Путешествие в царство знаний
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Диргела Вера Павловна

Методическая разработка на тему: Путешествие в царство знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tsarstvo_znaniy._met.razrab.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: 

«Путешествие в Царство знаний.»                                                                        

 (образовательная область – познавательное развитие)

Цель: формирование и закрепление элементарных математических представлений, представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени.

Образовательные задачи:

- Создавать условия для закрепления умения различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; знания о последовательности дней недели;

- Создавать условия для формирования умения находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;

-Создавать условия для обобщения и закрепления знаний детей о часах, их назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате).

- определять время по часам с точностью до 1 часа;

- упражняться в умение правильно строить вопрос;

- активизировать словарь по теме.

Развивающие задачи:

- развивать логическое и образное мышление, внимание, память, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, диалогическую форму речи, мелкую моторику;

- развивать сообразительность и быстроту реакции.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Словарная работа: профессор, математика, неделя, медальон.

Материалы и оборудование: разрезные картинки; корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6); карточки-задания; медальоны с буквами П, О, Б, Е, Д, А; блоки Дьенеша 1 комплект на одного ребёнка; таблица с зашифрованной фигурой; карточки – обозначения свойств блоков Дьенеша;  дидактическая игра «Живая неделя» (семь секторов разных цветов); три комплекта цифр от 0 до 10; кубик с цифрами; мячи; сундук с конфетами; картинки с изображением часов; цифры на магните; стрелки; ребусы, мяч.

Предварительная работа: решение математических задач, игры с блоками Дьенеша, игры на ориентировку во времени.

Ход НОД:

Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6 и задания.

Дети заходят в группу. На столе лежат разрезные картинки.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и покажем, что мы умеем и знаем.

- Ой ребята посмотрите, что это за конверт?  Как вы думаете, от кого это письмо? Давайте посмотрим, что внутри. Что это такое? Как мы можем узнать, кто на них изображен? (Ответы детей)

Дети собирают разрезные картинки.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, кто у нас получился? (Профессор – Математик)

- Тут внизу, что-то написано. Он предлагает нам пройти испытания в стране математики. За пройденные испытания вы получите в подарок сокровища.

- Чтобы справиться со всеми трудностями, вам поможет ваша сообразительность, смелость, внимательность и наблюдательность. Но самое главное, чтоб получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Вы готовы к путешествию? Тогда начнём!

-Чтобы попасть в страну математики, надо произнести волшебное заклинание. Давайте возьмёмся за руки и скажем: «Один, Два, Три, покружись, в стране математики окажись!» Вот мы и оказались в стране математики. Ребята, перед началом испытаний нам нужно найти волшебные мячики. Чтобы их найти , надо отгадать загадку.

Мячики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка.

Воспитатель:

- Кто видит, где наши мячики?

- Прекрасно! Чтоб узнать наше первое задание, нужно взять мячик с цифрой, обозначающей наименьшее число. Затем этот номер найти на столе, на котором лежит наше задание и необходимый материал для его выполнения. За каждое выполненное испытание вы получаете медальон с буквой. Если вы все задания выполните правильно, в конце из этих букв получится слово. (медальоны остаются на партах, в конце занятия 1 ребенок их собирает и вешает на доску.)

-Чтобы узнать кто из вас пойдёт брать мяч первым, нам нужно воспользоваться считалкой.

СЧИТАЛКА

Катится яблочко

С крутой горы,

Кто поднимет –

Тот выходи!

Один из детей, выбранный считалкой, достает мяч из корзины, с номером «_1_».

Воспитатель:

- Посмотрите, какая цифра здесь написана? (1) Где стол с этой цифрой – на нём наше первое испытание?

- Для начала, Профессор – математик предлагает вам математическую разминку.

Математическая разминка. (с мячом) Дети стоят полукругом

1. Сколько ушей у двух собак? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько носов у двух котов? (2)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10?

11. Сколько времён года ты знаешь?

12. Назови весенние месяцы (Март, апрель, май)

13. Сколько месяцев в году? (12)

14. Сколько рогов у трёх коров? (6)

15. Сколько концов у одной палки? (2)

16. Сколько ушей у четырёх мышей? (8)

17. Сколько хвостов у семи ослов? (7)

После выполнения задания дети получают первый медальон.

- Молодцы! Мы добыли первую подсказку – медальон, вперед за следующей! А этот медальон мы оставим на парте и в конце занятия повесим все медальоны на доску и прочитаем слово, которое получилось.

СЧИТАЛКА

Катится яблочко

С крутой горы,

Кто поднимет –

Тот выходи!

Ребенок достает мяч с числом «_2_» и находит соответствующий стол с этой цифрой.

Воспитатель:

- Назови, какая это цифра?

- Профессор Математики подготовил нам очень сложное задание. Он считает, что мы с ним не справимся.  Давайте попробуем?

Дети: (Да)

- Вам нужно расшифровать фигуру. Вот таблица с зашифрованной фигурой.

Расшифровать фигуру вы сможете, решив 4 примера:

Давайте вспомним по каким признакам мы можем определить нашу фигуру (по форме, цвету, толщине, величине)

Дети выполняют примеры и находят соответствующие свойства фигуры.

10-7=3

5+4=9

6+4=10

9-3=6

Итак, ребята, давайте скажем что за фигура у нас получилась.

- У нас получилась фигура …. Формы, … цвета, … толщины, …величины.

- Молодцы! Справились с этим заданием! Получаете медальон.

- Ваши пальчики устали? Приготовьте свои ручки.

Проводится пальчиковая игра:

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.

Один, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть!

Разбудили дом, соседей –

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять десять –

Веселятся все!

Но пора обратно всем –

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть – калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

- Молодцы, ребята! Нас ждет следующее задание!

Считалка

Катится яблочко

С крутой горы,

Кто поднимет –

Тот выходи!

Берут следующий мяч под цифрой «_3_».

Игра «Почини часы».

Воспитатель:

-Мы с вами попали в музей часов. Какие вы видите часы?

Дети: Механические, наручные, электронные, цветочные, часы-цветы, песочные, водяные, часы с кукушкой.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите на доску. Что это у нас?

Дети: (Круг)

-У профессора математики сломались его любимые часы. И он очень просит нас помочь ему их починить.

Воспитатель: Поможем?

Дети: (Да).

На магнитной доске нарисован круг. На подносе у воспитателя разложены цифры от 1 до 12. Каждую цифру нужно поставить на своё место. По команде воспитателя «Раз, два, три – часы почини!» дети чинят часы.

Воспитатель:

 -Ребята, вы починили часы? Что у вас получилось?

Дети: (Циферблат)

 Воспитатель: Чего не хватает?

Дети: (Стрелок).

 Воспитатель: Давайте вспомним, как называется длинная стрелка?

Дети: Минутная. Она перемещается по циферблату быстрее, чем короткая.

   Воспитатель: Как называется короткая стрелка?

Дети: Часовая. Она перемещается по циферблату медленнее, чем минутная.

Затем воспитатель перемещает стрелки часов, а дети определяют время.

Воспитатель:

— Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду!       Считалка

Берут мяч с числом «_4_».

   Воспитатель:

- А теперь мы с вами попадаем в город времени. Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.

Дидактические игры: «Живая неделя»

Материал: На столе семь частей круга с цветами спектра. На каждой части изображены соответствующие числа точками.

Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:

понедельник – оранжевый 1точка,

вторник – желтый 2 точки,

среда – зеленый 3 точки,

четверг – голубой 4 точки,

пятница – синий 5 точек,

суббота – фиолетовый 6 точек,

воскресенье – красный 7 точек.

Дети берут по одной карточке, определяют, что за день недели у них.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Дети выстраиваются в указанном порядке.

  Воспитатель:

          - Назовите свой день недели!

- Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);

- Пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);

- Воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);

- Суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье).

- Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.

- А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.

Считалка

Катится яблочко

С крутой горы,

Кто поднимет –

Тот выходи!

Ребенок берет мяч с числом «_5_». Выполняют задание.

Воспитатель: И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам. На столе лежат цифры (в хаотичном порядке). Цифры перепутались. Чтобы получить наш следующий медальон, нужно выложить их в порядке возрастания.

Дети выкладывают числовую прямую.

Воспитатель:

- Сосчитайте от 10 до 20.

- А теперь посчитайте в обратном порядке.

Дидактическая игра «Брось кубик и считай».

А теперь давайте поиграем. Вы должны бросить кубик, назвать цифру, которая выпадет и досчитать от нее до 10.

Дети бросают кубик, цифру называют и считают от неё до 10 (индивидуально).

- Из скольких единиц состоит число? – 3, 5, 7

- Посмотрите на картинку: какое число пропущено? (5...7, 8…10, 4…6)

- И с этим заданием вы справились! Вот награда!

- Устали, предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка.

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться может.

Влево смотрим – раз, два, три.

Вправо – тоже посмотри.

Вверх потянемся, пройдёмся.

И на место вновь вернёмся.

- Давайте выполним последнее задание.

Считалка

Ребенок берет мяч с цифрой «_6_».

- А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный. Игра «Реши ребус»

Сейчас мы попали в город смекалки. На этих картинках зашифрованы слова.

100лица

Под2Л

Ст3Ж

100Л

40А

Р1А

100лб

Смор1А

          По окончанию ребята получают медальон.

Рефлексия

- Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их.

Дети вспоминают все задания, которые они выполняли.

Воспитатель:

- Где мы сегодня побывали? (Ответы детей)

- Что мы делали на наших остановках? (Ответы детей)

- Для чего нужна математика? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано в наших медальонах. Давайте его скорее прочитаем.

Дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук.

-Дети получают сокровища.

Воспитатель:

-Понравилось вам путешествовать? (Да)

- А теперь ребята пора возвращаться в д/с. Давайте возьмёмся за руки и скажем волшебное заклинание: «Один, Два, Три, покружись в д/с окажись.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Царство Знаний

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы...

Развлечение ко Дню Знаний "Путешествие в мир Знаний"

Дети отправляются в увлекательное путешествие на паровозике. На каждой станции их ждут интересные задания и весёлые герои....

«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»

Сценарий для разновозрастной группы детей...

Олимпиада "Царство знаний"

Предлагаю Вашему вниманию олимпиаду "Царство знаний". Эта олимпиада разработана для детей 4 - 6 лет. С помощью этой олимпиады Вы сможете проверить знания вашего малыша на начало учебного год...

Конспект итогового комплексного занятия По развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Царство знаний и правильной речи».

Речевые задачи:Продолжать работу над формированием умения составлять на основе серии сюжетных картинок последовательные изложения, соблюдая структуру повествования. Продолжать учить в речи согласовыва...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие в царство знаний"

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ТЕМА: «Путешествие в царство Знаний»   образовательная область  (Познавательное развитие)...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Путешествие в царство Знаний»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ТЕМА: «Путешествие в царство Знаний» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  (Познавательное развитие) Возрастная группа - подготовительна...