«Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР»
статья по математике (подготовительная группа)

Гришкина Наталья Михайловна

Цель авторской статьи: Формирование у  детей дошкольного возраста с ТНР элементарных математических представлений с использованием игровых технологий. Поддерживать устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР»

Научные исследователи, такие как Фалькович Т. А., Барылкина Л. П., Смоленцева А. А., и др. утверждали, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений; с детьми нужно «играть» в математику.

Авторы Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Гальперин П. Я.  указывали на трудности в усвоении математических представлений детьми с ОНР,  обусловленные речевой патологией  и вторичными нарушениями высших психических функций..

Авторы Аргинская И.И., Лопатина Л.В. и др. отмечали, что для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста большое значение имеет игровая деятельность: дидактические, сюжетно-дидактические, театрализованные и подвижные игры.

Как же организовать работу по овладению элементарными математическими представлениями  с детьми  дошкольного возраста с ТНР, ввиду недостаточной сформированности познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти).

Решение данной проблемы в коррекционной практике мы видим в применении игровых технологий (игровых методов и приёмов). Использование игровых технологий в формировании математических представлений у детей с ТНР позволяет им успешно справиться с заданием и усвоить программные задачи.

Да, мы должны использовать игровые технологии (игровые методы и приёмы) в формировании математических представлений  в работе с детьми с ТНР, потому что они  позволяют успешно решить программные задачи. Но мы не можем применять данную технологию  без учёта нарушенных познавательных процессов у детей с ТНР.

Поэтому необходимо:

1. Отобрать из общей практики разные способы работы по формированию элементарных математических представлений и применить их в комплексе так,  чтобы они активизировали познавательные процессы и позволили каждому ребёнку добиться успеха.

Свою работу мы стали строить на шести основных принципах:

  • Принцип  коррекции  и компенсации, позволяющий определить адресность     обучения  в   зависимости от  структуры   нарушения.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию:

(ориентация на разные возможности и темп развития ребёнка; признание значимости и индивидуальности каждого ребёнка, его права на собственный выбор).

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Принцип взаимосвязи умственного и речевого развития детей.
  • Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное  развитие ребёнка  с  ТНР.
  • Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Определили цель и задачи педагогической деятельности.

Цель: Формирование у  детей дошкольного возраста с ТНР элементарных математических представлений с использованием игровых технологий. Поддерживать устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Задачи: 

  • Выявить  у каждого из воспитанников степень несформированности в математическом развитии.
  •  Подобрать и  адаптировать игры по разным направлениям математического развития с учетом особенностей детей с ТНР.
  • Определить место данной работы в структуре образовательного процесса.
  • Разработать план применения игр в деятельности с детьми;
  • Обогатить предметно-развивающую среду.
  • Включить в процесс обучения родителей и специалистов.

2. Определить условия отбора игр по ФЭМП с учетом особенностей детей с ТНР:

  • Учет возрастных особенностей.
  • Учет направлений математических игр (количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, логическое мышление).
  • Учёт текущей воспитательно–  образовательной задачи, коррекционной  работы с детьми.
  • Учёт  времени года.
  • Соответствие лексической теме.

Какие же игровые технологии в математическом развитии наиболее успешные и интересные для детей с ТНР:

Дидактические игры: 1. Игры с цифрами и числами (обучение счёту). 2. Игры путешествие во времени (знакомство с днями недели); 3. Игры на ориентирование в пространстве; 4. Игры с геометрическими фигурами (закрепления знаний о форме геометрических фигур); 5. Игры на логическое мышление (формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения).

Подвижные игры с математическим содержанием: развивают познавательную деятельность, интеллектуальные операции. Знакомят с числами и цифрами, с цветом и цветовыми оттенками, с геометрической формой, преобразованием, с понятием «величина». Способствуют развитию пространственных представлений, логического мышления, навыков сравнения, анализа, объединение множеств.  Развивают внимание, быстроту реакции и координацию движений, умение понимать инструкции, подчиняясь правилам игры; учат контролировать свои движения, тактильные анализаторы.

Сюжетно-ролевые игры: формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений; расширение представлений об окружающей действительности; формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. п.); обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре; развитие личностных качеств, эмоциональной сферы.

Театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации):  формируют количественные, временные, пространственные представления; способствуют раскрепощению детей, снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности 

Игры с пальчиками «Пальцевый счет»: формирует у детей количественные представления, способствует развитию координации «глаз — рука»; ребенок учится фиксировать свое внимание на руке и на предмете, самостоятельно ощупывать предмет, следить за его перемещением, находить его место и т. п.      

Игры с песком и другими сыпучими материалами: развиваются познавательные функции рук ребенка — координация обеих рук со зрительным прослеживанием, формируется операционально-техническая сторона деятельности, развивается зрительно-двигательная координация. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме, о пространственной ориентировке, позволяют научить ребенка сравнивать объемы и т. п. Формируют у детей представления об объеме сыпучего материала, о сохранении его количества независимо от формы и объема сосуда и т. д.

Игры с водой: дети осваивают пространственные представления, осуществляя пространственную ориентировку в воде; количественные представления, погружая в воду заданное количество объектов, соотнося одно количество с другим и т. п.; развиваются тактильные ощущения детей; формируются  представления о величине, о геометрических фигурах. 

Игры с бытовыми предметами и орудиями (посуда разного размера: кастрюли, тарелки, чашки,  деревянные и пластмассовые ложки, миски, банки для сыпучих продуктов и т. п., приспособления для сушки белья: прищепки, веревки для развешивания белья, прихватки различной формы и разных размеров и т. п.):  игры учат соотносить предметы по величине, форме, цвету; формируют у детей представления об одинаковом количестве, дают реальную возможность соотносить количество без пересчета, на основе пересчета и т. п.; формируют как количественные, так и пространственные представления.

Настольно-печатные игры: способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций; закреплению или отработке полученных знаний. Развивают процессы мышления, внимания, памяти, воображения и речи; тренируют усидчивость, дисциплинированность и умение доводить начатое дело до конца; воспитывают уступчивость, толерантное отношение к партнёрам, а также умение сотрудничать.

Игры по ФЭМП на интерактивной доске: являются одними из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения дошкольников. У детей развиваются все психические процессы: внимание, память, мышление; речь; а также мелкая моторика. Формируются приёмы умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей.

3. Для формирования математических способностей  у  детей дошкольного возраста с ТНР необходимо создавать специальные условия.

  • Наличие игрового центра «Игротека».
  • Наличие уголка  «Занимательная математика».
  • Копилка игр и пособий, компьютерных презентаций для математического развития.
  • Набор лэпбуков по ФЭМП с копилкой дидактических игр и упражнений по математическому развитию.
  • Наличие интерактивной доски.
  • Наличие специальной комнаты для игр с песком и водой.

4. Необходимо отводить определённое место в структуре образовательного процесса:

  • Непосредственно образовательная деятельность:

- по ФЭМП, 

-развитию речи,

-формированию представлений о себе и окружающем мире,

 -изобразительной деятельности,

- ручному труду .

Это может быть игровая минутка, проблемная ситуация, физ.минутки, пальчиковая гимнастика, учебное задание, упражнение, как часть занятия.

  • Совместная деятельность:

-дидактические игры в пространстве группы;

-дидактические игры за столом;

-подвижные игры;

- игры драматизации;

-экскурсии и наблюдения;

-ЧХЛ: стихи, математические сказки, математический фольклор: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки;

-досуги (математические).

  • Самостоятельная деется деятельность:

- настольно-печатные игры,

-сюжетно-ролевые игры,

- театрализованные игры,

-развивающие игры и упражнения с математическим содержанием

 Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление, активизирует познавательную деятельность. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Занимательный математический материал стал хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике. Дети используют игры и игровые упражнения с математическим содержанием в самостоятельной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".

Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...

«Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений»

Конспект игровой ситуации в подготовительной группе по ФЭМП «Путешествие на фантастическую планету»....

Использование современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры....

"Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы....

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Выступление на педсовете "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ". Доклад: «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

В развивающих играх Никитина  - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно п...

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...