно-педагогические условия реализации Программы

         Форма проведения занятия - очная.

       Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) – 20 минут, количество учебных недель – 32

       Возраст обучающихся: дети среднего  дошкольного возраста (4-5 лет).

      Принцип формирования групп:         Программа  «Знайка»  не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 4-5 лет разного пола и разной подготовки.

      Форма организации образовательного процесса: групповая.

1.10.Образовательные технологии, приемы и методы

Образовательные технологии

Методы обучения:

- словесный;

- практический;

- показа;

- наглядный, иллюстративный;

- частично-поисковый;

- контроля;

- творческого проекта.

Приемы:

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

2.Учебный план

№ п/п

Тема

Количество академических часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1.

Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними.

Величина. Большой и маленький.

Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур).

1

0.5

0.5

Наблюдение

2.

Количество и счет. Сравнение чисел 3—4, счет по образцу,

загадки. Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в пространстве. Слева, справа.

.

1

0.5

0.5

Наблюдение

3.

Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов.

Величина. Большой, поменьше, самый маленький.

Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур).

Логическая задача. Развитие внимания.

2 Математика (4 — 5 лет)

1

0.5

0.5

Наблюдение

4.

Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4—5.

Ориентировка во времени. Части суток.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.

1

0.5

0.5

Наблюдение

5.

Количество и счет. Знакомство с цифрой 1.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.

Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате.

Логическая задача.

1

0.5

0.5

Наблюдение

6.

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1.

Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера.

Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди множества фигур).

1

0.5

0.5

Наблюдение

7.

Количество и счет. Знакомство с цифрой 2.

Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра.

Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше.

1

0.5

0.5

Наблюдение

8.

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2.

Величина. Короткий, длинный.

Геометрические фигуры.

Овал (находить среди множества фигур).

1

0.5

0.5

Наблюдение

9.

Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов.

1

0.5

0.5

Наблюдение

10.

Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3.

Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. Развитие внимания.

1

0.5

0.5

Наблюдение

11.

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3—4.

Величина. Широкий, узкий.

Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур).

1

0.5

0.5

Наблюдение

12.

Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства.

Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе.

Логическая задача. Развитие внимания.

Геометрические фигуры. Круг, овал.

1

0.5

0.5

Наблюдение

13.

Количество и счет. Знакомство с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. Развитие внимания.

1

0.5

0.5

Наблюдение

14.

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Логическая задача.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

1

0.5

0.5

Наблюдение

15.

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Счет по образцу, сравнение чисел 3—4. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. Логическая задача.

1

0.5

0.5

Наблюдение

16.

Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов.

Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под.

Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник.

Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень).

1

0.5

0.5

Наблюдение

17.

Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

1

0.5

0.5

Наблюдение

18.

Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4—5.

Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.

Ориентировка во времени. Быстро, медленно.

1

0.5

0.5

Наблюдение

19.

Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными.

Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол,середина.

Геометрические фигуры.

Логическая задача.

1

0.5

0.5

Наблюдение

20.

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов.

Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький).

Логическая задача.

1

0.5

0.5

Наблюдение

21.

Количество и счет. Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет.

Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток).

Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже»,«еще поуже»,«самый узкий».

1

0.5

0.5

Наблюдение

22.

Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.

1

0.5

0.5

Наблюдение

23.

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

1

0.5

0.5

Наблюдение

24.

Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания.

1

0.5

0.5

Наблюдение

25.

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

Логическая задача. Установление последовательности событий.

1

0.5

0.5

Наблюдение

26.

Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки.

Величина. Развитие глазомера.

Логическая задача. Развитие внимания.

1

0.5

0.5

Наблюдение

27.

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете.

Ориентировка в пространстве. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.

Логическая задача. Развитие внимания

1

0.5

0.5

Наблюдение

28.

Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4,5. Соотнесение количества предметов с цифрой.

Логическая задача. Развитие внимания.

1

0.5

0.5

Наблюдение

29.

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5.

Порядковый счет. Логическая задача.

Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу

1

0.5

0.5

Наблюдение

30.

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу.

Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

Логическая задача. Развитие внимания.

1

0.5

0.5

Наблюдение

31.

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка.

Ориентировка в пространстве. Слева, справа.

Логическая задача. Развитие внимания

1

0.5

0.5

Наблюдение

32.

Количество и счет. Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах.

1

0.5

0.5

Наблюдение

Итого

32

16

16

3.Календарный учебный график

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Каникулы

Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия

Кол-во учебных недель

Место проведения занятия

Время проведения занятия

Сроки диагностики

02.09.2019-

24.04.2020

01.01.2020-

08.01.2020

1

20 мин

34

МБДОУ детский сад № 8

Группа №7

15.30-15.50

День:

пятница

Стартовая:

октябрь

Итоговая:

апрель

Тема занятия

Сроки занятия

Режим занятия

1.Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними.

Величина. Большой и маленький.

Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур).

06.09.2019

15.30-15.50

2.Количество и счет. Сравнение чисел 3—4, счет по образцу,

загадки. Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в пространстве. Слева, справа.

13.09.2019

15.30-15.50

3.Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов.

Величина. Большой, поменьше, самый маленький.

Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур).

Логическая задача. Развитие внимания.

20.09.2019

15.30-15.50

4.Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4—5.

Ориентировка во времени. Части суток.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.

27.09.2019

15.30-15.50

5.Количество и счет. Знакомство с цифрой 1.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.

Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате.

Логическая задача.

04.10.2019

15.30-15.50

6.Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1.

Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера.

Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди множества фигур).

11.10.2019

15.30-15.50

7.Количество и счет. Знакомство с цифрой 2.

Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра.

Ориентировка в пространстве

18.10.2019

15.30-15.50

8.Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2.

Величина. Короткий, длинный.

Геометрические фигуры.

Овал (находить среди множества фигур).

25.10.2019

15.30-15.50

9.Количество и счет. Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов.

Ориентировка во времени. Времена года (осень

01.11.2019

15.30-15.50

10.Количество и счет. Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3. Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. Развитие внимания.

09.11.2019

15.30-15.50

11.Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3—4.

Величина. Широкий, узкий.

Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур).

16.11.2019

15.30-15.50

12.Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства.

Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе.

Логическая задача. Развитие внимания.

Геометрические фигуры. Круг, овал.

23.11.2019

15.30-15.50

13. Количество и счет. Знакомство с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. Развитие внимания

06.12.2019

15.30-15.50

14.Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Логическая задача.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

13.12.2019

15.30-15.50

15.Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Счет по образцу, сравнение чисел 3—4. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. Логическая задача.

20.12.2019

15.30-15.50

15.Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов.

Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под.

Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник.

Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень).

27.12.2019

15.30-15.50

16.Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

10.01.2020

15.30-15.50

17. Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4—5.

Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.

Ориентировка во времени. Быстро, медленно.

17.01.2020

15.30-15.50

18.Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными.

Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол,середина.

Геометрические фигуры.

Логическая задача.

24.01.2020

15.30-15.50

19.Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов.

Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький).

Логическая задача.

31.01.2020

15.30-15.50

20.Количество и счет. Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет.

Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток).

Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже»,« самый узкий».

07.02.2020

15.30-15.50

21.Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.

14.02.2020

15.30-15.50

22.Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

21.02.2020

15.30-15.50

23.Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания.

28.02.2020

15.30-15.50

24.Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

Логическая задача. Установление последовательности событий.

06.03.2020

15.30-15.50

25.Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки.

Величина. Развитие глазомера.

Логическая задача. Развитие внимания.

13.03.2020

15.30-15.50

26.Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете.

Ориентировка в пространстве. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.

Логическая задача. Развитие внимания.

20.03.2020

15.30-15.50

27.Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4,5. Соотнесение количества предметов с цифрой.

Логическая задача. Развитие внимания.

27.03.2020

28.Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5.

Порядковый счет. Логическая задача.

Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу.

15.30-15.50

29.Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу.

Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

Логическая задача. Развитие внимания.

03.04.2020

15.30-15.50

30.Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка.

Ориентировка в пространстве. Слева, справа.

Логическая задача. Развитие внимания.

10.04.2020

15.30-15.50

32.Количество и счет. Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах.

24.04.2020

15.30-15.50

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области

                                                             СОГЛАСОВАНО

                                                                                                   зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с №8

_______________ Денисова Л. В.

«_______»______________2019 г.

Рабочая программа

базового уровня сложности

«Знайка»

Срок реализации программы:  1 год

Кол-во учебных недель: 32

Всего академических часов: 32

из них в форме групповой работы - 32

Кол-во часов в неделю: 1

Продолжительность занятия:        20   минут

Педагог:

Дехканова Е.В.

Первая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

      3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  художественной направленности «Знайка»

 Занятие 1

Тема

Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг (находить среди множества фигур).

Цель:

  • закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много;
  • считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приемами счета;
  • считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;
  • сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними;
  • сравнивать знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку;
  • учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • закреплять знания о геометрической фигуре круг (находить среди других геометрических фигур);
  • формировать представление, что круги могут быть разного размера;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Сравнение чисел 3—4, счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Слева, справа. Цель:

  • учить считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемами счета;
  • считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов;
  • закреплять знания о времени года (осень);
  • продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат (находить среди множества фигур). Развитие внимания.

Цель:

  • учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;
  • закреплять умение считать предметы (в пределах 5);
  • продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи;
  • учить выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку;
  • закрепить знания о геометрической фигуре квадрат;
  • формировать представление, что квадраты могут быть разного размера;
  • развивать зрительное внимание;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 4

Тема

Счет по образцу, сравнение чисел (4—5). Части суток. Слева, в середине, справа.

Цель:

  • продолжать учить считать предметы (в пределах 5);
  • упражнять в сравнении двух групп предметов;
  • учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет;
  • учить устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов;
  • закреплять представления о частях суток;
  • продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа);
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 5

Тема

Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате. Цель:

  • учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1;
  • учить писать цифру 1, используя образец;
  • находить цифру 1 среди множества других цифр;
  • закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине);
  • учить понимать последовательность расположения геометрических фигур;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Занятие 6

Тема

Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький. Треугольник (находить среди множества фигур).

Цель:

  • закрепить знание о цифре 1;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку;
  • закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других;
  • формировать представление, что треугольники могут быть разного размера;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Занятие 7

Тема

Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. Цель:

  • познакомить с цифрой 2;
  • учить писать цифру
  • учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • учить различать понятия «далеко», «близко»;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Тема

Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал (находить среди множества фигур). Цель:

  • закрепить знания о цифре 2;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (длинный, короткий);
  • закрепить знания о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур;
  • формировать представление, что овалы могут быть разного размера;
  • формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 9

Тема

Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень). Цель:

  • учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3;
  • учить писать цифру 3 по точкам;
  • находить цифру 3 среди множества других цифр;
  • продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов;
  • закрепить знания детей о времени года (осень);

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

Занятие 10

Тема

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Развитие внимания. Цель:

  • закрепить знания о числе и цифре 3;
  • продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • закреплять умение писать цифры 1, 2, 3;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку;
  • развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 11

Тема

Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3—4. Широкий, узкий. Прямоугольник (находить среди множества фигур).

Цель:

  • учить отгадывать математические загадки;
  • продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • упражнять в сравнении двух групп предметов;
  • развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий);
  • закреплять знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других;
  • формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера;
  • учить понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 12

Тема

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Развитие внимания.   Круг, овал.

Цель:

  • учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате);
  • учить отсчитывать предметы по образцу;
  • учить устанавливать равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга;
  • продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе;
  • развивать зрительное внимание;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 13

Тема

Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Развитие внимания. Цель:

  • учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4;
  • учить обводить цифру 4 по точкам;
  • находить цифру 4 среди множества других цифр;
  • учить соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький»;
  • способствовать развитию зрительного внимания;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 14

Тема

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо. Цель:

  • закрепить знания о числе и цифре 4;
  • продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов;
  • закрепить знания о геометрических фигурах треугольник, прямоугольник;
  • учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;
  • учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 15

Тема

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Счет по образцу, сравнение смежных чисел. Далеко, близко. Цель:

  • учить считать по образцу и названному числу;
  • учить понимать отношения между числами (3—4);
  • учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • формировать пространственные представления (далеко, близко);
  • закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник;
  • учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятие 16

Тема

Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года (зима, весна, лето, осень).

Цель:

  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • формировать представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, перед, посередине);
  • закреплять знания о геометрических фигурах;

закреплять знания о временах года (зима, весна, лето, осень)

Занятие 17

Тема

Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Цель:

  • учить отгадывать математические загадки;
  • познакомить с цифрой 5;
  • учить писать цифру 5 по точкам;
  • учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади);
  • закрепить знания о времени года (зима);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Занятие 18

Тема

Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4—5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно.

Цель:

  • закреплять умение считать в пределах 5;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии;
  • учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов;
  • раскрыть на конкретном примере понятия  «быстро», «медленно»;

Занятие 19

Тема

Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.

Цель:

  • учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • учить видеть геометрические фигуры в предметах;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самооценки и самоконтроля.

Занятие 20

Тема

Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький).

Цель:

  • продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить отгадывать математические загадки;
  • учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
  • учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов;
  • продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Занятие 22
  • Тема
  • Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр.
  • Цель:
  •        -учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов;
  • - упражнять в сравнении двух групп предметов;
  •     -учить соотносить цифру с количеством предметов;
  •     -учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться этими словами;
  • -закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат;
  • -познакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр;
  • -формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Занятие 23

Тема

Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

Цель:

  • продолжать учить порядковому счету (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы:  «сколько?»,  «какой по счету?»;
  • учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством  предметов;
  • закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Занятие 24
  • Тема
  • Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Развитие внимания.
  • Цель:
  • -учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • -учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине);
  • -способствовать развитию зрительного внимания;
  • -формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • -формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Занятие 25
  • Тема
  • Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. Установление последовательности событий.
  • Цель:
  • -закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • -учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • -продолжать учить различать понятия «влево», «вправо»;
  • -учить устанавливать последовательность событий;
  • -формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • -формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 26

Тема

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания.

Цель:

  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения;
  • учить отгадывать математические загадки;
  • учить сравнивать предметы разных размеров по величине;
  • учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку;
  • учить решать логические задачи на установление закономерностей.

Занятие 27

Тема

Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания.

Цель:

  • закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить решать логическую задачу на установление последовательности событий;
  • закреплять умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе;
  • закреплять умение различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самооценки и самоконтроля.
  • Занятие 28
  • Тема
  • Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Развитие внимания. Цель:
  • -закреплять умение считать (в пределах 5);
  • -закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов;
  • -учить сравнивать числа 4 и 5, развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов;
  • -учить решать логическую задачу на сравнение;
  • -формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
  • -формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 29

Тема

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу. Цель:

  • закрепить знания о цифрах от 1 до 5;
  • продолжать учить порядковому счету до 5, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях;

—        закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
Занятие 30

Тема

Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Развитие внимания.

Цель:

  • закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов;
  • закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела;
  • способствовать развитию зрительного внимания;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Занятие 31
  • Тема
  • Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. Развитие внимания.
  • Цель:
  • -продолжать учить соотносить цифру и количество предметов;
  • -учить отгадывать математические загадки;
  • -продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя;
  • -учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • -формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • - формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Занятие 32
  • Тема
  • Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года. Цель:
  • -продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • -продолжать учить отгадывать математические загадки;
  • -закреплять умение понимать отношения между числами;
  • -закрепить на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно»;
  • -продолжать учить сравнивать предметы по ширине;
  • -продолжать учить решать логические задачи;

4.Методические материалы

Алгоритм ООД

Части занятия

Цель

Формы работы

Продолжительность

Части занятия

Цель

Формы работы

Продолжительность

1.

Разминка

Постановка цели индивидуально или группе детей;

- Вовлечение в совместную деятельность;

- Использование наглядных, информационных средств.

- Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности.

- сказочное повествование,

- игровые ситуации,

- элементы пантомимы,

- игры-путешествия,

- дидактические игры,

- погружение ребенка в ситуацию слушателя,

- погружение ребенка в ситуацию актера.

- средняя группа – 4-5 минут;

2.

Физ.минутка

-позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

- проведение специальной физкультминутки перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов

- средняя группа – 2 минуты;

3.

Основное содержание – изучение нового материала

представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на исследование и решение поставленных задач данного занятия.

- задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия

- литературные произведения;

- средняя группа – 8 минут;

4.

Закрепление нового материала

даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию.

-- задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия

- литературные произведения;

 совместное обсуждение работ.

- средняя группа – 2 минуты;

5

Развивающие игры на развитие логического мышления

- Вовлечение в совместную деятельность;

- Использование наглядных, информационных средств.

работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом,в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.

4

4.1.Условия реализации программы

В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисково-исследовательская, учебная. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.

   Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию  дошкольников используются следующие методы:

- словесные (рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);

- наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, демонстрация видео фильмов, заучивание стихотворений с опорой на картины);

- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи и пр.);

- интерактивные методы (работа в парах, на ПК, цепочка, интервью, работа в малых группах).

4.2.Требования техники безопасности

Состояние предметно-развивающей среды соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:

- требований нормативных документов;

- материальных условий;

- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

      Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Для проведения игровых занятий с детьми имеется специальная групповая комната, где педагог гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, познавательные интересы, показатели развития).

Групповая комната оснащена необходимым оборудованием и материалами:

учебно-методические пособия, двусторонний  мольберт, фланелеграф, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, есть возможность использовать мультимедиа.

4.3.Взаимодействие с семьями воспитанников

Мероприятие

Содержание

Сроки

Родительское собрание

ознакомление родителей с программой кружка

Сентябрь 2019

Консультации для родителей

«Цель и задачи программы»

« Актуальность программы»

Октябрь 2019

Индивидуальное

Консультирование

родителей

Рассмотрение интересующих вопросов

В течение учебного года

Папки-передвижки

« Математические игры»

« Математика дома»

« Игра в развитии математических способностей»

В течение года

Итоговое занятие в виде викторины

Подведение итогов

Апрель 2020

5.Оценочные материалы

5.1.Мониторинг освоения программы

Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 4-5 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.

Система контроля, промежуточной аттестации

Анализируемый параметр

Критерии оценки

Уровень

Количество и счет

ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

высокий

ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

средний

ребенок не активен, выполняет работу без особого желания

низкий

Ознакомление с геометрическими фигурами

ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими  фигурами.

высокий

ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

средний

ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

низкий

«Определение величины»

 ребенок сравнивает  два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения

высокий

ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

средний

ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их,  друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

низкий

«Ориентировка

во времени, пространстве,

на плоскости»

 ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

высокий

 ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

средний

ребенок не справляется с заданием.

низкий

«Решение  логических задач»

  • выполняет задания самостоятельно, без помощи, доводит начатое дело до конца

высокий

  • требуется незначительная помощь

средний

  • выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция

низкий

5.2.Информационное и материально-техническое обеспечение реализации Программы (перечень)

1. Е.В.Колесникова Демонстрационный материал: Математика для детей         4—5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.

2.  Е.В.Колесникова Математика для детей 4—5 лет: Метод, пособие. М.:         ТЦ Сфера, 2015.

3. Е.В.Колесникова Я считаю до пяти: Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет.         М.:ТЦ Сфера, 2015

4. Наглядный материал «Величина»;

5. Наглядный материал «Цвет»;

6. Наглядный материал «Геометрические фигуры»;

7. Наглядный материал «Числа и цифры»;

Дополнительные:

1. Дидактические  и настольные игры по математике

         2. Геометрическая мозаика «Сложи узор»;

         3. Сборно-разборные игрушки;

         4. Материал, направленный  на развитие мелкой моторики и кистей рук (толстый шнур для завязывания узлов);

         5. Наборы  разрезных картинок, состоящие из 2-4, 4-6, 6-8 частей;

         6. Лото;

         7 .  Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых, в различные отрезки времени;

         8. Счетные палочки;

         9. Игрушки, куклы разного размера и посуда, одежда, мебель

Список литературы

  • В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
  • А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
  • В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
  • Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
  • Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
  • З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
  • З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (средняя группа) 2019-2020 уч.год

Рабочая программа (средняя группа) 2019-2020 уч.год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ средняя группа 2019-2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ средняя группа 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа для второй средней группы 2019 - 2020 год

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно - образовательного процесса; направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, ...

Рабочая программа для первой младшей группы 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа  разработана в соответствии с основной образовательной программой НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» и отражает особенности содержания и организации образовательн...

Рабочая программа для детей подготовительной группы 2019-2020 учебный год.

             Рабочая программа для детей                   подготовительн...

рабочая программа для средней группы 2019-2020 учебный год

рабочая программа для средней группы 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа средняя группа 2019-2020

Содержание рабочей программы средней группы (далее Программа) составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном...