Перспективное планирование по теме: «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в процессе разных видах деятельности»
методическая разработка по математике

Шерер Надежда Викторовна

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, при формирований элементарных математических представлений в процессе разных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p._gotovyy_2_goda.docx69.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Перспективное планирование по теме:

«Использование дидактических игр по формированию элементарных математических   представлений в процессе разных видах деятельности»

Автор – составитель:

воспитатель I кв.категории

Шерер Н.В.

2019 г.

Аннотация

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, при формирований элементарных математических представлений в процессе разных видов деятельности.

Актуальность

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Формирование элементарных математических представлений направлено на развитие важнейшей составляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей. В связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.).  Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольной организации должно отводиться важное место.

Основная часть методической разработки

Цель  разработки:  использование дидактических игр при формировании элементарных математических     представлений у детей дошкольного возраста.

Цель достигается путем задач:

  1. учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов; разбивать множества на части и воссоединять их;
  2. совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве;
  3. формировать у детей первоначальные измерительные умения;
  4. дать детям элементарные представления о времени.

Содержание методической разработки

Использование занимательного материала в непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.  

Использование занимательных дидактических игр и упражнений  на занятиях и в повседневной жизни  благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом: показ, инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы к детям.

Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей все-таки удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.

Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты

При успешной реализации поставленной цели планируется получить следующие результаты:

  1. считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  2. сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы);
  3. называть последовательно части суток, дни недели;
  4. составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =);
  5. различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес) и способы их измерения;
  6. распознавать, называть: отрезок, угол, многоугольники, шар, куб, цилиндр; проводить сравнение.

 «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических   представлений в процессе разных видах деятельности в старшей группе»

Сентябрь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Счет в пределах 5. Сравнение предметов. Квадрат. Состав числа».

Закрепление навыка счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина).

 Демонстрационный материал: набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал: наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Беседа: «Роль развивающих игр в формировании элементарных

математических представлений у детей старшего

дошкольного возраста».

Д/и «Волшебные салфетки».

Продолжать ориентироваться на плоскости.

На каждого ребёнка: тканевая салфетка (разных цветов), набор геометрических фигур.

Д/и «Волшебные палочки».

Продолжать учить преобразовывать геометрические фигуры с помощью палочек Кьюзинера.

Набор палочек Кьюзинера.

Сюжетно ролевая игра «День рождение».

Д/и «Сосчитай - ка».

Закреплять счёт до пяти, называя итоговое число.

Праздничный набор (стаканы, тарелки, подарки, открытки, угощения из соленого теста, торт, колпаки) - всего по 5.Карточки с предметами, карточки с цифрами.

Октябрь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Счет в пределах 6 и 7. Части суток. Больше. Меньше (на сколько?). Знаки > и <. Геометрические фигуры.

Знакомство с арифметическими знаками.

Учить считать в пределах 6 (7), показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6 (6 и 7). Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы. Расширять представления о последовательности частей суток.

Демонстрационный материал: наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка.

   Раздаточный материал: двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (один набор на двоих детей), 4 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах),  иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток.

Памятка: «Значение занимательного математического материала для

умственного развития детей».

Работа в центре математического развития – д/и «Сравни, не ошибись».

Упражнять в сравнении двух групп предметов.

5 пар разных игрушек, комплект индивидуальных картинок для сравнения.

Создание макета «Мой день в детском саду».

Д/и «Когда это бывает».

Закреплять названия и последовательность частей суток.

Для создание макета: ножницы, клей, цветная бумага, цветные карандаши, условные знаки, картон.

Иллюстрации с изображением деятельности в разное время суток, модели частей суток.

Прогулка  - д/и «Разные цветы».

Развивать умение сравнивать одну группу предметов с другой, определять равенство (неравенство) групп   по количеству входящих в них предметов.

На прогулке:  клумбы цветов с разнообразными цветами.

Д.и.: игровой комплект с изображением разнообразных цветов.

Ноябрь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Число 8 и 9. Порядковый счет. Раньше, позже. Геометрические фигуры».

Учить считать в пределах 8 (9), показать образование числа 8 (9) на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8 (8и9).Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше – позже. Учить отвечать на вопросы «Который по счету?», «На котором месте?». Развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

 Демонстрационный материал: волшебный куб, на каждой грани которого изображено от 2 до 7 кругов, барабан, бубен, ширма, фланелеграф, наборы кругов и квадратов (по 8 фигур), 3 игрушки, предметы, имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника (по 3–4 штуки).

Раздаточный материал: двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; по 3–4 штуки для каждого ребенка).

Мастер-класс: «Занимательные игры своими руками».

Игровая ситуация

«Поможем Незнайке».

Д/и «Сложи фигуру».

Упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

На каждого ребёнка: набор геометрических фигур разных по цвету и размеру, изображения из геометрических фигур.

Прогулка – д/и «Кто за кем»

Упражнять в порядковом счете до 9 и в сравнении: выше-ниже.

Д.И.: 9 игрушек разной высоты.

Работа в центре математического развития.

Д/и «Яблоневый сад».

Формировать навык сравнения предметов по высоте на глаз. Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 9.

Фланелеграф, плоскостные изображения деревьев разной высоты.

Декабрь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Количество и счёт. Число 9 и 10. Геометрические фигуры. Дни недели. Цифры 1-5».

Знакомство с цифрами 1-5. Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.Учить последовательно называть дни недели.

Демонстрационный материал: музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток; квадрат, разделенный на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов.

 Раздаточный материал: наборы квадратов и треугольников.

Консультация: «Инновационные технологии в ФЭМП у детей дошкольного

возраста».

Чтение сказки «Как появилось число 10».

Закрепить навык счета по образцу и на слух в пределах 10.

Сказка «Как появилось число 10».

Прогулка

Д/и «Назови скорее».

Формировать знания о днях недели и закрепить знания их последовательности.

Мяч

Математический досуг «В гостях у  геометрических фигур».

Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

Три ширмы: на одной изображен дом Квадрата, на другой — дом Круга, на третьей – дом Треугольника. Две ленты: длинная красного цвета, короткая — синего цвета. Плоскостные изображения грибов, лесных ягод, овощей. Три дощечки разной длины. Синие ленты — “река”.

Помощь в изготовлении ширм.

Январь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Цифры (6-8). Состав числа. Ориентировка в пространстве. Геометрические фигуры».

Знакомство с цифрами 6-8.Познакомить с количественным составом числа 4 из единиц. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Закреплять пространственные представления. Умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди, сзади, межу, рядом.

Демонстрационный материал: фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шарфики»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей).

Раздаточный материал: двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), «шарфики»-полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка).

Буклет: «Развитие логического мышления у детей».

Прогулка

Д/и «Робот»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания.

Различные предметы для Робота.

Работа в центре творчества

Д/и «Волшебные ниточки».

Закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

На каждого ребёнка: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.

Чтение дидактической сказки «Ступеньки».

Д/и «Какое число я пропустила».

Закрепить счет до 10. Развивать память, слуховое внимание.

Дидактическая сказка «Ступеньки», магнитная доска, 10 карточек с изображением а них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета), флажки.

Февраль

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Счет в прямом и обратном порядке. Цифра 9. Состав числа 5. Условная мерка».

Знакомство с цифрой 9.Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5. Учить сравнивать два предмета по длине с помощью условной мерки, равному одному из сравниваемых предметов.

Демонстрационный материал: веер с 5 лепестками разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру.

 Раздаточный материал: наборы картинок с изображением птиц (6–7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников, круги разного цвета (по 7–8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей).

Консультация: «Игры с палочками Кюизенера».

Прогулка

Д/и «Бегите к цифре».

Упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве.

Карточки с изображением цифр, расположенных в разных местах (группы/прогулочного участка).

Работа в центе экспериментирования – д/и «Разные мосты».

Познакомить с работой с помощью условной мерки.

Строительные наборы.

Сюжетно-ролевая игра «Фотосалон»

Закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов.

Раздаточный материал: набор фишек (пуговиц или мелких игрушек), карточка размером 10х15 или 15х20, фишки. Карточки с изображением цифр.

Март

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Число 10. Цифра 0. Сравнение предметов по длине. Счет в пределах 10. Геометрические фигуры».

Познакомить с цифрой 0. Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

Совершенствовать навык счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами. Познакомить с записью числа 10. Совершенствовать представления о треугольниках. Дать представления о четырехугольниках.

Демонстрационный материал: счетная лесенка, карточка с изображением четырех кругов, фланелеграф, наборное полотно, 5–6 предметов мебели, 5–6 карточек с изображением диких птиц, 5–6 карточек с изображением транспорта.

Раздаточный материал: треугольники разного цвета (по 6–7 штук для каждого ребенка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого ребенка), геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники, по 1 фигуре для каждого ребенка).

Консультация: «Графические диктанты – средство интеллектуального

развития дошкольников»

Работа в центре математического развития

Д/и «Кривые зеркала».

Закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число.

Демонстрационные карточки с цифрами и счётные линейки для каждого ребёнка (вместо линеек можно использовать карточки произвольного размера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пуговицы).

Прогулка

Д/и «Отгадай».

Закреплять умение различать геометрические фигуры.

Мяч; геометрические фигуры разных цветов и размеров.

Работа в центре экспериментирования – д/и «Чем можно измерить длину».

Развивать познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец).

Сантиметровая лента, линейки, простые карандаши, бумага, отрез ткани длиной 3 м, шнур длиной 1 м, рабочие листы.

Сюжетно ролевая игра «Салон красоты».

Д/и «Разные прически».

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины. При сравнении соизмерять предметы по заданным признакам.

Атрибуты к СРИ «Салон красоты»: халаты, расчёски, зеркало, различные флакончики.

Печатные куклы разного размера, разнообразные вырезанные прически.

Физкультурный досуг «Тайна города цифр».

Упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве.

Ноутбук, проектор, демонстрационный экран, презентация, музыкальным сопровождением, спортивный инвентарь, наглядный раздаточный материал по теме «Цифры и геометрические фигуры», светящийся шар, сундук, плакаты и геометрические фигуры для оформления зала, костюмы героев.

Присутствие на физкультурном досуге.

Апрель

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Условная мерка. Круг и его части. Соседи числа. Ориентировка на листе бумаги».

Продолжать учить сравнивать предметы по величине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Демонстрационный материал:  ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

Раздаточный материал: квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.

Индивидуальные беседы: «Рекомендации по приобретению игр математического

содержания».

Прогулка

Д/и «Живые числа».

Продолжать учить называть соседей заданного числа.

Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Игровая ситуация «Расскажи Карлсону о комнате».

Д/и «Путешествие по комнате».

Закреплять знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Учить находить предметы разной формы.

Иллюстрации комнаты с различными предметами, предметы разных геометрических форм.

Работа в центре творчества

Д/и «Котята разбежались».

Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый. Верх, верхний, низ, нижний, центр.

Фланелеграф, фигуры котят.

Май

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Состав числа из единиц.

Сравнение предметов по величине. Цифры 0-9. Деление целого на части».

Закрепить количественный состав числа 10 из единиц. Закрепить умение делить квадрат и круг на 4 равные части, умение называть части и сравнивать целое и часть. Повторить цифры от 1 до 9. Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой величины, равные образцу.

Демонстрационный материал: фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами), картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки.

Раздаточный материал: наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги, двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей).

Родительское собрание: «Чему научились за учебный год».

Рекомендации: «ФЭМП у дошкольников в летний период».

Рассматривание иллюстраций из альбома «Необычные цифры».

Д/и «На что похожа цифра», «Где спряталась цифра».

Закрепить зрительный образ цифр. Развивать внимание.

Альбом «Необычные цифры», карточки с цифрами, карточки с сюжетными картинками (где спрятаны цифры).

Помощь в создании альбома «Необычные цифры».

Просмотр мультфильма «Яблоко» В. Сутеева.

Закрепить умение делить целое на равные части.

Мультфильм «Яблоко» В. Сутеева.

Сюжетно-ролевая игра «Театр Буратино».

Д/и «Что спрятано в мешочке».

Закрепить умение находить предметы одинаковой величины.

Маски персонажей, костюмы,  атрибуты персонажей, мешочек, в который складываются большие и маленькие шары, кубики, пуговицы, монеты и т. д. образцы таких же предметов соответствующего размера выкладываются на столе – они предназначены для контроля правильности выполнения задания.

Развлечение «Путешествие в страну Математики».

Закрепление полученных знаний по формированию математических представлений.

Веревка для создания речки, картонные полоски-дощечки, курица с цыплятами (9шт, домик с зайцем, штакетник одного цвета (8 шт, радуга, карточки с изображением предметов разного количества, треугольник, разделенный на 4 треугольника, домик (состав числа4, обручи, картинка для цифры 2, цифры от 1 до 10, доска, музыкальное сопровождение.

Присутствие на развлечении.

«Использование дидактических игр по формированию элементарных математических   представлений в процессе разных видах деятельности в подготовительной группе»

Сентябрь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Счет по образцу и названному числу. Числа и цифры от 1 до 10. Сравнение предметов. Ориентирование на листе бумаги. Геометрические фигуры».

Закрепление знаний о числах от 1 до 10. Сравнение величины предметов, умение правильно пользоваться словами большой, поменьше, еще меньше, самый маленький. Определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя, словом положение геометрических фигур. Закреплять знания о днях недели.

 Демонстрационный материал:  карточки, на которых нарисованы круги (от 1 до 7), вещи Незнайки (шляпа, ботинки и др.), кукольная мебель или макет комнаты, кукла, мишка, 3 кубика, 3 пирамидки,  карточки с цифрами 1 и 2, муляжи грибов (1 белый гриб и 2 подосиновика), 10 треугольников одного цвета, образец узора.

Раздаточный материал: карточки с цифрами 1 и 2, прямоугольники одного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), листы бумаги, цветные карандаши.

Беседа: «Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста».

Чтение дидактической сказки «Торт с минусом». Д/и «Найди отличие».

Познакомить детей со знаком минус. Развивать внимание.

Дидактическая сказка «Торт с минусом», карточки с отличием по количеству детей.

Игровая ситуация –«Помощь кукле Маше».

Д/и «Сделай узор».

Развивать представления о геометрических фигурах. Учить выделять особые признаки фигур (наличие и отсутствие углов).

На каждого ребёнка: салфетка, цветная бумага, клей, ножницы.

Шаблоны с геометрическими фигурами, шаблоны готовых узоров.

Прогулка – д/и «Неделька», п/и «Забрось мяч в корзину»

Уточнить и углубить знания детей о днях недели.

Семь тряпичных кукол на деревянных палочках, сделанных по типу народной куклы "Колокольчик", с вышитыми на передниках цифрами, соответствующими порядковым номерам дней недели, то есть от 1 до 7. Мяч, корзина.

Работа в центре художественного творчества – «Конкурс красавец Цифр».

Закрепить знания об образе цифр, учить писать цифры на листе бумаги, на доске.

На каждого ребёнка: альбомный лист, кисть, краски, цветные карандаши, ластики, салфетка, баночка с водой.

Октябрь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Соотнесение количества предметов с цифрой. Ознакомление с весом. Ознакомление с часами. Ориентирование во времени и пространстве. Логическая задача. Овал. Измерение линейкой. Арифметические задачи».

Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;  умение определять словом положение предмета; знания о днях недели. Продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах десяти. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

 Демонстрационный материал: корзина, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощей (картофель, морковь, свекла, огурец, кабачок, помидор, лук, баклажан), 2 тарелки, карточки с цифрами от 1 до 5, круг, 1/4 часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева, схема «маршрута» (см. рис. 3).

Раздаточный материал: наборы цветных карандашей, белые листочки осины (или клена), вырезанные из бумаги, круги, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 6, лист в клетку, простые карандаши.

Практическое занятие с

родителями: «Знакомство с календарем»

Работа в центре занимательной математике – д/и «Танграм», «Колумбово яйцо».

Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать логическое мышление.

Набор геометрических фигур, образцы фигур.

Набор к игре: овал, разрезанный на 10 частей, карточки – образцы.

Прогулка д/и «Веселый счет», «На что похоже».

Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; знания о геометрической фигуре – овал.

Картонные полоски и листики с наклеенными кружками от 1 до 10, картонные бабочки (бантики, листочки и др.), набор геометрических фигур разных по цвету и величине.

Экспериментальная деятельность «Найди клетку для жирафа».

Учить измерять линейкой, записывать результаты измерения.

На каждого ребёнка: линейка, бумага в клетку, простой карандаш, игрушечный жираф, нитка.

Работа в изо уголке – д/и «Муха в клетке», «Помоги Лунтику найти фигуру».

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя, словом положение геометрических фигур.

Игровое поле разбитое на клетки, муха (условный знак), набор геометрических фигур, игрушка Лунтик.

Беседа с презентацией «Где можно увидеть часы». Д/и «Поезд времени».

Обратить внимание на часы в  электроприборах, магнитофоне,

стиральной машине и т.п.

Учить детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития, развивать связанную речь

Ноутбук, проектор, презентация, разные виды часов,  12 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (жизнь человека, состояние природных объектов в разные времена года).

Ноябрь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Число 12. Состав числа из двух меньших. Определение времени на часах. Логическая задача. Математическая загадка. Измерение длины отрезка. Осенние месяцы».

Познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей - десятком. Учить записывать число 12; определять время на часах;

решать логическую задачу на установление закономерностей. Учить измерять и рисовать отрезки заданной длины. Закреплять знания об осени, осенних месяцах.

Демонстрационный материал: две корзины: в одной 10 мячей, в другой – 5 мячей, банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок, лист бумаги, картонная полоска (полоска должна укладываться полное количество раз в листе бумаги), 2 коробки с карандашами: в одной коробке – 5 карандашей красного цвета, в другой коробке – 5 карандашей синего цвета; карточки с цифрами, часы.

Раздаточный материал: карточки с цифрами, листы бумаги с изображением здания детского сада (прямоугольник) и участка (овал) (см. рис. 8), круги, треугольники, карандаши, часы, линейки.

Консультация: «Сравнение и классификация для ребёнка».

Работа в центре математике – д/и «Примеров много – ответ один», «Чего не стало», «Поросята и волк.

Учить составу чисел из двух меньших, формирование навыков сложения и вычитания. Развивать мышление, внимание, память.

Игровое поле, 2 набора карточек с цифрами (большого и маленького размера).

Мешочек, платок; игрушки: мяч, машина, бычок, кукла, котенок, пирамидка и другие предметы.

3 шаблона домов с геометрическими фигурами, геометрические фигуры на каждого ребёнка.

Прогулка - п/и «Самолеты», д/и «Братья месяцы».

Привлечь детей к счету чего-либо на прогулке.

Игрушечный самолет, д/и «Братья месяцы» - сменные детали.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до десяти».

Совершенствовать количественный счет в пределах 10.

Мультфильм «Козленок, который умел считать до десяти», ноутбук, проектор.

Работа в уголке творчества – д/и «Дорога в гараж».

Закреплять пространственное расположение предметов, представление об их относительности.

Макет города с улицами.

Сюжетно-ролевая игра «Стройка».

Продолжать учить пользоваться линейкой для измерения длины.

Планстроительства, различные строительные материалы, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители, метр, линейка.

Декабрь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Числа 13, 14. Математическая задача. Деление предмета на части. Знаки +, -. Величина. Треугольник. Логическая задача. Дни недели».

Знакомство с образованием числа 13, 14 и новой счетной единицей - десятком. Учить записывать число 13, 14; решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Учить составлять примеры, читать записи; решать логические задачи на установление закономерностей. Знакомить с элементами треугольника: вершиной, стороной, углом; что в двух неделях 14 дней.

Демонстрационный материал: миска с мукой, банка, поднос, макет часов, пятиугольник, шестиугольник, веревка, 2 обруча, карточки с цифрами, камушки, картинка с изображением птиц, сидящих на двух ветках, картинки с изображением разных времен года и месяцев осени, мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов одного цвета, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством пшена.

Раздаточный материал: ииска с мукой (в миске 10 чайных ложек муки), банки, чайные ложки, макеты часов, тетради в клетку с образцом задания, карандаши, многоугольники, круги, карточки с цифрами от 0 до 9, счетные палочки, веревочки, карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 14 шт. для каждого ребенка).

Родительское собрание: «Формирование у детей знаний об общепринятых мерах длины и объема».

Квест - игра «По следам Деда Мороза».

Уточнять знания об образовании чисел второго десятка. Решать логические задачи, делать выводы.

конверт с письмом от Деда Мороза; карточки – указатели с заданием («снежинки», строительный материал – кубики; две шапочки красного и синего цвета для игры «Два Мороза»; карточки – «снежинки» с загадками о снеге, морозе, снежинках, Снегурочке и т. д. ; следы из картона; послание детям от Деда Мороза.

Работа в центре математики – д/и «Животные из геометрических фигур», «Составь задачу».

Закреплять знания о треугольнике, учить находить предметы треугольной формы. Учить пользоваться арифметическими знаками.

Набор геометрических фигур, схемы животных.

Карточки для составления задач.

Прогулка – д/и «Узнай, что я загадала», «Мишкина неделя».

Уточнить и углубить знания о днях недели.

Игрушки, мешочек, часы «Дни недели» с  цифрами 1-7, картинки- гномики в одежде разного цвета.

Прослушивание песен с математическим содержанием. Д/и «Вверх по лесенке», «Звонкий треугольник».

Закрепить прямой и обратный счет, знания о треугольнике. Развивать слуховое внимание.

Магнитофон, аудиозапись, лестница из 8 ступенек, матрешка, музыкальный треугольник.

Январь

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Счет по образцу и названному числу. Число 15. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача».

Продолжать учить: считать по образцу и названному числу; составлять арифметическую задачу и решать ее. Познакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей - десятком. Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в тетради в клетку.

Демонстрационный материал: корзина, мячи, карточки с цифрами, картинки с цифрами, письмо от сказочного героя, четыре конверта с заданиями, кукла Незнайка, сборник логических задач.

Раздаточный материал: цветные карандаши, счётные палочки, тетради, Счетные палочки (по 15 шт. для каждого ребенка), резинки (по 1 шт. на каждого ребенка), карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат на каждого ребенка), логические блоки Дьеныша, карточки таблицы.

Беседа: «Формирование количественных представлений у детей 6-7 лет».

Прогулка – д/и «Покажи цифрами», п/и «Самолеты».

Закрепить знания об образе цифр, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Листы бумаги в клетку, простой карандаш, игрушечный самолёт.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Д/и «Сколько».

Упражнять детей в счете,  развивать слуховое внимание.

Атрибуты для с-р игры

«Магазин»: весы,

халат, фартук,

кошелек, деньги,

ценники,

разнообразный товар,

каталки и корзины для

товара, касса и т.д.

Карточки с нашитыми в ряд пуговицами от 2 до 10.

КВН «Математические старты».

Закрепление пройденного материала по формированию математических представлений.

Ноутбук; геометрические фигуры: плоскостные и объёмные;

цифры от 1 до 10 (для двух команд); цветные ленты разных размеров (для двух команд); корзины; мячи; магнитная доска, фишки для счета очков, медали с эмблемами на каждого ребёнка, разноцветные полоски разной длины по 10 штук на команду, волшебные камешки с нарисованными на них кругами и квадратами.

Присутствие на мероприятии.

Февраль

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Число 16, 17. Измерение линейкой. Ориентировка во времени по часам. Математическая загадка. Знаки +;  -. Состав числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве».

Познакомить с образованием числа 16  (17) и новой счетной единицей – десятком; понимать отношения между числами в числовом ряду. Учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; определять время по часам; решать математические загадки; определять, какой математический знак надо писать в примере. Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги. Продолжать учить измерять и рисовать отрезки заданной длины.

Демонстрационный материал: геометрические фигуры, набор цифр и знаков, карточки-схемы.

Раздаточный материал: линейка, шаблоны часов, набор цифр и знаков, тетрадь в клетку, простой карандаш, счётные палочки,

Папка- передвижка

«Картотека игр по ФЭМП для подготовительной группы».

Работа в центре математического развития,  д/и «Какие примеры решал снеговик».

Продолжать учить определять и называть арифметические знаки при решении примеров.

На каждого ребёнка: картонный циферблат, набор цифр и знаков.

Чтение математической сказки  «Сказка о дедушке по имени Час». Д/и «Нарисуй правильно время на часах».

Развивать логическое мышление. Работа с циферблатами часов, учить определять время с точностью получаса.

Математическая сказка  «Сказка о дедушке по имени Час».

На каждого ребёнка: на листе изображение циферблатов без стрелок, карандаш простой.

Экспериментирование - игровое задание «Куда Снеговик придет скорее».

Продолжать учить измерять предметы линейкой.

Распечатки, карандаши, линейки, игрушка «Снеговик», снежинки.

Игровая ситуация - и/у «Матрешкино хозяйство».

Учить вырабатывать умение располагать предметы, согласно инструкции.

Игрушечный домик, матрешка,

автомобиль, домашние животные.

Март

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Число 18, 19. Геометрические фигуры. Логическая задача. Решение примеров. Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка на листе бумаги. Сравнение предметов по величине. Установление последовательности событий».

Познакомить с образованием числа 18 (19) и новой счетной единицей - десятком. Учить решать примеры; правильно пользоваться знаками;

решать логическую задачу. Закреплять знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы; знания о последовательности времен года; ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения.

 Демонстрационный материал: 20 кругов одного цвета и размера, 10 карточек с изображениями различных предметов (из игры «Колумбово яйцо»), матрешки, ленты, фишки, геометрические фигуры.

Раздаточный материал: квадраты одного цвета и размера (по 20 шт. для каждого ребенка), кругов одного цвета и размера (по 10 шт. для каждого ребенка), 10 конвертов с частями картинок из игры «Колумбово яйцо», тетради в клетку, карандаши.

Индивидуальные беседы

Работа в центре творчества - И/у «Соедини правильно», «Посчитай и напиши».

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание.

Набор карточек с цифрами и картинки, тетрадь в клетку, простой карандаш, карточки с изображением геометрических фигур (предметами).

Игровая ситуация «Готовим по рецепту».

Продолжать учить устанавливать последовательность событий.

Книжка-малышка с рецептами, макет кастрюли «Борщ» и банки «Компот», «Соленья», «Варенье», ламинированные картинки овощей, фруктов и ягод.

Сюжетно-ролевая игра

«Встречаем гостей».

Учить сравнивать предметы по величине.

Предметы разные по величине, кухонные принадлежности.

Математический досуг «Путешествие в страну геометрических фигур».

Обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Продолжать учить решать логические задачи.

Таблицы, набор геометрических фигур разного цвета, счётные палочки, индивидуальные картинки для игры «Соедини точки», набор плоскостных и объемных фигур, игра «Танграм», сундучок с монетами, разрезанные на части геометрические фигуры; д/и «выложи из геометрических фигур», призы-медальки.

Присутствие на досуге.

Апрель

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Число 20. Решение арифметической задачи. Решение примеров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги. Логическая задача. Квадрат. Соотнесение количества предметов с цифрой. Дни недели».

Продолжать знакомить: с образованием числа 20 и новой счетной единицей - десятком. Учить дорисовывать квадраты до знакомых предметов; измерять линейкой, записывать результаты измерений; решать примеры в пределах второго десятка; решать логическую задачу на анализ и синтез, устанавливать связи и отношения. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; рисовать в тетради в клетку узоры. Закреплять знания о последовательности дней недели.

Демонстрационный материал: веревка, 2 обруча, карточки с цифрами, камушки, картинка с изображением птиц, сидящих на двух ветках, картинки с изображением разных времен года и месяцев осени, ваза, 4 флажка, 3 кубика, квадраты двух цветов, 5 треугольников одного цвета, картинки со схематичным изображением детей в разных позах (5–6 шт.; см. рис. 22), 5 листов ватмана с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала), картинка с изображением кошек, расположенных в 3 ряда.

 Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 9, счетные палочки, веревочки, треугольники двух цветов, карточки с изображением кошек, карандаши, тетрадь в клетку.

Прогулка – д/и «Подбери цифру», «Живые числа».

Закреплять умение понимать инструкцию при выполнении заданий, связанных при решении примеров.

Карточки с разным количеством предметов, карточки – цифры. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 20.

Работа в уголке занимательной математики - слуховой диктант с геометрическими фигурами; выполнение упражнения «Дорисуй узор».

Закреплять умение различать геометрические фигуры, ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов.

Тетрадь в клетку, простой карандаш, карточки-схемы с образцами.

Проблемная ситуация «Помоги животным правильно найти свой дом».

Продолжать учить измерять предметы линейкой. Развивать умение делать выводы при измерении предметов.

Раздаточные карточки-лабиринты, линейка.

Физкультурный досуг «Семь Гномов».

Упражнять в  количественном и порядковом счету в пределах 10. Формировать представления о днях недели, их последовательности.

Картинки героев сказки – гномики,

“дощечки” с номерами от 1 до 10,

цифры карточки от 1 до 7, геометрические фигуры,

шапочки для гномиков,

волшебная музыка,

письмо от колдуньи, 2 доски, воротца, следы 12 штук, 6 обручей, 4 мешочка с «драгоценными камнями», 2 грибочка, 2 фишки, 2 мяча-прыгуна, нарисованный замок, 8 нарисованных ключей, сундук, медали, гора украшенная материалом и камнями-самоцветами.

Присутствие на досуге.

Май

Мероприятие

Цель и задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

НОД: «Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому лицу. Логическая задача. Задачи-шутки. Решение примеров. Математические загадки. Весенние месяцы».

Закреплять понимать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, другому человеку; решать логическую задачу на анализ и синтез; понимать отношения между числами. Учить решать задачи-шутки с математическим содержанием; решать примеры, читать запись; отгадывать математические загадки. Закреплять знания о весенних месяцах.

Демонстрационный материал: карточки с цифрами, 9 рыбок, 2 панно с изображением аквариума (аквариум с прорезями), сборник задач, геометрические фигуры, ленты, матрешки.

 Раздаточный материал: тетради в клетку, карандаши, д.и. «Кто куда? Кто где?», счётный материал, д.и. «12 месяцев».

Присутствие на викторине: «Знатоки математики».

Родительское собрание: «Полученные знания по ФЭМП».

Прогулка - Д/и «Разноцветное путешествие».

Развивать логическое мышление, творчество, умение ориентироваться в пространстве.

Игровое поле, мелкая игрушка.

Работа в центре математического развития - Д/и «Угадай-ка», «Задачки – шутки».

Учить анализировать, делать логические выводы, при решении задач на смекалку.

Сборник логических задач, головоломки, лабиринты.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Выполнять задания на соотнесение цифры с количеством.

Колокольчик для подачи звонка;

карандаши, линейки, задания для учеников, тетрадки, ручки

указка.

Викторина «Знатоки математики».

Закрепление полученных знаний по формированию математических представлений.

Эмблемы для детей заранее подготовленные (круги желтого и квадраты зеленого цвета по количеству детей), математический набор для каждой команды, набор цифр от 1 до 20 для каждой команды, листы в клетку и А 4 на каждого ребенка, простые карандаши, флажки, карточки с заданиями.

Полученные результаты

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого непрерывная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

- широкое использование дидактических, развивающих игр в непрерывно образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений;

- системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

- активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.

Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Список использованной литературы

  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./  Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.,2011г.;
  2. Волина В.В. «Занимательная математика для детей» - С.П.,1996г.;
  3. Генденштейн Л.Э. -, Мадышева Е.Л. «Арифметические игры для детей 6-7 лет.» - М.,1998;
  4. Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.:          Просвещение, 1991.
  5. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. – «Математика для дошкольников» - М., 1992г.
  6. Метлина Л.С. – «Математика в детском саду» - М., 1984г.;
  7. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» -           М., 1990г.;
  8. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» - М.,1996г.;
  9. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька…» - М., 2003г.;
  10. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.:Просвещение, 1987.
  11. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.
  12. Столяр А. А. – « Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет - М.:Просвещение, 1991.
  13. Фидлер  М. Математика уже в детском сад. - М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2020-2021г.

Планирование по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"...

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в процессе разных видах деятельности»

В дошкольных учреждениях формирование элементарных математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отра...

«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»

laquo;Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»...

План по самообразованию Мустафиной Д.Х. Тема: «Использование сюжетно-дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи самообразования: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Активно воздействовать на всестороннее...