Игры по Воскобовичу
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Титарева Наталья Ивановна

Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_voskobovicha.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игры В. Воскобовича

Покажи – и я запомню.

Дай мне сделать самому - и я научусь.

Китайская мудрость

Биография

Вячеслав Вадимович живет в Санкт-Петербурге. По специальности физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые игры: «Геоконт», «Игровой квадрат». Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производ-ству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекци-онных игр.

Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают педагоги. В процессе игры со-здается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.

Технология «Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и по-степенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего разви-тия».

Отличительные особенности игр Воскобовича

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из прин-ципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, Вторым принци-пом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обу-чаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры за-ключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша. Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают раз-вивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение не-традиционных заданий различного уровня сложности способствует фор-мированию раннего креативного мышления у детей.

Методика Вячеслава Воскобовича.

• Развивает психологические процессы

- логическое, математическое мышление;

-творческое, образное восприятия, воображение;

-внимание, память, усидчивость;

• Развивает мелкую моторику;

• Формирует навыки моделирования;

• Развивает произвольные интеллектуальные способности.

Плюсы и минусы методики Вячеслава Воскобовича.

Плюсы методики:

-ребенок быстро анализирует информацию;

-легко считает, имеет навыки чтения;

-умеет различать геометрические фигуры и цвета;

-быстро анализирует;

-доводит дело до логического конца;

- обладает высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания.

Минусы методики:

- не все авторские игры можно сделать самостоятельно.

Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуаль-ными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их доб-рые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но про-стоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотно-шениям.

Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр: универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;

Предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;

Конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.

Универсальный блок

Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина размером 1м \1м с нанесённой сеткой;

- разноцветные верёвочки (5 верёвочек длиной по 1м.);

- разноцветные липучки (25 кружков из цветной контактной ленты, 5 кружков с держателями, 5 зажимов для фиксации картинок, карточек на коврографе;

- цветные карточки (10 карточек из ковролина: семь хроматических цветов (радуга) и три ахроматических (серый, белый, чёрный);

- буквы, цифры (90 карточек из прозрачной плёнки: 15шт с буквами крас-ного цвета – гласные; 30шт. с буквами синего цвета - согласные, твёрдый знак; 30 шт. с буквами зелёного цвета – согласные, мягкий знак; 15 шт. – с цифрами и арифметическими знаками жёлтого цвета);

- забавные буквы (10 карточек из картона с гласными буквами);

- забавные цифры (10 карточек из картона с цифрами);

- кармашки (для размещения карточек).

- 7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.) Здесь и приобретение навыков порядкового сче-та, развитие наблюдательности, памяти…

- Пространственные карточки: ЛЕВ, ПАВЛИН, ПОНИ, ЛАНЬ.

Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки.

- Круговерт и стрелочка. Используется для начертания кругов. Вспомога-тельные элементы: касса, кармашки, зажимы, знаки отрицания.

Используя в своей педагогической деятельности игры с Коврографом «Ларчик», педагоги развивают у воспитанников сенсорные способности; элементарные математические представления: цвет, форма, размер; отно-шения: пространственные, количественные, по величине; сохранение коли-чества, алгоритмы; ознакомление с окружающим: предметный мир, мир природы: растения и животные.

В старшем дошкольном возрасте добавляется: развитие психических про-цессов: внимание, память, мышление, воображение; числа и цифры; разви-тие речи, обучение грамоте.

Игры:

- Бусы на верёвочке

- Узоры

- Составление геометрических фигур, растений, животных, предметов, букв и цифр из разноцветных верёвочек.

- Графический диктант.

-Игры с Гномами КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ

(Кто спрятался? Кто не на своём месте? Поменяй местами.)

- Счёт предметов с помощью забавных цифр.

- Шуты-акробаты (эхо, песенка друзей, чехарда, волшебные сундучки и др.)

Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.

Пособие «Коврограф Ларчик» Соответствует требованиям ФГОС. Его можно использовать в разных образовательных областях. Является транс-портируемым, содержательным, доступным.

Игровой графический тренажер «Игровизор» и «Геовизор» Они пред-ставляют собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания маркером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет много-кратно использовать листы-задания. В играх с интеллектуальным трена-жёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку. Виды выполнения заданий на «Игровизоре»: выделение, соедине-ние, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д. Значи-тельно повышает функциональность и результативность выполнения зада-ний, так как есть возможность исправления ошибок, использования листов самоконтроля и создания у ребенка ситуации успеха.

Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»

Предметный блок

Дидактическое пособие «Счётовозик» способствует: Освоению порядко-вого и количественного счёта; Соотнесению цифры и количества; Сравне-нию чисел первого и второго десятка, пониманию состава числа; Сложе-нию чисел, решению простейших задач; Развитию внимания, памяти, эле-ментов логического мышления, управляет ими Магнолик- сказочный пер-сонаж, придуманный автором.

Соедините только четные числа до 10. Шнурок можно продевать в отвер-стие кнопки, огибать кнопку, накручивать на нее.

Сравните числа 6 и 10, соединив шнурком цифры и знаки,

Серия игр “Ромашка”, “Снеговик”, “Яблонька” Шнуровки способ-ствуют развитию мелкой моторики, развивают навыки чтения и логическо-го мышления у ребёнка, а также умение завязывать шнурки поможет детям составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить новые слова. Для детей от 2 до 4 лет использует-ся в качестве шнуровки для развития мелкой моторики кисти рук.

"Теремки Воскобовича" - базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладываем в Теремок - получается слияние. Таким образом со-ставляются слова. Всего в комплекте - 12 кубиков, 12 теремков.

Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Загибаем попеременно уголки, и получаем разные слова. На маленьком "пятачке" (области чте-ния) 4 слова, а всего в каждой игре их - больше сотни

Конструктивный блок

Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориен-тироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие психологические процессы. Выглядит он до-вольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого. Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четы-рехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000). Игру сопровождает ме-тодическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и пре-вращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, ту-фельку, самолетик, конфетку и т. п. Ребенок собирает фигуры по картин-кам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

«Нетающие льдинки» -это, пластинки игры «Прозрачный квадрат», кото-рые превращаются в различные фигурки и помогают малышу Гео найти дорогу из Фиолетового леса.

Игра способствует освоению эталонов формы, умению считать, знакомит с пространственными отношениями и величиной, помогает понять соотно-шение целого и части. Играя развиваем память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности.

«Чудо-крестики» являются многофункциональным пособием для разви-тия у детей математических и творческих способностей. Данная игра пред-ставлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Малыш должен, используя схемы, собрать различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок». «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части. Малыш в ходе игры развивает воображение, фантазию, ловкость рук, учится использовать схемы для решения поставленных задач. Это очень удачный вариант кон-струирования для детей 3 лет.

Развивающая игра «Чудо -цветик» направлена на развитие сенсорики и психических процессов, математических представлений и творческих спо-собностей. Малыш 3-5 лет осваивает состав числа в пределах первого де-сятка, учится считать и отсчитывать необходимое количество, соотносить цифру и число. Составление образных фигурок из деталей головоломки (сначала по образцу, а потом по своему замыслу) тренируют мелкую мо-торику рук, развивают пространственное воображение и фантазию. Ребе-нок 5-7 лет с помощью игры и сказочного сюжета учится решать логиче-ские задачи и осуществлять свои творческие замыслы, осваивает принцип образования чисел из единиц и двух меньших, получает представление о соотношении целого и части, дробях.

«Чудо-соты «Это развивающее пособие представляет собой деревянную рамку с пятью разноцветными вкладышами, по форме напоминающими соты. Каждая сота состоит из нескольких частей – геометрических фигур. Ребенок сможет играть, собирая все соты воедино в рамке или конструи-руя из них всевозможные фигуры и силуэты. Предметы можно складывать по предложенной схеме или придумывать их самому. Готовые фигуры можно будет обвести карандашом по контуру, а затем разукрасить полу-чившееся изображение. Игрушка тренирует тактильно-осязательные ана-лизаторы, мелкую моторику, развивает воображение и творческие способ-ности, совершенствует речь, внимание, память и пространственное мыш-ление, способность анализировать и принимать самостоятельные решения. Помогает освоить начальные логико-математические понятия: количе-ственный счет, соотношение целого и части, пространственные отношения предметов.

Игра "Лепестки" представляет собой набор из 8 разноцветных "лепест-ков": 7 цветов радуги + 1 белый. С помощью специальной контактной лен-ты, лепесточки, словно "репейник", крепятся на игровое поле из ковроли-на. Игра "Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка, а также формирует навык осмысленного выражения в речи пространственных понятий: "над", "под", "между", "рядом", "слева", "справа".

Эталонный конструктор «Фонарики» Позволяет ребенку осваивать гео-метрические формы; конструировать по схемам; определять размеры; вы-полнять творческие задания; рисовать по трафарету.

«Математические корзинки» Ребенок с веселыми героями зверятами-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Малыш в ходе игры помогает сво-им друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо по-ложить в корзину, чтобы она была полной. В предложенной автором ин-струкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малы-шом.

Шнур-затейник делает пальчики вашего ребенка ловкими и умелыми, развивает мышление, память, внимание и воображение.

Кораблик «ПЛЮХ-ПЛЮХ» Знакомит с цветом, формирует математиче-ские навыки, развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Пять цветов, пять мачт разной высоты, флажочки, которые снимаются и одева-ются. На кораблике работают пальцы (надо правильно брать пальчиками флажочки). Помогают нам играть с корабликом матросы – лягушата и ка-питан – гусь. Для того, чтобы наш кораблик отправился в плавание на нем надо навести порядок, надо наши флажочки снять и постирать. Затем раз-ложить на столе по цветам и просушить. И затем начинаем надевать, На маленькую надеваем самую маленькую кучку и тд.

Кораблик «Брызг-брызг» Представляет собой игровое поле из ковроли-на в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам ра-дуги и по необходимому количеству флажки на липучках — паруса. Ко-рабль — образ числовой оси (1-я мачта, 2-я мачта, 7-я мачта, 1-самая низ-кая, 2- низкая, 3- ниже средней, 4- средняя, 5- выше средней, 6-высокая, 7-самая высокая.

Флажок: может быть повернут (налево или направо). Это свойство можем использовать на закрепление направления.

Флажки могут быть расположены: радуга – вертикальные ряды, матрос-ская тельняшка – горизонтальные ряды, лесенка – диагональные ряды, пёстрое одеяло – произвольное расположение

Игра способствует: - совершенствованию интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи;

- тренировке мелкой моторики рук; развитию умения решать логико-математические задачи.

Если флажки перемешать, то задания могут быть такими:

Снять 2 флажка — не красных, не зеленых, не синих. (Закрепление: цвет, количество, отрицание).

Снять зеленый флажок между желтым и синим (Пространственная харак-теристика).

Развернуть на 7 мачте красный флажок (Направление);

- ветер срывает флажки, надеваем флажки, считаем флажки, ищем мачты (решение логико-математических задач, состав числа);

- загадка капитана, загадка матросов (игры «да-нет»).

Кораблик «Буль-буль» Ларчик - 10 мачт. Можно использовать для счета в пределах 100. Флажки соединены парами, тройками, четверками, белые - десятками. В упаковке 10 десятков. Например 12 это 1 белый (соединен-ный) десяток и еще 2 флажка.

Волшебная восьмёрка Состав: игровое поле для конструирования одной цифры. На рисунке восьмёрки написаны слова считалки КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ (шифр цветов радуги)

Двусторонние палочки для конструирования цифр. С одной стороны они окрашены в цвета радуги. Игра развивает: интеллект – процессы внима-ния, словесно-логической памяти, операции пространственного и логиче-ского мышления, умение составлять цифры и складывать образные фигу-ры; мелкую моторику рук – координацию глаз-рука, точные движения ки-стей рук и детских пальчиков.

Игры и задания с волшебной восьмёркой:

- конструирование цифр по схеме,

- конструирование по словесной модели,

- мысленное создание словесных моделей цифр, без опоры на действие.

"Конструктор букв" позволяет из элементов, сконструировать любую букву алфавита. Элементы можно прикреплять на поле эластичным шну-ром, можно выкладывать на столе.

Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последователь-ности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, по-могают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у малышей. «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает у них мелкую мотори-ку рук, помогает изучить цвета, величины и формы. С помощью данной игры ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориен-тироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисун-ками, нестандартно мыслить. «Геоконт» также развивает психологические процессы малыша. Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифро-вано слово «геометрия»).

Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели до-школьного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, воспи-тание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и лич-ностных качеств, сформировать предпосылки к учебной деятельности, ко-торые обеспечат социальную успешность.

Вот в такой незатейливой игровой форме, путешествуя по сказочным ми-рам развивающих игр Воскобовича, ребенок осваивает счет, чтение и даже основы геометрических понятий. Можно купить все необходимое в мага-зинах. Можно сделать игры своими руками. Но главное, это не учить ре-бенка по играм, а играя в сказку узнавать с ним что-то новое и необычное.

Вы и сами не заметите, как развивающие игры Воскобовича раскрасят жизнь яркими красками веселого познания!

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами великого педа-гога В. А. Сухомлинского, который сказал, что духовная жизнь ре-бенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по играм В.Воскобовича по всем возрастам и месяцам

Перспективное планированиие по играм В.Воскобовича по месяцам и возрастам...

Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»

Примерное планирование с развивающей игрой В. Воскобовича "Геоконт" по формированию конструктивного и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Проект на тему "Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста через игру «Квадрат Воскобовича»

Для развития конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста  огромную помощь оказывает  развивающая игра «Волшебный квадрат». Примерное планирование заданий для детей дошкол...

Консультация для родителей: «Играем дома в игры В.Воскобовича»

Данная консультация знакомит родителей (законных представителей) с основами интеллектуальных игр В.В.Воскобовича....

Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами

Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе,  участвуют во всех ...

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...