Роль элементарных математических представлений в развитии дошкольников
консультация по математике (старшая группа)

Колкова Елена Геннадьевна

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки проникновением ее в различные области знаний. В будущем математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eleny_gennadevny.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Роль элементарных математических представлений в развитии дошкольников

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки проникновением ее в различные области знаний. В будущем математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Кроме того, математика играет огромную роль в умственном развитии детей, в развитии мышления и интеллекта, что очень важно для социальной успешности и профессиональной востребованности в будущем.

Бесспорно, обучение математике оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка:

-умственное развитие: развивается восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические знания, умения, навыки;

-нравственное развитие: развивается дисциплинированность, организованность, аккуратность;

-эстетическое развитие: развивается эстетика (при работе с чертежами, модулями), красота математической мысли при высказываниях.

Рассмотрим возможности всестороннего развития ребенка в процессе формирования элементарных математических представлений

1 Сенсорное развитие.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания математики качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы(движение глаз, прослеживающих форму и размер предметов, ощупывание руками). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представление об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов-цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.

2 Развитие мышления

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления, а именно наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

3 Развитие памяти, внимания, воображение

Память включает в себя запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание информации. Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. Образы воображения формируются в результате мыслительного конструирования объектов.

4 Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка. У детей обогащается словарный запас, формируется умение отвечать полный предложением, а также формируются логические рассуждения

5 Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются навыки необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и другие.

6 Развитие познавательных интересов

Значение познавательного интереса:

-активизируется восприятие

-расширяется кругозор

-способствует умственному развитию

-повышает качество и глубину знаний

-способствует успешному применению знаний на практике

-побуждает самостоятельно приобретать новые знания

-оказывает положительное влияние на формирование личности

-оказывает положительное действие на здоровье ребенка.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты и уровень информации требуют больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка.

Дошкольный возраст-важнейший стартовый период жизни человека. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения.

Важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого. Необходимо учитывать периодичность и последовательность познавательных процессов детей в зависимости от психофизического развития каждого ребенка. Если дошкольник не достиг  того возраста, в котором он способен понять математические процессы, то занятия не будут играть ни какой роли для его сознания.  Возможности ребенка определяются его психологией.  В современном мире все чаще входят в программы обучения дошкольников инновационные методы и средства.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью.

Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью можно развивать память, внимание, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, навыки, умения, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры с математическим содержанием развивают творческие способности, логическое мышление, речь, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

Следовательно играя- можно ненавязчиво обучать ребенка элементарным математическим знаниям.

Также для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создавать условия и в первую очередь, предметно-развивающую среду. Чем  полнее и разнообразнее подобранный материал, тем более вероятным будем своевременное прохождение этапов развития. Наличие соответствующего материала позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольника  любознательность, но и развивать познавательные интересы дальше.

При правильном подходе математическое развитие детей может быть организовано в любых режимных моментов, что также влияет  на успешное развитие, закрепление математических познаний.

Необходимо отметить связь с различными образовательными областями, где педагоги легко могут включать в свою деятельность приемы для развития и закрепления математических способностей.

Таким образом, формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности

Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в ис...

Статья: Использование элементарных математических представлений в развитии речи дошкольников

Рекомендации  как  использовать  Элементарные  математические  представления  для  развития  речи  дошкольников...

Рабочая тетрадь по развитию элементарных математических представлений для старших дошкольников 6-7 лет "Путешествие в страну Математика"

Предлагаемая развивающая тетрадь предназначена для совместной работы дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста.Тетрадь содержит игровые задания, которые способствуют развитию математически...

Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Теоретическая значимость данного опыта работы заключается в том, что конкретизация структуры логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психическо...

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....

Роль элементарных математических представлений в жизни дошкольников.

Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка....