Организованная совместная деятельность в рамках основной образовательной программы дошкольного учреждения «Занимательная математика» в средней группе.
рабочая программа по математике (средняя группа)
Математические знания дошкольника - непосредственно важная основа в умственном развитии ребенка. Благодаря математическим знаниям дети учатся: анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычислительные операции, логически мыслить, различать геометрические фигуры, называть их признаки, ориентироваться в пространстве. У детей дошкольного возраста развивается память, внимание, мышление. Знания, полученные в детском саду, дети применяют в повседневной жизни. Поэтому задачами педагога являются: вызвать интерес у детей к занятиям, дать необходимые элементарные математические знания, подводить детей к самостоятельным ответам, поискам решений. Педагог должен найти подход к каждому ребенку и дать эти знания всем детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная совместная деятельность в рамках основной образовательной программы дошкольного учреждения
«Занимательная математика».
Актуальность
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 4 до 7 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии -длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Математическая грамотность, развитое логическое мышление - это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Цель совместной деятельности - овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления.
1. Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу.
2. Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов - заместителей.
3. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
4. Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа)), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
5. Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.
6. Развитие умения замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
7. Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
8. Развитие психических процессов: абстрактно - логического и наглядно - образного мышления, памяти, внимания.
9. Развитие любознательности: формировать умение задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывать мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
10. Формирование наблюдательности, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
11. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Основные принципы и методические приемы:
Занятия построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом ФГОС ДО.
Принципы:
- системность;
- наглядность;
- цикличность построения занятий;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
- констатация успеха;
- поддержка ребенка в ситуации неудачи;
- одобрение поведения;
- анализ игровой ситуации расширение кругозора;
- создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи, безопасности, доверия;
- демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений.
Прогнозируемые результаты
К концу учебного года дети научатся:
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- составлять алгоритм решения логических заданий.
Перспективный план совместной деятельности
«Занимательная математика»
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь 1 неделя | «Путешествие в осенний парк» | Выявить уровень математических представлений; закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих. |
2 неделя | «Сравнение множества» | Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения; совершенствовать умение группировать предметы; совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании; закреплять умение сравнивать множества; упражнять в различении цветов и оттенков предметов. |
3 неделя | «Знакомимся с цифрами 1и 2» | Познакомить с цифрами 1 и 2; закрепить знания о геометрических фигурах; развивать воображение детей. |
4 неделя | «Собери из частей» | Упражнять в складывании целого изображения из нескольких частей, развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук. |
Октябрь 1 неделя | «Ориентировка в пространстве» | Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, вперед, назад; познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра»; развивать внимание, творческое воображение. |
2 неделя | «Цифра 3» «Счет в пределах 3» | Формировать умение детей считать до трех; показать образование числа 3; учить обозначать число 3 цифрой; закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр. |
3 неделя | «Нарисуй картинку палочками» «Цифра 4» | Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек; развивать мыслительные операции; учить детей считать до 4; обозначать число 4 цифрой. |
4 неделя | «Счет в пределах 4. Соотношение количества предметов с цифрой» «Время года. Сезоны» | Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов; закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр; учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4; закреплять навыки конструирования; познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать сколько есть времен года. |
Ноябрь 1 неделя | «Пара» «Интересные слова «между», «за», «перед»» | Уточнить понимание детей значения слова «пара»; продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку; уметь называть своё местоположение. |
2 неделя | «Знакомство с цифрой 5» «Игры с камешками» | Формировать умение у детей считать до 5; познакомить с образованием числа 5; учить обозначать число 5 соответствующей цифрой; познакомить детей с камнями Марблс, формировать умение составлять узор из них; закреплять знание цвета, формы, размера; развивать творческое воображение. |
3 неделя | «Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой» | Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные, обозначать количество предметов цифрой; продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек; закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество предметов соответствующей цифрой; закрепить умение сравнивать и уравнивать множества. |
4 неделя | «Сравнение по толщине, высоте» | Формировать умение сравнивать предметы по толщине, высоте, употреблять в речи слова толще - тоньше, выше - ниже. |
Декабрь 1 неделя | «Знакомство с цифрой 6» « Счет в пределах 6. | Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием числа 6; учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество; закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6. |
2 неделя | «Разрезанные картинки» «Образование числа 7» | Закреплять умение составлять предмет или несложный сюжет по образцу; познакомить детей с образованием числа 7; закрепить представления детей о прямоугольнике. |
3 неделя | Знакомство с прямоугольником» | Познакомить более углубленно с геометрической фигурой. |
4 неделя | «Цифра 7» «Дни недели» | Закрепить умение считать в пределах 7; познакомить с цифрой 7; развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве; познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня; объяснить, почему именно так. |
Январь 1 неделя | «Образование числа 8. Цифра 8» | Познакомить с образованием числа 8; учить обозначать число цифрой. |
2 неделя | «Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Развивать наблюдательность; учить видеть различия в похожих предметах; учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. |
3 неделя | «Счет до 8. Знакомство с овалом» | Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число соответствующей цифрой; познакомить детей с овалом, формировать умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. |
4 неделя | «Знакомство с понятием «сутки»» | Познакомить с понятием сутки. |
Февраль 1 неделя | «Слева, справа» «Рисование фигур по точкам» | Формировать умение понимать и использовать в речи слова «слева», «справа», «посередине», формировать представление о положении предмета справа и слева от себя; развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах; формировать умение ориентироваться на листе бумаги. |
2 неделя | «Образование числа 9. Цифра 9» «Закрепление умения считать до 9» | Учить детей считать в пределах 9; показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой; продолжать упражнять детей в видоизменении геометрических фигур; закрепить умение считать до 9; учить правильно называть числительные. |
3 неделя | «Число 10» | Учить детей считать в пределах 10; обозначать число соответствующей цифрой. |
4 неделя | «Близко - далеко. | Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. |
Март 1 неделя | «Что такое «порядок»?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. |
2 неделя | «Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 10» | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. |
3 неделя | «Цифры заблудились» | Учить выстраивать последовательный числовой ряд. |
4 неделя | «Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания. |
Апрель 1 неделя | «Знакомство с понятием «симметрия»» «Закрепление знаний о симметричных фигурах. | Познакомить детей с понятием симметрия; закрепить знания о геометрических фигурах; закреплять знания о симметричных фигурах; совершенствовать умение создавать изображения из геометрических фигур. |
2 неделя | «Какие бывают линейки» «Рисуем по линейке» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении; формировать умение проводить прямые линии и рисовать по линейке; развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. |
3 неделя | «Найди не достающую» «Знакомство с фигурами - шар, куб, конус, цилиндр» | Формировать умение видеть пропущенное число в числовом ряду, развивать сообразительность; знакомить детей с объёмными фигурами |
4 неделя | «Математическое домино «Задачи на смекалку» | Закреплять умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать логику, находчивость, внимательность. |
Май 1 неделя | «В городе геометрических фигур» | Закреплять знания о геометрических фигурах; закреплять умение закрашивать замкнутые области. |
2 неделя | «Когда это бывает?» «Путешествие по комнате» | Закреплять знания детей о времени суток, порядке его наступления; днями недели, их порядком и названием каждого дня; закреплять понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.; развивать логику, находчивость, внимательность. |
Методическое обеспечение:
1. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991;
2. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л. В. Колесова. Изд. 2-е, доп. - Волгоград: Учитель, 2014;
3. Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР для средней группы детского сада средней группы
Рабочая программа воспитателя содержит целевой, содержательный и организационный разделы...
Рабочая учебная программа по реализации «Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка» в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи №9 на 2018-2019 учебный год
Рабочая учебная программа по реализации«Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка»в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 л...
Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55» Энгельсского муниципального района Саратовской области во второй
Аннотация к планированию образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования составлена воспитателем.В основе Планирования лежат концептуальные положени...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Б» 5-6 лет на 2018-2019 учебный год
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г.Нижневартовыска ДС №86 «Былинушка» на 2018 – 2019 учебный год, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ...