Сенсорное развитие в младшей группе
методическая разработка по математике (младшая группа)

Подборка дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

 

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников. Роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна.

Величина: «Большие и маленькие»«Какой мяч больше?»«Угости зайчика» и т. п.

Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма: «Какой это формы»«Круг, квадрат»«Волшебный коврик»«Заштопай штанишки»«Найди окошко для фигурки» и т. п.

 В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет«Разноцветные ладошки»«Поможем ежику»«Поставь букет цветов в вазу»«Подбери чашки к блюдцам» и т. п.

 Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами«Сложи матрешку»«Сложи пирамидку»«Построй башенку»«С бельевыми прищепками», и т. п.

Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенкусобрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Зрительное восприятие формы

В этих играх нельзя действовать с помощью практической ориентировки, здесь форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Иногда можно практически проверить результат с помощью наложения и приложения.

«Чей домик»

Задачи. Соотносить геометрические фигуры в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Деревянная подставка с контурами – прорезями геометрических фигур, геометрические фигуры, по размеру подходящие к прорезям.

Ход игры. Взрослый ставит на стол подставку с контурами – прорезями, и одну из геометрических фигур и говорит детям, что сейчас они узнают, где домик для этой фигуры. Одному ребенку предлагает найти домик для фигуры. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию.

Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом взрослого: - Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться круг (квадрат и др.).

«Найди окошко»

Задачи. Учить видеть форму в предмете, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Деревянный куб с прорезями разной формы, объемные геометрические формы, соответствующие прорези коробки.

Ход игры. Взрослый ставит перед ребенком куб, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные формы так, чтобы основание каждой формы, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить форму к прорези, поворачивая нужной стороной.

«Что катится, что не катится»

Задачи. Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование. Воротца, шарик и кубик.

Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает, двоим прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному - кубик, другому - шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы

предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».

«Разложи фигуры по местам!

Задачи. Познакомить с плоскими геометрическими фигурами — квадратом, кругом, треугольником; учить подбирать нужные фигуры разными методами.

Оборудование. Коробка с изображениями геометрических фигур.

Ход занятия. Педагог вынимает фигурки из углублений и предлагает детям поиграть с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предлагает детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздает детям по одной фигурке и предлагает по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подводит итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз показывает и называет все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

«Лото» (нахождение формы)

Задачи. Учить вычленять контур предмета, выбирать форму по образцу, учить воспринимать фигуры, закреплять их названия.

Оборудование.  Карточки с изображением трех одноцветных форм (1-круг, квадрат, треугольник: 2-круг, овал, квадрат; 3-квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п., набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки).

Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (Форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем педагог переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает. Что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты.

«Подбери перышко».

Задачи. Учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, повторять фразы вслед за воспитателем.

Познание

«Дорожка из камешков».

Познакомить детей со свойствами камня: тяжелый, легкий; большой стучит громко, маленький стучит тихо; камни твердые. Подвести детей к пониманию того, что из камней можно делать постройки.

«Домик из песка для черепашки Агашки».

Задачи. Формировать представления детей о свойствах песка. Песок сыпучий, сухой; сырой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды, из него можно строить различные сооружения.

«Домик из камней для черепашки Агашки».

Задачи. Закрепить знания детей о свойствах камня:

камень — твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы, из него можно строить различные сооружения.

Тяжелые предметы в воде тонут, легкие – плавают.

Воспитывать гуманное отношение к животному миру.

«Где звенит»

Задачи.  Познакомить детей с колокольчиком. Развивать слуховое внимание и ориентировку в пространстве.

«Найди желтый флажок»

Задачи. Учить детей находить предмет определенного цвета.

«Найди зеленый шарик»

Задачи. Учить детей находить определенный предмет.

«Найди пару сандалику»

Задачи. Развивать умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака цвета.

«Найди цветок для бабочки»

Задачи. Знакомить с названиями основных цветов. Учить детей различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.

Музыкальная игра «Тихо – громко»

Задачи. Развивать музыкальный слух, музыкальные сенсорные способности (различение динамики).

«Кто как кричит»

Задачи. Прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами.

«Красный - зеленый»

Задачи. Развивать восприятие красного и зеленого цветов. Формировать знания, что на зеленый цвет – идти (топать ножками, на красный – стоять.

«Красивая пирамидка»

Задачи. Знакомить с принципом складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо).

«Разложи фигуры по местам!»

Задачи. Познакомить с плоскими геометрическими фигурами — квадратом, кругом, треугольником.

«Что изменилось»

Задачи. Запоминать предметы и их изображения, воспитывать интерес к внешнему виду предметов и их различению.

«Найди свою игрушку в мешочке»

Задачи. Узнавать на ощупь знакомые предметы, ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

«Два поезда»

Задачи.  Знакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине.

«Конструктор»

Задачи. Закреплять названия геометрических фигур, соотносить их по размеру.

«Какого цвета нет»

Задачи. Запоминать цвет; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.

«Узкая и широкая дороги на улице»

Задачи. Дать понятие, что на улице есть дороги широкие, по которым ездят машины, и узкие, по которым ходят дети с папами и мамами.

«Сложи снеговика»

Задачи. Развитие умения выполнять действия с предметами разной величины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка"

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка". Ранний возраст....

«Хрюша в гостях у детей» (Конспект традиционного занятия по сенсорному развитию детей младшей группы).

Конспект традиционного занятия по сенсорному развитию детей младшей группы....

Конспект НОД по познавательному развитию (математическое и сенсорное развитие) (вторая младшая группа) Тема «Круг, квадрат, треугольник»

Тема «Круг, квадрат, треугольник»Цель:Познакомить детей с треугольником. Учить различать и называть его, обследовать осязательно – зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и названию....

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и сенсорному развитию. Первая младшая группа. Тема: "Матрешки в гостях у ребят"

Упражнять в умении различать и называть размеры – большая, поменьше и самая маленькаяЗакреплять у детей знания об основных цветах Закреплять представление детей о понятиях «один» и «много»Способс...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и сенсорному развитию. Первая младшая группа. Тема: "У бабушки на огороде"

Способствовать обогащению и активизации словарного запаса детейЗнакомить с овощами и фруктами, уточнять их названиеУчить детей рассказывать стихи с помощью пальцев рук...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...